Условно-досрочное освобождение от наказания и замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания
Социально-правовое назначение условно-досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания определяется рядом обстоятельств:
1. Оно способствует достижению поставленных перед уголовным наказанием целей, ибо представляет мощный стимул нравственного изменения личности осужденного.
2. Это своеобразное средство обеспечения правопорядка, так как в основания освобождения входит правопослушное поведение осужденных во время отбывания наказания.
Основания условно-досрочного освобождения осужденных и последующего контроля за ними урегулированы в УК РФ, порядок освобождения – в УИК РФ, процессуальные аспекты деятельности суда по применению условно-досрочного освобождения – в уголовно-процессуальном законодательстве. Данный вид освобождения по своей юридической природе является комплексным правовым институтом.
В ст. 79 УК РФ установлено, что лицо, отбывающее исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.
Таким образом, условно-досрочное освобождение возможно от отбывания основных видов уголовного наказания, исчисляемых временными показателями. Исключения составляют обязательные работы и арест по причине краткости их срока.
Общим основанием для применения данного института является утрата осужденным общественной опасности и по этой причине нецелесообразность дальнейшего исполнения (отбывания) назначенного наказания.
Непосредственными основаниями являются отбытие определенной части назначенного наказания (формальные основания) и доказанность того факта, что осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания (материальное основание).
В качестве формального основания уголовным законом требуется, чтобы осужденный отбыл не менее половины срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести, или не менее двух третей срока наказания, назначенного за тяжкое преступление.
При осуждении за особо тяжкое преступление срок отбытого наказания, после которого возможно условно-досрочное освобождение, увеличен до трех четвертей. Эта же пропорция применяется к лицам, ранее условно-досрочно освобождавшимся, если такое освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным ч. 7 ст. 79 УК РФ. При этом не имеет значения, какое по тяжести преступление совершил осужденный.
Такое решение законодателя вполне оправдано, так как лицу, ранее освобождавшемуся уловно-досрочно и злоупотребившему оказанным ему доверием, должны быть установлены более строгие условия повторного досрочного освобождения.
Одновременно законодатель установил, что фактически отбытый срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев (ч. 4 ст. 79 РФ). Это минимальный срок, в течение которого можно изучить личность осужденного, сделать выводы о его готовности соблюдать принятые в обществе правила поведения.
Применительно к другим видам наказания минимальный срок законом не установлен, и вопрос об условно-досрочном освобождении лиц от данных наказаний может быть поставлен раньше, чем истекут шесть месяцев. В этих случаях суд должен ориентироваться на установленные в уголовном и конкретизированные в уголовно-исполнительном законодательстве материальные основания условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. В качестве такого основания выступает доказанность того факта, что осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного наказания. УК РФ не предусмотрены критерии установления наступления такого факта. Однако они указаны в УИК РФ. Так, в представлении об условно-досрочном освобождении должны содержаться данные, характеризующие личность осужденного, а также его поведение, отношение к учебе и труду во время отбывания наказания, отношение осужденного к совершенному деянию (ч. 3 ст. 175 УИК РФ). В отношении осужденных к содержанию в дисциплинарной воинской части учитывается также отношение к военной службе (ч. 2 ст. 167 УИК РФ).
Иные основания установлены законодательством для условно-досрочного освобождения лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы. Законодатель не связывает условно-досрочное освобождение этих лиц с возможностью достижения исправления осужденного. Это объясняется тем, что при осуждении к пожизненному лишению свободы на первом месте стоит цель восстановления социальной справедливости, а цель исправления становится излишней. Однако, несмотря на это, суд в целях исключения рецидива преступлений должен оценить степень изменения личности осужденного и прийти к выводу, что он после своего освобождения не совершит нового преступления.
Применительно к лицам, отбывающим пожизненное лишение свободы, установлен и повышенный срок, по истечении которого возможно их условно-досрочное освобождение. Он составляет двадцать пять лет (ч. 5 ст. 79 УК РФ). Такое решение законодателя оправдывается большей общественной опасностью совершенного преступления и личности виновного и тем, что для удовлетворения чувства общественной справедливости должен пройти значительный срок.
В период отбывания осужденным пожизненного лишения свободы важно не допустить совершения им рецидивных преступлений. Дело в том, что роль уголовно-правовых средств предупреждения рецидива при отбывании пожизненного лишения свободы значительно снижена. Максимальный срок наказания по совокупности приговоров за все вновь совершенные преступления будет одинаков. В качестве сдерживающего совершение рецидивных преступлений средства УИК РФ предусмотрел запрет представлять к условно-досрочному освобождению осужденных, совершивших во время отбывания пожизненного лишения свободы новое тяжкое или особо тяжкое преступление.
Было бы ошибкой, проявляя гуманное отношение к осужденным и освобождая их от отбывания наказания, не установить контроль государства и общества за их поведением. В этих целях уголовный закон устанавливает определенные
условия поведения освобожденного от отбывания наказания. Он не должен:
а) допускать нарушения общественного порядка; б) злостно уклоняться от исполнения возложенных на него судом при освобождении обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 73 УК РФ; в) совершать новые преступления.
Уголовным законодательством дифференцирована ответственность освобожденного за нарушение указанных условий. Так, в случаях, если освобожденный совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклоняется от исполнения обязанностей, суд по представлению государственного специализированного органа или командования воинской части может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся неотбытой части наказания. Однако суд может и не согласиться с выводами представления и отказать в удовлетворении ходатайства об отмене условно-досрочного освобождения.
Иначе суд реагирует при совершении освобожденным нового преступления. В соответствии с ч. 7 ст. 79 УК РФ при совершении преступления по неосторожности суд может отменить условно-досрочное освобождение и может его сохранить. При решении этого вопроса суд учитывает тяжесть нового преступления и его последствий, личность виновного и его поведение во время неотбытой части наказания.
В первом случае он назначает наказание по правилам ст. 70 УК РФ, присоединяя к новому наказанию полностью или частично неотбытое наказание по предыдущему приговору. Во втором случае назначается новое наказание, которое исполняется параллельно с течением срока условно-досрочного освобождения.
Если же освобожденным совершено умышленное преступление, то суд отменяет условно-досрочное освобождение и окончательное наказание назначает по совокупности приговоров, присоединяя к назначенному наказанию полностью или частично неотбытое наказание по предыдущему приговору. Если лицо было условно-досрочно освобождено и от дополнительного наказания, то оно также может быть присоединено к основному наказанию.
Близким к условно-досрочному освобождению институтом является замена неотбытой части наказания более мягким. В отличие от условно-досрочного освобождения, замена неотбытой части наказания может применяться только в отношении лиц, отбывающих лишение свободы. Как и при условно-досрочном освобождении, закон предусматривает формальные основания для применения замены наказания более мягким. Они заключаются, во-первых, в совершении преступления небольшой или средней тяжести. Условно-досрочное освобождение возможно при совершении преступлений любой категории. Во-вторых, неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания после фактического отбытия осужденным не менее одной трети срока наказания. Это менее продолжительный срок, чем при условно-досрочном освобождении.
Уголовное законодательство не устанавливает каких-либо требований к степени исправления осужденного, в ч. 1 ст. 80 УК РФ лишь указано, что суд должен учесть поведение осужденного в период отбывания наказания. Уголовно-исполнительное законодательство содержит более подробное описание обстоятельств, учитываемых при решении вопроса о замене неотбытой части наказания более мягким видом. Согласно ч. 3 ст. 175 УИК РФ, в представлении должны содержаться данные, характеризующие личность осужденного, его поведение, отношение к труду и учебе, а также отношение к совершенному преступлению.
Как и при условно-досрочном освобождении, лицо, которому заменяется лишение свободы более мягким наказанием, может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания.
Замена неотбытой части наказания более мягким должна смягчить участь осужденного. Это возможно при соблюдении двух условий. Первое – наказание должно быть действительно более мягким, то есть расположенным выше в перечне наказаний, предусмотренном ст. 44 УК РФ, чем лишение свободы. Второе – срок более мягкого наказания, согласно ч. 3 ст. 80 УК РФ, не должен превышать пределы, установленные уголовным законодательством для каждого вида уголовного наказания (например, ареста – шести месяцев, исправительных работ – двух лет и т. д.).