Предпосылки создания правового государства
Предпосылками создания и функционирования
правового государства (иногда их называют его основами) являются:
1) производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивидуума, поскольку только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере;
2) режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;
3) высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;
4) юридическая предпосылка - создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;
5) гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы - это важнейшая предпосылка. Лишь “разгосударствленное” общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создает основу для нарушения последним закона), решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.
Действующая Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г., конституировала Российскую Федерацию как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства. В ней закреплен демократический режим и его основные институты, принцип верховенства Конституции и законов, принцип разделения властей. Отдельная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.
Однако процесс формирования правового государства в Российской Федерации сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства. Более того. Конституция РФ сделала шаг назад по сравнению с ранее действовавшей Конституцией СССР, а именно:
1) законодательный процесс вновь стал недоступен для контроля граждан, в том числе и в связи с прекращением телевизионной трансляции заседаний Государственной Думы;
2) народ лишился права отзыва депутатов, не оправдавших его доверия;
3) деятельность исполнительных органов власти фактически оказалась выведенной из-под общественного контроля.
Грубо нарушается в стране и принцип верховенства закона. Достаточно распространенной является практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленных федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается не способным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения. Принцип разделения властей в Конституции закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению реализации федеральных законов.
Таким образом, для реального построения правового государства в Российской Федерации необходимо:
1) устранить рассогласованность в системе права как между отдельными федеральными законами, так и между федеральными законами, с одной стороны, и законами субъектов РФ, с другой;
привести все нормативно-правовые акты в соответствие с Конституцией РФ (в том числе подзаконные акты - в соответствие с законами РФ);
2) преодолеть остатки правового нигилизма как на нормотворческом и правоприменительном уровнях, так и в общественном сознании; воспитывать в обществе уважение к закону;
3) усилить контроль за исполнением уже принятых законов;
4) устранить декларативность прав и свобод, провозглашенных Конституцией, путем установления реального процессуального порядка их судебной защиты, преодолеть идеологию недоверия к государству и его органам как институтам, противостоящим интересам человека, способствовать формированию отношения к государству как гаранту и защитнику прав и законных интересов граждан.
Решение этих вопросов и будет означать реализацию принципов правового государства и его фактическое создание.
Словарь занятия
Антагонизм - противоречие, характеризующееся непримиримой борьбой враждебных сил или тенденций.
Конституционализм - правовой режим в государстве, при котором неуклонно соблюдаются нормы основного закона - Конституции.
Нигилизм - отрицание общепринятых ценностей: идеалов, норм, форм общественной жизни.
Вопросы и задания
1. Какие идеи мыслителей прошлого нашли свое отражение в современной теории правового государства?
2. Перечислите признаки правового государства и раскройте их содержание.
3. Может ли социалистическое государство быть правовым? Обоснуйте свой ответ.
4. Сравните характеристики гражданского общества и правового государства: что общего между ними и в чем различия?
5. Какие признаки правового государства еще не получили в России должного развития? Приведите примеры.
6. Существуют ли в российском обществе предпосылки реализации известной формулы: частная собственность - независимый гражданин -гражданское общество - правовое государство?
7. Какие исторические и социокультурные особенности России привели к четко сформировавшейся традиции правового нигилизма?
8. Известный римский политический деятель и оратор Цицерон говорил: “Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными”. Поясните его мысль.