Избирательный кодекс республики беларусь

Избирательная система традиционно считается одним из важнейших политических институтов, чье влияние непосредственным образом отражается на политической системе общества в целом. Оказывая прямое воздействие на характер, интенсивность отношений между партиями, избирательная система определяет партийно-политическую инфраструктуру, степень ее фрагментации и является значимым институциональным фактором, который оказывает существенное влияние на процесс структурирования политической власти.

Избирательная система, действующая в той или иной стране, в достаточно полной мере свидетельствует о достигнутом уровне развития политической системы, являясь вместе с тем во многом стартовой основой политических преобразований, совершенствования управления государством.

Формирование избирательной системы – это политический процесс, затрагивающий интересы всего спектра политических сил страны. Целью этого непростого политического процесса является создание эффективно действующего надежного политико-правового механизма формирования властных структур. Избирательная система не может предстать в виде окончательно оформившейся схемы. Подтверждением этого могут быть политические баталии вокруг вопроса об оптимальном варианте избирательной системы. Более того, избирательная система не может быть статичной структурой, не приемлющей никаких поправок, корректировок и уточнений.

В настоящее время в научной литературе существуют разные подходы к пониманию сути и объема категории «избирательная система». Понятие «избирательная система» можно сформулировать в широком и узком смыслах слова. В узком смысле «избирательная система» – это закрепленная в законе система выдвижения кандидатов и подсчета голосов, т.е. конкретный способ организации выборов. По вопросу сущности избирательной системы в узком значении среди авторов меньше расхождений, чем при рассмотрении ее в широком смысле слова. Так, под избирательной системой следует понимать урегулированный правовыми и иными нормами порядок формирования выборных (прежде всего, представительных) органов государства, состоящий из ряда расположенных в определенной логической последовательности стадий (этапов), в рамках которых соответствующими государственными органами решаются присущие каждой из этих стадий (этапов) задачи, отношения между иными субъектами, участвующими в выборах (политическими партиями, общественными формированиями, кандидатами, их инициативными группами, гражданами), принципы и условия участия в выборах избирателей, а также способ подведения итогов голосования и определения победителей. Таким образом, исходя из данного определения, в качестве составных частей избирательной системы выступают:

а) избирательный процесс (все его этапы);

б) субъективное избирательное право граждан (активное и пассивное);

в) государственные органы, ответственные за организацию и проведение выборов;

г) иные участники (субъекты) избирательного процесса (избиратели, кандидаты, политические партии, иные общественные объединения);

д) отношения, возникающие между субъектами, участвующими в избирательном процессе (их деятельность);

е) способ подведения итогов голосования и распределения на этой основе депутатских мандатов (т.е. избирательная система в «усеченном» смысле).

Как видится, избирательная система потому и называется системой, что она состоит из упорядоченной совокупности институтов, элементов, компонентов, предполагает включение в нее и норм права и общественных отношений, и порядка определения результатов выборов и т.д.

Избирательная система носит яркий оттенок политической целесообразности. Выбор той или иной избирательной системы обусловлен комплексом различных социальных, экономических, политических (которые являются решающими) и исторических причин, а также возможных последствий применения определенного типа избирательной системы.

В Республике Беларусь используется мажоритарная система абсолютного большинства. Ее главными отличиями является то, что для избрания от округа необходимо набрать абсолютное (т.е. 50%+1 голос) большинство голосов от принявших участие в выборах избирателей. Если никто из кандидатов не наберет необходимого абсолютного большинства, проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Победителем во втором туре считается тот, кто наберет больше голосов, чем его соперник.

Избирательная система Республики Беларусь имеет некоторые особенности. Так, Избирательный кодекс (далее – Кодекс) четко регламентирует, что выборы Президента Республики Беларусь в обоих турах голосования считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины граждан республики, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в Президенты, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.

При выборе депутатов в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь в первом туре они признаются состоявшимися, если в них участвовало более половины избирателей округа, а во втором туре голосования выборы признаются действительными, если в голосовании приняло участие более 25% избирателей округа. Избранным во втором туре считается кандидат, получивший большее число голосов избирателей.

До принятия 6 октября 2006 года Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов» существовал аналогичный порядок проведения выборов депутатов местных Советов депутатов. Новый порядок предполагает применение мажоритарной избирательной системы относительного большинства, согласно которой выборы в местные Советы депутатов проводятся в один тур и избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей. Наряду с этим сохраняется действующая норма о том, что при проведении голосования по одной кандидатуре кандидат будет считаться избранным, если он получит более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Современная избирательная система Республики Беларусь адекватно отражает сложившееся соотношение политических сил в нашем обществе. Основные параметры избирательной системы Беларуси определены Конституцией Республики Беларусь, Избирательным кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства Республики Беларусь, постановлениями Центральной Комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее – Центральная комиссия Республики Беларусь). Но особая роль в обеспечении единообразного регулирования отношений, связанных с организацией проведения выборов депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, принадлежит Избирательному кодексу Республики Беларусь от 11 февраля 2000 года с внесенными в него изменениями и дополнениями Законами Республики Беларусь от 4 июля 2000 года и 6 октября 2006 года.

Неизбежность представительной системы в современном обществе стала политической аксиомой. Важнейшим же механизмом ее реализации является избирательный процесс, когда граждане-избиратели решают, какие политические силы способны адекватно отразить их ожидания. Избирательный процесс представляет собой важнейшую форму демократии, которая непосредственно связывает население государства (его граждан) через выборы с государственной властью – ее конкретными органами и должностными лицами. Это политико-правовой и организационно-управленческий институт, отражающий демократизм государства и вовлеченность граждан в процессы государственного управления.

Анализ Избирательного кодекса Республики Беларусь и практика его применения позволяет выделить следующие основные стадии избирательного процесса в нашей стране: 1) назначение выборов; 2) составление списка избирателей; 3) образование избирательных округов; 4) образование избирательных участков; 5) образование избирательных комиссий; 6) выдвижение и регистрация кандидатов; 7) предвыборная агитация; 8) голосование, подсчет голосов и установление результатов выборов.

Начальной стадией избирательного процесса является назначение выборов. Периодичность проведения выборов соответствующего уровня власти зависит от порядка назначения выборов уполномоченным на то органом или должностным лицом, а также ротации состава депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом. А регулярное проведение выборов в органы власти различного уровня – важная составляющая функционирования политической системы Республики Беларусь.

Избирательное законодательство Республики Беларусь закрепляет основы выборов. При этом в Конституции и Избирательном кодексе Республики Беларусь подчеркивается обязательный характер назначения выборов и определены субъекты права назначения выборов.

Отсюда, во-первых, выборы органов и избираемых лиц являются периодическими и проводятся в сроки, установленные избирательным законодательством Беларуси.

Во-вторых, выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными белорусским избирательным законодательством.

В частности, Избирательный кодекс Республики Беларусь регламентирует данный вопрос в ст. 56, которая предусматривает, что выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей, то есть нижней палатой Парламента, не позднее чем за пять месяцев до истечения срока его полномочий и проводятся в воскресенье не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий Президента. Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней после открытия вакансии и не позднее чем через 70 дней, то есть этот промежуток является обязательным.

В свою очередь, Президент Республики Беларусь назначает выборы в Палату представителей не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Палаты представителей. Если Палата представителей была распущена, то одновременно с этим актом Президент должен назначить новые выборы. Внеочередные выборы в Палату представителей проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Палаты представителей.

Выборы в местные Советы депутатов нового созыва назначаются также Президентом не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий местных Советов. В случае роспуска местного Совета выборы назначаются Президентом не позднее чем в месячный срок со дня его роспуска.

Помимо очередных и досрочных выборов белорусским законодательством определено проведение второго тура голосования и повторных выборов, что обусловлено наличием в нашей республике мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства. Причем их назначение – это исключительная компетенция соответствующей избирательной комиссии. Так, второй тур голосования может быть назначен в случае, если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов для избрания. В таком случае по решению соответствующей избирательной комиссии проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Обязательное проведение повторных выборов, например, предусматривается при проведении выборов депутатов Палаты представителей в случае, если по избирательному округу при проведении первого тура выборов или второго тура голосования выборы были признаны несостоявшимися или недействительными либо в первом туре выборов баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не набрал необходимого количества голосов избирателей или если во втором туре голосования остался для баллотирования один кандидат в депутаты, который не набрал необходимого количества голосов избирателей, а также в случае выбытия всех кандидатов в депутаты.

На следующих стадиях избирательного процесса осуществляется образование избирательных округов, избирательных участков и составление списков избирателей. Они обеспечивают таких два важных требования, как народное представительство и власть большинства. Первое достигается путем формирования избирательных округов и участков таким образом, чтобы полностью охватить избирателей территориально. Второе – учетом, в границах этих округов, всех избирателей.

Для организации непосредственно голосования образуются избирательные округа на основании данных о численности избирателей, обладающих избирательным правом, проживающих на территории, входящей в избирательный округ, при проведении последних выборов или референдума. За основу избирательных округов очень часто берутся административные единицы, то есть территории, которые уже существуют на карте, в которых имеется административное управление – районы, области и т.д.

При проведении выборов избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований:

1) примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей: отклонение числа избирателей в избирательном округе, как правило, не может превышать 10 процентов;

2) избирательный округ должен составлять единую территорию: не допускается образование избирательного округа из территорий не граничащих между собой.

Также одним из существенных требований при образовании избирательных округов является их обнародование (публикация). Данная публикация списков образованных избирательных округов осуществляется соответствующей избирательной комиссией.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки из расчета не менее 20 и не более 3000 избирателей на каждом. Избирательный участок – это территориальная единица, которая обслуживается одним пунктом для голосования.

Избирательный кодекс называет и возможные места для проведения голосования. Это санатории, профилактории, дома отдыха, больницы и другие лечебные или лечебно-профилактические учреждения. Как правило, участки для голосования по представлению командиров образуются в воинских частях. Участки устраиваются в таких учреждениях, для того чтобы охватить максимально большое число избирателей. За границей нашей страны участки для голосования образуются руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений.

Составление списка избирателей – сложная, ответственная и трудоемкая работа. Списки избирателей необходимы для того, чтобы идентифицировать личность избирателя при его явке на избирательный участок, обеспечить его избирательные права, допустить к участию в процедуре голосования, а также для защиты его прав от посягательств со стороны других граждан.

Регистрация избирателей и составление списков – это единый этап избирательного процесса. Регистрации (учету) подлежат все граждане Республики Беларусь обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом. Также допускается включение в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Беларусь. Такое включение в списки граждан Российской Федерации возможно на основании международного договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией «О создании Союзного государства».

Важной стадией, характеризующей избирательный процесс, является порядок формирования избирательных комиссий. Можно сказать, что в последние два десятилетия мы наблюдаем тенденцию все более возрастающей роли органов избирательного администрирования как институтов политической системы. Реформаторская деятельность в этой сфере привела к всемирно распространившимся изменениям, направленных на «создание избирательных властей» в форме избирательных комиссий.

В установленной белорусским законодательством системе избирательных комиссий определяющая роль отведена Центральной комиссии Республики Беларусь, которая является высшим звеном этой системы и, как это принято в отечественной практике и практике зарубежных государств, не только возглавляет иные комиссии (окружные, территориальные, участковые), но и оказывает на них действенное влияние главным образом в формах политико-правового и организационно-управленческого воздействия.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Центральная комиссия образуется в составе 12 человек: 6 членов назначает Президент Республики Беларусь и 6 членов избирает Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь по совместным представлениям президиумов областных, Минского городского Совета депутатов и исполнительных комитетов. Председатель Центральной комиссии назначается Президентом с согласия Совета Республики из числа членов Центральной комиссии. Президент Республики Беларусь обладает конституционными полномочиями по освобождению от должности Председателя и членов Центральной комиссии с уведомлением Совета Республики.

Процедуры формирования нижестоящих по отношению к Центральной комиссии избирательных органов претерпели существенные изменения, вызванные задачами совершенствования отечественной избирательной системы. До принятия Кодекса при формировании избирательных комиссий использовалась так называемая административная модель: комиссии образовывались областными, городскими, районными исполнительными комитетами.

В соответствии с принятым Избирательным кодексом окружные и территориальные избирательные комиссии стали образовываться соответствующими президиумами Советов депутатов и исполнительными комитетами на совместных заседаниях. Более того, Кодекс Республики Беларусь установил, что совместные решения президиума соответствующего местного Совета депутатов и исполнительного комитета принимаются большинством голосов от их состава. В совместном заседании этих органов должны участвовать не менее двух третей от состава президиума местного Совета депутатов и исполнительного комитета.

При формировании избирательных комиссий учитываются интересы различных институциональных, политических, социальных сил. Поэтому одним из прогрессивных нововведений можно считать положение Избирательного кодекса Республики Беларусь о том, что проведение выборов, референдума, отзыва депутатов обеспечивают комиссии, образуемые из представителей политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, а также представителей граждан, выдвинутых в состав комиссии путем подачи заявления.

При выдвижении кандидатов основной вопрос – о субъектах права выдвижения. На выборах Президента таким правом обладают граждане Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит политическим партиям, трудовым коллективам и гражданам путем сбора подписей. Важно обозначить некоторые условия, при которых лицо не может быть выдвинуто. Гражданин не может быть выдвинут кандидатом на выборах, если он не имеет право в соответствии с национальным избирательным законодательством занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием судимости, не снятой и не погашенной в порядке, установленном законодательством нашей страны. Процедура выдвижения кандидата гражданами путем сбора подписей осуществляется инициативной группой избирателей.

Допустимо выдвижение кандидатов в депутаты политическими партиями. Политическая партия вправе выдвинуть по каждому избирательному округу только одного кандидата в депутаты.

Выдвижение кандидатов в депутаты от трудовых коллективов осуществляется на собраниях (конференциях) избирателей в трудовых коллективах организаций, находящихся на территории избирательного округа, с соблюдением всех процедур, установленных законодательством Республики Беларусь. Трудовой коллектив может выдвинуть также только одного кандидата.

По официальным данным Центральной комиссии Республики Беларусь на парламентских выборах 2000 года было выдвинуто 306 кандидатов от политических партий, 25 - от трудовых коллективов и 37 - гражданами путем сбора подписей. Для сравнения на парламентских выборах 2004 года уже было соответственно 316, 265 и 383. Эти цифры указывают на то, что Беларусь достигла определенного уровня развития гражданского общества и политико-правовой культуры.

При сборе подписей в поддержку кандидата должны соблюдаться определенные условия, призванные гарантировать «точность» этой процедуры, а именно: в подписном листе должны быть подписи избирателей, проживающих только в одном населенном пункте, а в городах с районным делением – в одном районе; данные об избирателе вносятся рукописным способом, избиратель собственноручно ставит дату подписи и расписывается; участие администрации в сборе подписей, равно как и принуждение и вознаграждение избирателей за внесение подписи, не допускаются.

После сбора подписей начинается регистрация кандидата. С одной стороны, регистрация кандидатов – политико-правовой фактор, открывающий следующий этап избирательного процесса, с другой стороны – политико-организационный. Регистрация кандидата осуществляется при наличии заявления кандидата о его согласии баллотироваться по определенному избирательному округу, требуемых законом сведений, а также при наличии определенного количества собранных подписей.

Выдвижение и регистрация играют институирующую роль в избирательной кампании кандидата. Ее назначение заключается в определении круга политических соперников по избирательной кампании путем отстранения от участия кандидатов, не имеющих минимальной поддержки среди граждан-избирателей.

Одним из важных и политически значимых этапов избирательной кампании является предвыборная агитация. Она ведется представителями различных политических сил среди широких кругов избирателей. От умело организованной агитации во многом зависит политическое будущее того или иного кандидата. Предвыборная агитация – наиболее политизированная часть избирательной кампании. Именно в этот период сталкиваются интересы различных политических сил, обостряется политическая борьба за голоса избирателей. Поэтому предвыборная агитация – «самый чувствительный нерв всей предвыборной кампании».

Предвыборная агитация, как показывает практика, является мощным фактором мобилизации потенциала граждан, их объединений, гражданского общества в целом в решении проблемы проведения в Беларуси честных выборов. Именно правильно понимаемая и профессионально, корректно организованная агитация позволяет реализовать главный смысл выборов – создать возможность для каждого гражданина оказать свое воздействие на выбор направлений дальнейшего развития страны, своего региона или населенного пункта, возможность таким образом включиться в процесс принятия и исполнения политических решений. При этом не следует понимать агитацию как процесс односторонний, в котором активная роль принадлежит агитирующим, а гражданам (электорату) отводится пассивная роль потребителей информации (агитационных материалов). В сущности предвыборной агитации можно найти общий интерес и государственных структур, и граждан-избирателей. Таким общим интересом может стать формирование системы проведения свободных и честных выборов на всех уровнях. Политики должны быть в этом заинтересованы, поскольку нарушения на выборах, связанные с их именами, могут снизить их шансы на победу на последующих выборах. Граждане в этом заинтересованы, поскольку они хотели бы быть уверенными, что результаты выборов отражают их реальную волю и предпочтения.

Обеспечить реальное, демократическое, абсолютно свободное волеизъявление – главная функция предвыборной агитации как элемента честных выборов.

На стадии голосования и подсчета голосов реализуется политическая воля белорусских граждан. Порядок голосования включает в себя установление времени начала и окончания голосования (с 8 до 20 часов), места голосования и оповещение о них (не позднее чем за 10 дней до выборов участковыми комиссиями), недопущение голосования одного избирателя, участника референдума за другого, порядок выдачи бюллетеней (по предъявлении паспорта или заменяющего его документа), процедуру заполнения бюллетеня и условия голосования и требования к поведению участковой избирательной комиссии и др.

Ключевое значение на этой и последующих стадиях имеет избирательный бюллетень – это первичный избирательный документ, заполняемый лично избирателем, по которому определяется волеизъявление избирателя. Исходя из этого к нему предъявляются определенные требования. Во-первых, он является документом строгой отчетности. Во-вторых, содержание избирательного бюллетеня не должно создавать трудности избирателю при его заполнении.

Голосование проводится в выходной день. Для его организации избирательные комиссии осуществляют:

- оборудование помещения для голосования таким образом, чтобы при подходе к ящикам для голосования избиратели проходили через кабины для тайного голосования, а ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей;

- перед началом голосования ящики для голосования проверяются, пломбируются или опечатываются председателем участковой избирательной комиссии в присутствии не менее двух третей состава комиссии;

- выдачу бюллетеней избирателям, включенных в список граждан, имеющих право участвовать в выборах, по предъявлении паспорта или заменяющего его удостоверения личности;

- голосование в день выборов по месту нахождения избирателей по их просьбе, высказанной в письменной или устной форме, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не смогут прийти в день выборов. Такое голосование организуется не менее чем двумя членами участковой комиссии.

Ответственность за порядок проведения голосования, организацию голосования и обеспечение тайны несет участковая комиссия.

Стадия подсчета голосов начинается сразу после объявления председателем комиссии об окончании голосования и проводится непосредственно членами участковой комиссии без перерыва до получения результатов голосования. Перед вскрытием ящиков для голосования все неиспользованные бюллетени подсчитываются, погашаются, складываются в пакеты и опечатываются.

Вскрытие ящиков для голосования и подсчет голосов осуществляются поочередно: вначале открываются ящики, которые использовались при досрочном голосовании, затем – использовавшиеся при голосовании по месту нахождения избирателей (переносные), и после этого – ящики для голосования, находившиеся в помещении участка для голосования.

Во время выборов Президента Республики Беларусь или депутата Палаты представителей подсчет голосов ведется отдельно по каждому кандидату в Президенты или депутаты, а при выборах в депутаты в местных Советов депутатов – отдельно по каждому округу и каждому кандидату в депутаты.

Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой комиссии и заносятся в протокол. В протоколе, кроме этих данных, указывается число бюллетеней, полученных участковой комиссией, число испорченных бюллетеней, число неиспользованных бюллетеней.

К протоколу, подписанному всеми членами участковой комиссии, направляемому в вышестоящую комиссию, прилагаются, если они имеются, особые мнения членов комиссии, заявления доверенных лиц кандидатов и других лиц о нарушениях, допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов. Протокол направляется также в орган, образовавший комиссию, для информации, и также копия протокола вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном комиссией.

Выборы – это цельный политический процесс. Любой этап этого процесса напрямую связан с конечным результатом. В зависимости от того, в какой государственный орган и на каком уровне проходили выборы, Кодекс Республики Беларусь предусматривает политико-правовую регламентацию порядка установления и опубликования результатов голосования.

Установление результатов выборов осуществляется вышестоящей избирательной комиссией на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, путем сложения содержащихся в них данных.

Окончательно устанавливает итоги выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей – Центральная комиссия, а итоги выборов депутатов местных Советов депутатов – территориальная избирательная комиссия.

Сообщение об итогах выборов Президента Республики Беларусь передается Центральной комиссией средствам массовой информации для обнародования (опубликования) не позднее чем через три дня с момента подписания протокола об итогах выборов. Сообщение об итогах выборов депутатов и список избранных депутатов в алфавитном порядке с указанием необходимых реквизитов соответствующая избирательная комиссия направляет в печать для опубликования.

Таким образом, результаты выборов в органы политической власти в значительной мере определяются уровнем политических сил отдельных кандидатов, их инициативных групп, а также иных субъектов избирательного процесса отражающих интересы определенных социальных групп. Не в меньшей степени результаты зависят и от того, как функционирует избирательная система в обществе:

• в какой мере она способна эффективно трансформировать социальные потребности избирателей в деятельность органов государственной власти;

• насколько эта система надежна, т.е. в какой степени ее функционирование не зависит от действий отдельных наделенных властными полномочиями лиц и институтов;

• насколько эта система экономична: соответствуют ли материальные и организационные затраты полученным в результате выборов социальным и политическим результатам.

Но нельзя недооценивать и роль избирательных органов. Необходимо отметить, что с принятием Закона Республики Беларусь 30 апреля 1998 года «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов» и Избирательного кодекса Республики Беларусь комплексно были урегулированы вопросы формирования и организации деятельности избирательных комиссий.

Таким образом, в избирательном законодательстве Республики Беларусь закрепился принцип, согласно которому, не входя ни в одну из ветвей государственной власти, система избирательных комиссий в целом действует как структура, высший орган которой – Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов – является государственным, а остальные комиссии (территориальные, окружные и участковые) – общественными образованиями, решения которых, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех субъектов избирательной кампании (государственных органов, политических партий, общественных объединений и иных организаций, граждан и т.д.).

Система комиссий принятая Избирательным кодексом Республики Беларусь состоит из нескольких подсистем: а) по выборам Президента Республики Беларусь; б) по выборам депутатов Палаты представителей; в) по выборам депутатов местных Советов; г) по проведению голосования об отзыве депутата; д) по референдуму. При этом каждая из подсистем состоит из трех уровней: первый уровень составляют Центральная комиссия и территориальные избирательные комиссии; второй – окружные; третий – участковые избирательные комиссии. Самым важным системообразующим фактором служит руководство Центральной комиссией деятельностью всех других комиссий.

Анализ законодательства позволяет выделить основные функции комиссий: 1) опосредованно-установочная – придание свободы народа политико-правовой значимой формы; 2) организационно-подготовительная – создание условий для свободного волеизъявления всех белорусских граждан-избирателей; 3) контрольно-надзорная – контроль за реализацией избирательного законодательства всеми субъектами избирательного процесса, за осуществлением избирательных прав граждан; 4) регулятивная – нормотворчество, направленное на детализацию норм закона; 5) правозащитная – защита важнейшего политического права граждан-избирателей, запрещение противоправных действий участников избирательного процесса; 6) правоприменительная – официальное подтверждение политико-правовых значимых фактов в рамках избирательной кампании.

К организационно-управленческим формам деятельности комиссий следует отнести проведение координационных совещаний, научно-практических конференций, тренингов; заслушивание отчетов подконтрольных и подотчетных органов и должностных лиц; личный прием граждан, должностных лиц, органов государственной власти и объединений граждан; рассмотрение обращений граждан; официальные и рабочие встречи с должностными лицами и специалистами; проведение пресс-конференций, осуществление других форм связей с общественностью.

Комиссиям присуще многообразие методов работы, под которыми понимаются конкретные приемы, способы и средства осуществления собственной деятельности. Среди организационных методов работы избирательных органов можно выделить планирование, координацию деятельности, разработку решений, инструктирование, организацию и контроль за исполнением, информационное обеспечение. С целью создания механизма свободных и честных выборов в Избирательном кодексе Республики Беларусь последовательно проведен принцип независимости комиссий и недопустимости вмешательства в их деятельность других органов публичной власти.

Выделено несколько политико-правовых моментов в работе избирательных комиссий в области информации: обеспечение гласности собственной деятельности, своевременное и полное информирование избирателей по вопросам проведения избирательных кампаний; справедливое распределение эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами.

Система избирательных комиссий является инструментом гражданского общества, предназначенного для выполнения этих важнейших функций, несмотря на различные подходы к ее формированию в разных государствах. Эти структуры практически осуществляют взаимосвязь между обществом и государственным аппаратом, органами местного самоуправления, деятельность их персонала имеет публичный характер, в совокупности они обеспечивают легитимность, аутентичность и честность выборов.

Как видится, проведение избирательн6ых кампаний во многом зависит от деятельности избирательных комиссий всех уровней. Последние можно представить в виде органов руководства выборами, поскольку на них ложится вся тяжесть подготовки и проведения избирательных мероприятий. Именно они выполняют наибольший объем политико-правовой и организационно-управленческой работы по реализации требований избирательного законодательства и отвечают за документальное оформление политико-правовых действий, совершаемых субъектами избирательного процесса. Все решения и действия избирательных органов отличаются политико-правовым характером, что порождает сложнейшую систему публично-политических, правовых отношений в избирательном процессе. Поэтому было бы вполне оправданно выделение такой ветви власти, как избирательная. Применение признаков ветви власти позволяет сделать вывод о ее существовании, т.к.: 1) избирательные органы формируются в особом порядке исходя из функциональной направленности; 2) имеют достаточную внутреннюю самостоятельность в процессе организации работы их системы; 3) им присущ особый порядок взаимодействия с институтами гражданского общества; 4) присутствует обособление выполняемых функций; 5) финансируются только из бюджета.

Анализируя избирательную власть, можно с уверенностью констатировать, что избирательная власть только тогда может считаться ветвью государственной власти, когда она функционально независима от других ветвей государственной власти. Самостоятельность и независимость – неотъемлемые свойства избирательной власти. Данный подход находит свое отражение в избирательном законодательстве Республики Беларусь: вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, иных граждан не допускается, комиссии в пределах своих полномочий независимы.

Таким образом, в созданной системе избирательных комиссий образовано важное звено политической системы современной Беларуси, обеспечивающее создание отношений политического представительства.

Контрольные вопросы и задания по лекции №13:

1. В чем заключается роль института выборов в государстве?

2. Перечислите основные принципы избирательного права.

3. Какие типы избирательного права вам известны?

4. Охарактеризуйте особенности выдвижения кандидатов на занятие выборных должностей в современных политических системах.

5. Назовите типы голосования, имеющие место в различных государствах.

6. Что такое абсентеизм, каковы его причины, какие меры могут применяться государством для предотвращения абсентеизма?

7. Опишите мажоритарную избирательную систему и ее основные типы.

8. В чем заключается сущность пропорциональной избирательной системы?

9. Каковы достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной систем?

10. Охарактеризуйте особенности организации выборов при смешанной избирательной системе.

11. Каковы роль и функция депутата законодательного органа?

12. На основании критериев, рассмотренных в лекции,; опишите избирательную систему Республики Беларусь.

13. В чем состоит сущность избирательной системы Республики Беларусь? Назовите особенности системы выборов в Беларуси?

14. Суть последних нововведений в белорусское избирательное законодательство.

15. Раскройте сущность основных стадий избирательного процесса, выстроенных в логической последовательности в соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь?

16. Что дает возможность назвать предвыборную агитацию «наиболее политизированной частью выборов»? В чем заключается ее суть?

17. Назовите основные признаки избирательной ветви власти? Насколько возможно говорить о ее существовании в Беларуси?

18. Раскройте содержание основных функций, которые выполняют избирательные органы? В чем состоит суть деятельности Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов?

Литература

1.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. В редакции Решения республиканского референдума 17 октября 2004 года.-Мн.: Амалфея, 2005.- 48 с.

2. Избирательный кодекс Республики Беларусь. Кодекс Республики Беларусь: Принят Палатой представителей 24 января 2000 г.: Одобр. Советом Респ.. 31 янв. 2000 г. – 3 –е изд., с изм. и доп. – Мн.: Право и экономика, 2006.–139 с.

3. О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов: Закон Респ. Беларусь, 30 апр. 1998 г., №137-3// Ведам. Нац. сходу Рэсп. Беларусь. – 1998. – № 20. – Ст. 218.

4. О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов: Закон Респ. Беларусь, 6 окт. 2006 г., № 166-3 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006. – Режим доступа: http: // www.pravo.by/ – Дата доступа: 01.12.2006.

5. Абдулхакова, Е.М. Избирательная система: от смешанной к мажоритарной или пропорциональной / Е.М. Абдулхакова, М.И. Забелина, И.В. Шишеника // Конституционное и муниципальное право. – 2002. – № 3. – С. 16–22.

6. Выборы Президента Республики Беларусь 19 марта 2006 года (сборник документов) / Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. – Минск: Изд-во «Белорусский Дом печати», 2006. – 44 с.

7. Ермошина, Л.М. Система избирательных комиссий в Республике Беларусь: становление и развитие / Л.М. Ермошина // Юстыцыя Беларусі. – 2005. – №11.– С. 11–13.

8. Каневский, М. Мобильный дозор. Осмысливая политику / М. Каневский – М.: Европа, 2006. – 150 с.

9. Каралевіч, С. Л.М. Ярмошына: “Адмена парога яўкі на выбарах у Беларусі наўрад ці магчымая” / С. Каралевіч // Звязда. – 2006. – 21 лістапада. – С. 1.

10. Каралевіч, С. Назіральнікі ад СНД адзначаюць празрыстасць працы выбарчых камісій / С. Каралевіч // Звязда. – 2006. – 17 сакавіка. – С. 1.

11. Курак, А.И. Избирательная система, избирательное право, избирательный процесс: понятие и соотношение / А.И. Курак // Науч. тр. Акад. управления при Президенте Респ. Беларусь. Вып. 4. – Минск, 2004. – С. 509–522.

12. Майер, Х. Избирательное право как инструмент распределения власти или избирательное право и политика / Х. Майер // Сравнительное конституционное обозрение. – 2005. – № 1. – С. 62–68.

13. Панарин, И.Н. Информационная война и выборы / И.Н. Панарин. – М: Городец, 2003. – 416 с.

14. Скрипкина, Ж.Б. Избирательные системы и технологии: учеб пособие / Ж.Б. Скрипкина. – М.: Вузовский учебник, 2006. – 174 с.

15. Туманова, Л.В. Избирательный процесс в Российской Федерации: социологические и политико-правовые аспекты / Л.В. Туманова, М.А.Туманов.– М.: Изд-во Проспект, 2004. – 416 с.

16. Халин, И.Н. Организационно-правовые проблемы в работе избирательных комиссий / И.Н. Халин, Е.П. Стружак // Журн. о выборах. – 2004. – № 3. – С. 22–25.

[3; 21; 43; 56; 74]

Наши рекомендации