Конституционные основы духовно-культурной деятельности
Эта сфера представлена искусством, наукой. образованием, моралью, религией. Конст. основы в этой сфере можно определить как совокупность конст. норм, закрепляющих и регулирующих общ. отношения, возникающие в процессе формирования и осуществления духовно-культурной политике, реализации конст. принципов и ценностей в сферах идеологии, образования, религии и культуры. Здесь гос-во создает условия для оптимального развития дух-культ. сферы личности, устанавливая в этих целях важнейшие принципы, на базе которых обеспечивается доступность получения духовных благ. Важнейшая основа: идеол. многообразие. Гос-во устанавливает систему субъектов духовно-культурной деятельности и закрепляет их правовой статус. Субъекты: граждане, их объединения, творческие объединения и союзы, СМИ, иные институты гражд. общества, соответствующие гос. структуры.
РФ разграничивает предметы ведения и полномочий между Федерацией и субъектами:
· к ведению РФ – установление основ фед. политики и фед. программы в этой области (ст.71)
· совместное ведение – общие вопросы воспитания, образования. науки, культуры; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав нацменьшинств; охрана памятников истории и культуры (ст.72)
Она предусматривает:
· обеспечение проведения в РФ единой гос. политике в области культуры, науки, образовния (ст.114)
· установление ограничений перемещения товаров и услуг в соответствии с ФЗ, если это необходимо для охраны культ. ценностей (ст.74)
· учет истор. и иных местных традиций при организации и осуществлении местного самоуправления (ст.131)
Гл. элемент духовно-культ. деятельности современного гос-ва – образование.
Принципы гос. политики здесь:
1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свобода развития личности. воспитание трудолюбия и т.д.
2. единство фед. культ. и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования нац.культур, региональных культ. традиций и особенностей в условиях многонац. гос-ва
3. общедоступность образования
4. светский характер образования
5. свобода и плюрализм в образовании
6. демократический,государственно-общественный характер управления образованием;автономность образовательных учреждений
Также к вопросу относятся к-п регулирование искусства, гарантия самобытности народов и народностей в РФ, закрепление основ взаимоотношений между церковью и гос-вом.
Сущность идеологического многообразия и его значение для демократического развития России.
Идеол. многообразие- право граждан и их объединений свободно выражать, распространять и защищать свои теоретические воззрения и идеи полит.,эк.,религ. и нравственного характера.Оно включает в себя и полит. многообразие, которое может реализовываться только в условиях идеол. плюрализма. Конституция признает полит. многообразие многопартийность, которые выступают в качестве конст. основы демократического развития гос-ва и общества, общественно-политической деятельности. Полит. многообразие и многопартийность обусловливают признание и гарантированность свободы мысли и слова, свободы массовой информации, запрет цензуры (ст.29).Но полит. многообразие имеет свои рамки. Так, запрещено создание и деятельность объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конст. строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности гос-ва, создание воор. формирований, разжигание розни(ч.5 ст.13).Закон РФ «О СМИ» устанавливает недопустимость злоупотребления свободой информации: нельзя использовать СМИ для совершения уголовно-наказуемых деяний для разглашения сведений, составляющих гос. тайну(или иную специальную. охраняемую законом),для призывов к терр. актам и пр.(ст.4).