Судебная власть в системе разделения властей, признаки судебной власти
Сущность разделения властей заключается в том, что единая государственная власть подразделяется на три относительно самостоятельные ветви, и в соответствии с этим разделением создаются государственные органы, которые самостоятельно и независимо друг от друга выполняют возложенные на них задачи, однако, взаимодействуют друг с другом в форме, предусмотренной законодательством.
Судебная власть- | Разновидность государственной власти, осуществляемая самостоятельными независимыми судами на основе Закона, путем конституционного, гражданского, уголовного судопроизводства. |
Признаки судебной власти.
1)Является разновидностью государственной власти, которая установлена законодательством – ст.10,11 К РФ
2) Исключительность.
Судебная власть принадлежит судам, образующим судебную систему РФ (Конституционному суду РФ, конституционным уставным судам РФ, судам общей юрисдикции и арбитражным судам).
Судебная власть реализуется в деятельности профессиональных судей, а так же привлекающихся к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей – непрофессиональных судей.
3) Подзаконность.
Реализуется в трех направлениях:
1. Все суды организованны в соответствии с К РФ и другими Законами.
Например: организация Конституционного суда РФ предусмотрена ст.125 К РФ, ст.4,18 ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31.12.96г. с изменениями и ФКЗ «О Конституционном суде» от 21.07.94г. с изменениями.
Реорганизация и ликвидация судов возможна только на основании Закона.
2. Компетенция всех судов определяется только Законами.
Например: компетенция арбитражных судов предусмотрена в ФКЗ «Об арбитражных судах РФ» от 28.04.95г. с изменениями и в арбитражном процессуальном кодексе РФ 2002г. с изменениями.
3. При разрешении дел, судьи руководствуются К РФ и ФЗ, поэтому, если какой-то подзаконный акт или закон субъекта РФ им противоречит, то судья не должен применять эти нормативные акты.
4) Самостоятельность и независимость.
Различают внешнюю независимость судов и внутреннюю независимость судей.
Внешняя самостоятельность судов означает, что они не подчинены какому-либо руководству со стороны органов законодательной и независимой властей, иных государственных и негосударственных органов, не входят в систему каких-либо государственных органов, а образуют самостоятельную, обособленную систему.
Однако, суды взаимодействуют с органами законодательной, исполнительной власти и другими органами.
Например: КС РФ осуществляет проверку нормативных актов на предмет их соответствия К РФ.
Внутренняя независимость судей проявляется во взаимоотношениях между вышестоящими и нижестоящими судами, между судьями одного и того же суда, между судьями и участниками судебного процесса.
Законодательством предусмотрены определенные гарантии такой независимости.
Например: уголовная ответственность за вмешательство в судебную деятельность, несменяемость и неприкосновенность судей.
Однако в значительной степени независимость судьи зависит от морально-деловых качеств самого судьи, от его способности противостоять какому-либо воздействию и руководствоваться в своей деятельности только Законом.
Фойницкий говорил о том, что независимость судей – это плод их твердого убеждения и высокой безупречной нравственности. Воспитывает судью общество, которое его окружает, примеры из жизни, науки, ум, но, если не будет подготовлена психологическая почва, то никакие государственные мероприятия не сотворят независимого судьи.
5) Правоприменительный характер.
Судьи в своей деятельности по разрешению дел не создают новых норм права, а применяют действующие нормы права.
6)Судебная власть реализуется в четырех формах судопроизводства: конституционное, гражданское, административное и уголовное.
7) Полнота власти.
Она характеризуется компетенцией судебных органов, а так же обязательностью для исполнения, вступивших в силу судебных постановлений.
Формирование судебной власти в РФ характеризуется постоянной компетенцией судов, а так же появлением новых видов судов.
Только по судебному решению возможно заключение под стражу подозреваемого или обвиняемого в преступлении, обыск жилища, прослушивание телефонных переговоров и совершении иных действий, затрагивающих неприкосновенность жилища, переговоров и сообщений и т.д.
В 92г. появились арбитражные суды, которые стали рассматривать преступления в сфере экономической деятельности, а раньше такие споры разрешались несудебными органами – органами государственного и ведомственного арбитража.
5.Понятие и признаки правосудия.
Главной функцией судов как носителей судебной власти является осуществление правосудия.
Правосудие - | Осуществляемая в процессуальном порядке деятельность суда или судьи по рассмотрению и разрешению на основе Закона гражданских, уголовных и иных дел с применением мер государственного принуждения к правонарушителю. |
Признаки правосудия.
1) Осуществление правосудия только судом.
Правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с К РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ», т.е. судами, входящими в судебную систему.
Создание чрезвычайных судов запрещается. Правосудие может осуществлять судья единолично, либо суд в коллегиальном составе.
Только по приговору суда, вступившего в законную силу, лицо может быть признано виновным в совершении преступления и подвергнуто мерам уголовного наказания.
Только деятельность государственных судов по рассмотрению гражданских и административных дел является правосудием, а деятельность иных органов по рассмотрению правовых конфликтов, например, третейских судов, не является правосудием.
Правосудие осуществляется судами при рассмотрении дел по существу, т.е. когда выносится приговор или решение, а так же при проверке уже вынесенных судебных актов.
2) Осуществление правосудия способами, указанными в Законе.
1. Конституционное правосудие – осуществляется КС РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ.
Эти суды в пределах своей компетенции, проверяют, соответствуют ли законы и другие правовые акты положениям К РФ, К республик, либо уставу иного субъекта РФ, а так же выполняют некоторые другие полномочия.
2. Правосудие по уголовным делам, осуществляется только судами общей юрисдикции в связи с совершением преступления.
Большинство уголовных дел, возбуждаются органами предварительного расследования преступления и после проведения дознания или предварительного следствия, дело передается в суд для решения вопроса о виновности подсудимого.
3. Правосудие по гражданским делам.
Осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Арбитражные суды рассматривают дела в сфере предпринимательства или иной экономической деятельности, а суды общей юрисдикции рассматривают все остальные категории гражданских дел.
Гражданское дело возбуждаются судьей после подачи в суд истцом искового заявления (иска) к ответчику.
4. Правосудие по административным делам.
Осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Например:
A. по делам об оспаривании правовых актов, изданных различными государственными и иными органами, либо должностными лицами,
B. рассмотрение дел об административных правонарушениях, отнесенных под ведомостью судов,
C. жалобы на действие, бездействие или решения государственных и иных органов,
D. другие категории спора.
3) Осуществление правосудия на основе Закона
Для разрешения любого дела суды применяют нормы материального права, например: уголовного, гражданского, семейного, жилищного, административного и др. отраслей права.
В этих нормах установлены права, обязанности и ответственность участников различных правоотношений.
Решение суда по гражданскому делу может основываться на нормах права, которые закреплены в различных законах и подзаконных актах,
а в случае пробела в правовом регулировании для разрешения дела можно применять аналогию права или аналогию закона.
Применяя норму права в гражданском деле, суд делает вывод о том, кто прав в споре и что должна делать, либо не делать, виновная сторона.
Приговор по уголовному делу может основываться только на нормах УК РФ, а разрешение уголовных дел по аналогии запрещено.
Применяя УК суд делает вывод о преступном характере деяния, о виновности, либо не виновности, обвиняемого в преступлении, о виде и размере наказания виновного и т.д.
Конституционный суд РФ для разрешения дел применяет К РФ, ФКЗ о КСРФ, а так же может применять международные договоры РФ.
4) Осуществление правосудия в процессуальной форме.
Деятельность судов по рассмотрению дел регламентируется нормами процессуального законодательства (ГПК РФ, УПК, АПК, К РФ об административных нарушениях (КоАК), ФКЗ о КС, Законы субъектов РФ «О конституционных (уставных) судах этих субъектов).
Процессуальные законодательства подробно регламентируют следующие вопросы:
1. Стадии судебного процесса, т.е. определяется последовательность рассмотрения дела.
2. Участники судебного процесса, которые подразделяются на три группы:
A. суд (определяет судебный орган и судебный состав),
B. заинтересованные лица, которые имеют личную, служебную или иную юридическую заинтересованность в определенном исходе дела – истцы, ответчики, их представители, подсудимый, его защитники, потерпевший, его представители, обвинитель и и.д.,
C. лица, способствующие осуществлению правосудия, которые юридически не заинтересованы в исходе дела – свидетели, эксперты, специалисты
3. Права и обязанности всех участников судебного процесса
4. Все, что связанно с доказательствами, например: виды доказательств, порядок их исследования, оценки и т.д.,
5. Порядок вынесения судебных актов, а так же их обжалование и пересмотр в вышестоящих судебных инстанциях.
Существенное нарушение процессуальной формы влечет за собой отмену судебных актов.
5) Суды могут применять меры государственного принуждения к правонарушителю.
Осуждая подсудимого по уголовному делу, суд может применять различные меры уголовного наказания, предусмотренные за совершение определенного преступления.
Например: штраф, обязательные работы, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и т.д.
По гражданским делам суд принуждает обязанную сторону к определенному поведению.
Например: уплачивать алименты на несовершеннолетних детей.
Конституционный суд может признать ненормативный акт, противоречащий конституционному. Этот акт утрачивает свою законную силу и дальнейшему применению не подлежит.
6. Конституционные принципы правосудия – понятие и сущность.
Конституционные принципы правосудия – это закрепленные в К РФ и законах идейно-политические, руководящие правовые положения, выражающие демократическую сущность и специфические свойства
правосудия и судебной власти с учетом национальных особенностей судебной системы России.
1) Играют важную роль в развитии законодательства в суде, в решении задач обеспечения и защиты прав человека.
2) Являются правовыми нормами, регулирующими организацию и деятельность суда.
3) Обязательны для исполнения всеми, кого они касаются, прежде всего судьями и другими участниками судебного процесса.
4) Их нарушение влечет за собой вынесение неправосудных судебных актов, которые
подлежат безусловной отмене вышестоящим судом.
5) Воплощаются в тех отраслях права, которые регулируют построение и деятельность суда – в судоустройственном, гражданском процессуальном, арбитражном процессуальном и уголовно-процессуальном праве.
6) В нормах о судоустройстве и нормах процессуального права часто закреплены в виде формулировок конкретных статей закона.
7) Некоторые принципы не формулируются в отраслевом законодательстве в виде отдельных норм или статей закона. Их содержание раскрывается через иные нормативные положения соответствующей отрасли, а понятие выявляется в процессе научного исследования и ходе реализации многих ее норм и институтов.
Особенность – почти все принципы правосудия закреплены в К и отраслевом законодательстве виде конкретных норм.
Сущность:
1) Это обусловленные характером самого общества идейные основы права и правосудия. Принципы-идейные основы формируются на базе идеологического многообразия и исторического опыта народа.
2) Указанные принципы суть политические основы правосудия и права, т.к. право само является политической категорией, поскольку затрагивает интересы значительного числа людей
3) Это руководящие нормы права. Направляют развитие права данного гос-ва
4) В правовом гос-ве концентрированно выражают демократизм права, суда и правосудия
5) Закрепляют специфику судебной власти, ее отличие от исполнительной и законодательной, а также национальные особенности российского права в судебной системе.
Классификация принципов
1) Конституционные (сформулированы непосредственно в К)
2) Принципы, вытекающие из положений К, но не закрепленные в ней
Принципы, закрепленные в конституции:
1) Единство судебной системы
2) Законность
3) Осуществление правосудия только судом
4) Доступность судебной защиты прав
5) Осуществление правосудия на началах равенства сторон перед законом и судом
6) Коллегиальность рассмотрения дел в судах
7) Участие граждан в суде первой инстанции (арбитражные и присяжные заседатели)
8) Открытое разбирательство дел во всех судах
9) Обеспечение обвиняемому право на защиту
10) Неприкосновенность судей и др.
Поскольку организация и деятельность суда в основном регулируется нормами о судоустройстве и нормами отраслей процессуального права - уголовного, гражданского и арбитражного, то и принципы правосудия закрепляются в данных отраслях права. При этом если принципы закреплены лишь в одной из отраслей и только в ней реализуются, то речь идет о специфически отраслевых принципах.
Большинство принципов правосудия закреплены во всех отраслях права, регулирующих правосудие, т. е. в нормах и о судоустройстве, и о судопроизводстве. Поэтому они являются межотраслевыми принципами, свойственными и организации, и деятельности суда, а потому выступают принципами судебной власти и правосудия в целом.