Субъекты административной опеки, их административно-правовой статус
Субъекты административной опеки - лица, которые по причине своей слабой социальной защищенности нуждаются в специальной помощи государства. Опека состоит в содействии при организации их труда и условий жизни, предоставлении различных льгот и привилегий, выдаче различных компенсаций и дополнительных денежных сумм, оказании необходимых медицинских и иных услуг и т.п. К субъектам административной опеки следует отнести: безработных; инвалидов; вынужденных переселенцев; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; инвалидов и участников Великой Отечественной войны, других боевых действий; ветеранов труда и военной службы; представителей некоторых иных категорий граждан. Такие граждане обладают большими правами, чем иные лица, их административно-правовой статус определяется не только общим статусом гражданина Российской Федерации, но и нормами, содержащимися в целом ряде законов и подзаконных актов, актов органов местного самоуправления. Например, в соответствии с Законом РСФСР "О занятости населения в Российской Федерации" государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице; выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости; оплату периода временной нетрудоспособности гражданам, потерявшим работу, и предоставляет некоторые другие льготы. А согласно Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", к таким мерам, в частности, относится предоставление льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней всероссийским общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным обществам и товариществам и др.
Статья 7 Конституции РФ провозглашает: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В стране существуют разные формы социальной защиты: охрана труда и здоровья людей, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, система пенсионирования по возрасту, стажу работы, в связи с инвалидностью и др.
Одним из ярких проявлений социальной политики государства является административная опека — система государственной помощи, непосредственно не связанной с трудом, службой лиц, которым она предоставляется. Ее можно рассматривать как государственную заботу о слабых, нуждающихся в социальной защите, не связанную с их общественно-полезной деятельностью.
Среди субъектов административной опеки следует выделить две категории лиц:
• слабых по демографическим признакам (сироты, одинокие матери, больные, инвалиды, члены многодетных семей, представители коренных национальностей малочисленных народностей Крайнего Севера и др.);
• жертв экстремальных ситуаций (безработные, «чернобыльцы», участники боевых действий в Афганистане и Чечне, вынужденные переселенцы, беженцы, пострадавшие от пожаров, наводнений, землетрясений и другие лица, пострадавшие от социальных кризисов, техногенных катастроф и стихийных бедствий). Содержание государственной помощи (административной опеки)
состоит из следующих элементов:
• регулярная или единовременная выплата денежных сумм;
• оказание иной материальной помощи (временное обеспечение жилой площадью, транспортные и иные услуги);
• социальное обслуживание (медицинская и санитарная помощь, льготы при поступлении в учебные заведения);
• организационная помощь в трудоустройстве, выборе места жительства, получении необходимых документов, приобретении гражданства Российской Федерации.
Административная опека основывается на ряде принципов:
1) гуманизма;
2) законности;
3) учета материальных, организационных возможностей государства, муниципальных образований;
4) оказания помощи лишь тем, кто в этом нуждается больше всего.
Предоставление льгот, материальной помощи без учета материального положения людей, а лишь по общим признакам в условиях современной России несправедливо. Например, выплата пособия по безработице мужу преуспевающей предпринимательницы. Административная опека, как правило, должна быть адресной, предоставляться по заявлению гражданина. При ее осуществлении также нельзя допускать социального паразитизма.
В административном праве России исследуемое нами понятие не используется. Это недоразумение, хотя и приятное: государственная помощь, административная опека осуществляется в отношении миллионов граждан, а понятия, термина в источниках права нет.
Административную опеку следует отличать от смежных явлений: гражданско-правовой опеки, системы пенсионирования в связи с работой, государственной помощи малому бизнесу. Гражданско-правовая опека связана с вменяемостью, в основном состоит в юридической поддержке, заботе о воспитании, содержании. Она осуществляется физическим лицом-опекуном. А административная опека — система материальной и иной помощи, которая оказывается непосредственно государством через его органы, служащих и регламентируется административным правом.
Основная масса пенсий связана с общественно-полезной деятельностью в прошлом лиц, их получающих (пенсии по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет, в связи с потерей кормильца). Их размер прежде всего зависит от стажа, характера работы, размера получаемой ранее заработной платы. Эти факторы в рамках административной опеки, как правило, не учитываются. Почти единственное исключение — определение размера пособия безработным, но и здесь помимо этого учитываются многие другие факторы. Что же касается инвалидов детства, одиноких матерей, то их пенсии и пособия — разновидность административной опеки. Последняя, кстати говоря, может осуществляться и в отношении пенсионеров, особенно тех, кто получает небольшие пенсии, достиг 80 лет, является инвалидом. Иными словами, административная опека может быть дополнением к пенсиям.
Что же касается государственной помощи фермерам, мелким бизнесменам, то в этих случаях имеют место другие субъекты, другие цели, другая нормативная база государственной заботы.
В административном праве Франции и ряда других стран в понятие «административная опека» вкладывается иной смысл. Она понимается как государственный контроль за законностью и целесообразностью деятельности автономных по отношению к центральной власти публичных органов, учреждений. «Основная цель опеки состоит в обеспечении соблюдения законности публичными юридическими лицами... Целью опеки является также обеспечение целесообразности: надзор должен содействовать хорошему управлению децентрализованными коллективами»[6].
Нормативная база административной опеки в России огромна. Она сложилась, в основном, в первой половине 90-х гг. Ее ядро образуют федеральные законы о занятости, социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, психиатрической помощи, сиротах, вынужденных переселенцах, беженцах и др. Вопросы социальной помощи лицам, пострадавшим от землетрясений, наводнений, в основном регулируются подзаконными федеральными актами: указами Президента, постановлениями Правительства. Ими же конкретизируются федеральные законы, определяются государственные органы и иные организации, обязанные оказывать соответствующую помощь, создаются специализированные учреждения.
В политике административной опеки высшие органы России проводят курс на децентрализацию, предоставляя республиканским, краевым, областным органам, органам местного самоуправления, администрациям предприятий и учреждений возможность расширять перечень ее субъектов, увеличивать размеры производимых выплат, объем предоставляемых льгот.
На основании действующих правовых норм между гражданами и соответствующими государственными, муниципальными органами возникают административные правоотношения. Как правило, это связано с заявлением гражданина. А по инициативе публичных организаций лицо может быть признано сиротой, гражданином, нуждающимся в недобровольной психиатрической помощи.
Так, не имеющий работы трудоспособный гражданин вправе обратиться за помощью в службу занятости. В этом случае он обязан представить необходимые документы. Государственный орган обязан принять заявление, вправе потребовать предоставления документов и проверить их. Если документы подтверждают притязания гражданина, ему в течение десяти дней могут быть предложены варианты подходящей работы или профессиональной подготовки.
Если по уважительной причине эти предложения не были реализованы или их вообще не могли сделать, служба занятости обязана зарегистрировать лицо в качестве безработного и оказать ему помощь в трудоустройстве. Кроме того, граждане, зарегистрированные в качестве лиц, ищущих работу, имеют право на бесплатную консультацию по профориентации, 'на профессиональную подготовку и переподготовку, на получение соответствующей информации с целью выбора вида занятости, места работы и режима труда.
К гарантиям материальной и социальной поддержки безработных относятся: выплата стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; выплата пособия по безработице; возможность участия в общественных работах; компенсация затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости.
Обязанности безработного сводятся в основном к регулярной перерегистрации в органах службы занятости (не реже двух раз в месяц) и недопустимости отказов от предложений подходящей работы. Выплата пособия по безработице (приостановление, отложение, уменьшение размера и прекращение) ставится в зависимость от выполнения этих основных обязанностей. В частности, выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях нарушения безработным условий его регистрации и перерегистрации, трудоустройства безработного на временную работу или работу с неполным рабочим днем без уведомления службы занятости. При отказе без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу (учебу) и неявке без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение 3 дней со дня направления размер пособия может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца.
По Федеральному закону «О вынужденных переселенцах», граждане России, покинувшие место жительства вследствие насилия или преследования, массовых нарушений общественного порядка и прибывшие из другого государства в Россию или из одного субъекта Федерации на территорию другого субъекта, являются вынужденными переселенцами. Для официального признания их таковыми они должны обратиться с ходатайством в территориальный орган миграционной службы. Лицо не может быть признано вынужденным переселенцем, если оно: 1) покинуло место жительства в связи с бедствиями экологического, природного, техногенного характера; 2) совершило тяжкое преступление; 3) без уважительных причин в течение двенадцати месяцев не обратилось с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем.
Если гражданин подал в миграционную службу ходатайство, и он отвечает установленным законом критериям, ему выдается свидетельство о регистрации его ходатайства. В этом случае лицо и прибывшие с ним несовершеннолетние члены семьи имеют право на:
• получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в порядке и в размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации;
• получение направления территориального органа миграционной службы на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев;
• содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа к месту временного поселения. При этом малообеспеченные лица имеют право на бесплатные проезд и провоз багажа от места регистрации ходатайства к месту временного поселения на территории России;
• проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев, получение питания по установленным нормам и пользование коммунальными услугами до решения вопроса о признании их вынужденными переселенцами;
• бесплатные медицинскую и лекарственную помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Одновременно лицо, получившее свидетельство о регистрации
ходатайства, и прибывшие с ним несовершеннолетние члены семьи обязаны:
• при нахождении в центре временного размещения вынужденных переселенцев соблюдать установленный порядок проживания в нем;
• проходить обязательный медицинский осмотр;
• сообщать органу миграционной службы достоверные сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении им статуса вынужденного переселенца.
Затем миграционная служба признает лицо вынужденным переселенцем, о чем ему выдается специальное удостоверение. Такой статус приобретается на 5-летний срок. Вынужденный переселенец имеет право:
• самостоятельно выбрать место жительства на территории России, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему органом миграционной службы. Он может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;
• при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства получить у органа миграционной службы направление на проживание в центре временного размещения либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
• на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания. Его не вправе без его согласия переселить в другой населенный пункт. Лицо может быть лишено статуса вынужденного переселенца,
если оно умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для получения такого статуса, а также если оно осуждено за преступление.