Молодежная субкультура
Социально-психологические особенности молодежи как социальной группы проявляются и в существовании специфической молодежной субкультуры (от лат. sub - частица, указывающая на нахождение под чем-либо, около чего-либо).
Под молодежной субкультурой понимается, прежде всего, культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.
Молодежное сознание является основой, носителем особой субкультуры, вторичной по отношению к культурной среде взрослого населения. Как особая субкультура она имеет свои собственные цели, ценности, идеалы, иллюзии, не всегда и не точно повторяющие господствующие в обществе взрослых - ей присущ собственный язык. В молодежной субкультуре как в сложном и многомерном явлении, в свою очередь, выделяются более мелкие, но тем не менее жестко оформленные субкультуры (панки, рейверы, рокеры, скины, кислотная молодежь, футбольные и музыкальные фаны ,готы и др.).
В то же время можно выделить общие черты, под влиянием которых она формируется.
· поиск своего пути во «взрослом мире», особый характер отношений со сверстниками.
· стремление обособиться, прежде всего от старших,
· желание принадлежать к какой-либо общности сверстников.
Складываются, так называемые неформальные молодежные группы (слово «неформальные » в данном случае подчеркивает отличие таких групп от официально зарегистрированных и руководимых взрослыми общественных молодежных организаций). Присоединившись к группе, молодой человек обретает определенную степень безопасности, окружающие теперь имеют представление о том, как его воспринимать, потому что на него распространяются общегрупповые признаки.
Мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному направлению, различны. Для одних они связаны с желанием обрести взаимопонимание и взаимоподдержку. Для других это способ почувствовать себя более сильными и защищенными. К сожалению, есть и те, кому важно почувствовать власть над другими...
Большинство молодежных групп сочетают противоречивые черты единообразия и непохожести. Единообразие в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении поддерживается внутри группы. Вместе с тем сама группа стремится (прежде всего, внешне) выделиться в общей массе молодежных движений. .
В нашей стране временем появления неформальных молодежных объединений стали 1980-е гг.
Особенность отечественных молодежных субкультур состоит и в том, что болыпинство из них ориентировано либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации. На Западе альтернативное движение, выросшее из молодежных субкультур1960-1970-х гг., активно участвует в социальных программах помощи больным, инвалидам, престарелым, наркоманам и т. д. Вероятно, такое различие можно объяснить особенностями российского общества, той ролью, которую государство играло в жизни человека. Поэтому досуг часто воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Общее образование для школьника и профессиональное - для студента нередко отходят на второй план перед реализацией экономических (зарабатывать деньги) и досуговых (интересно провести свободное время) потребностей.
Некоторые группы активно противопоставляют себя миру взрослых. Вызов общественному мнению чаще всего выражается в особенностях одежды и модных дополнениях к ней. Иногда совершаются и прямые антиобщественные поступки (хулиганство, драки), например группами футбольных фанатов. В этом случае общество сталкивается с отклоняющимся поведением. (Вспомните, в чем состоит социальная опасность отклоняющегося поведения.)
Например, субкультура рейва (от англ. rave - бред, бессвязная речь) возникает в 1980-x-rr. в США и Великобритании. В России распространяется с 1990-1991 гг. Ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров, яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик) в одежде стали элементами рейверского образа жизни. Развитие этой субкультуры шло параллельно с распространением наркотиков. Принятие галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически частью рейверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе ди джеи - ключевые фигуры рейв-субкультуры, - высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков.
Говоря о молодежной субкультуре в России, необходимо учитывать наличие существенных региональных и национальных различий. Тем не менее, молодежную культуру можно рассматривать как некое целое, которому присущи общие черты:
· вызов ценностям взрослых
· эксперименты с собственным образом жизни,
· включение в различные группы сверстников,
· своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке.
· Это скорее культура досуга, чем работы.