Создание военно-морского флота России
Петр I принимая решение начать вону против Швеции, прекрасно понимал, что придется иметь дело с очень сильным противником, поэтому главной его задачей было создание современной регулярной армии и сильного, хорошо вооруженного военно-морского флота. Особое внимание было обращено на строительство Балтийского флота, которое началось в 1702 году. Петр I старался скоординировать действия вооруженных сил союзников Польши и Дании. Перед Данией была поставлена задача захватить Гольштинию и затем перенести свои действия на юг Швеции. Силами флота Дания должна была вести боевые действия, чтобы нарушить шведские коммуникации в Балтийском море. Польше предписывалось овладеть Ригой. Русская армия должна была вести наступательные действия в Ингерманландии и в Эстляндии, чтобы занять шведскую крепость Нарву (древнюю русскую крепость Колывань), чтобы выйти к побережью Финского залива, еще не имея военно-морского флота. Шведы рассчитывали на разгром противников поодиночке в короткие сроки.
Идея создания военно-морского флота нашей страны – необходимое условие для выхода России из внешнеполитической изоляции и экономической отсталости и для победы за выход в Балтийское море со Швецией и ее союзниками. Приступая к созданию флота, Петр I использовал опыт отечественного судостроения и все самое лучшее из зарубежного судостроения.
20 октября (2 ноября по н. с.) в Москве собралась Боярская дума, чтобы принять решение по вопросу большой государственной важности: быть или не быть флоту. Дума постановила: «Морским судам быть». С этой даты начинается официальное летоисчисление регулярного военно-морского флота нашей страны. После первого неудачного азовского похода в короткие сроки были заложены судостроительные верфи в Воронеже. Здесь были построены первые корабли: «Апостол Петр» и «Апостол Павел», на вооружении каждого из них было 36 пушек. В Воронеже были построены сотни стругов и морских лодок для второго азовского похода. В 1698 году со стапелей этой верфи был спущен на воду 58 – пушечный корабль «Гото Предестанция», спроектированный Петром I.
Чтобы изучить передовой опыт судостроения, в начале 1697 года правительство России на правило в западную Европу Великое морское посольство. При выборе маршрута было учтено пожелание самого русского царя посетить Голландию и Англию и изучить опыт этих стран в области кораблестроения и судовождения. В Голландии в городе Саардаме, где находилось 50 верфей, русский царь стал рядовым плотником на частной верфи. Изучая кораблестроение в Голландии, Петр I понял несовершенство голландской системы судостроения, которая не имела единой инженерной теории. Ведущей страной в этом важном вопросе в то время была Англия. В Англии русский царь овладел теорией постройки корабля, технологией постройки судов и освоил графическое изображение корпуса судна (черчение), который он затем успешно использовал при постройке отечественного регулярного флота, постройки кораблей, строительства военно-морских баз для флота и подготовки личного состава.
Наиболее полно талант Петра I как кораблестроителя проявился при создании Балтийского флота. Глубокие знания кораблестроительного дела, большой практический опыт позволили ему спроектировать и построить прекрасные линейные корабли: 54 – пушечный корабль «Полтава», 64 – пушечный корабль «Ингерманланд». Этот корабль отличался большой артиллерийской мощью, высокой прочностью, строгими пропорциями корпуса, прекрасными мореходными качествами. Затем Петр I спроектировал 90 – пушечный линейный корабль, а в 1723 году 100 – пушечный линейный корабль, равного которому в то время не было в Западной Европе.
По указу Петра I великое посольство наняло на работу в России 672 специалиста военно-морского дела. В том числе и капитана (будущего русского вице-адмирала К. Крюйса). На основе голландских и английских терминов Петр I создал морскую и кораблестроительную технологию, некоторые из них (киль, ахтерштевень, шпангоут, камбуз и др.) используются в нашем флоте до сих пор.
Заслугой Петра I надо считать создание Балтийского военно-морского флота, без создания которого невозможно было разгромить такого сильного и мощного противника как Швеция. При создании этого флота нужно было решить вопрос о том, каким быть Балтийскому флоту, чтобы обеспечить действенную помощь сухопутным войскам. На европейском морском пространстве самую важную роль играли парусные корабли (линейные корабли и фрегаты), потому что они имели самое мощное артиллерийское сооружение. Для борьбы с такими судами России необходимо было иметь достаточное количество таких же кораблей. При царствовании Петра I было построено 105 линейных кораблей, 13 бомбардировочных судов, 9 брандеров, 16 яхт, 109 бригантин, 305 галер и 220 других мелких судов.[4] В 1704 году в Санкт-Петербурге для строительства кораблей была заложена Адмиралтейская верфь, на которой работало 10 тысяч рабочих. Руководил строительством кораблей талантливый инженер Федор Скляев.
Петр I имел широкое стратегическое мышление, он прозорливо предусмотрел гармоничное сочетание в составе флота различных классов и типов кораблей с учетом военногеографических особенностей морского театра и целей вооруженной борьбы. Так, в период Северной войны был создан большой гребной флот, без которого невозможно было вести совместные действия сухопутных и военноморских сил в шхерах. Основой гребного флота России были скампавеи – парусно-гребные суда многоцелевого назначения. Это были незаменимые корабли в совместных операциях армии и флота на приморских направлениях: для несения дозорной службы, разведки, перевозки войск и боевой техники, высадки десанта и артиллерийской поддержки, для бомбардировки крепостей и береговых укреплений. Гребной флот был самостоятельной организацией морских сил на Балтийском море.
В состав гребного флота кроме гребных судов входила морская пехота. Это был десантный корпус численностью около 16 тысяч.[5] Первый полк морской пехоты был сформирован по указу Петра I 16 ноября 1705 года. Он положил начало новому роду военноморских сил. Без гребного флота России вряд ли удалось вернуть себе обширные территории Балтийского побережья.
Корабли не могут решать успешно свои задачи без наличия надежной системы базирования на театре военно-морских действий, поэтому Петр I много внимания уделял строительству и укреплению военно-морских баз. Как только русские войска закрепились на побережье Азовского моря, так сразу в 1698 по указу Петра I была заложена морская крепость Таганрог, которая стала первой базой регулярного военно-морского флота на этом театре военных действий. Первой базой военно-морского флота на Балтийском море стал Санкт-Петербург, для защиты которого со стороны моря в1704 году был построен форт Кроншлот на острове Котлин, закладка которого стала началом строительства морской крепости Кронштадт. С 1724 года Кронштадт стал главной базой Балтийского флота и надежным щитом, прикрывавшим с моря Санкт-Петербург.
В ходе Северной войны система базирования флота на Балтийском море расширялась: с 1710 года передовой базой русского парусного флота стал Ревель (Таллинн), а гребного флота – Выборг. Затем были основаны следующие военно-морские базы: Гельсингфорс ( Хельсинки), Або (Турку ), Лембланд (Аланские острова), Рогервик (Палдиски). Таким образом в период Северной войны Петр I создал на побережье Балтийского моря разветвленную систему базирования парусного и гребного флота на общую глубину до 300 миль. Это позволило военно-морскому флоту надежно обеспечить оборону новой северной столицы от нападения противника с моря и вести активные наступательные действия против Швеции.
При создании русского военно-морского флота, Петр I ввел систему комплектования и обучения личного состава флота. Создавали однородные по своему составу экипажи судов, которые обладали высокими морально-нравственными качествами и сплоченностью. Обучение рядового и офицерского состава происходило по вновь созданной отечественной системе. Для этой цели были образованы свои военно-морские учебные заведения. Указом Петра I от 4 ноября 1701 года в Москве была открыта Школа математических и навигационных наук, а в 1715 году в Санкт-Петербурге – Академия морской гвардии. С этого времени Академия становится центром подготовки офицеров для военно-морского флота. Затем навигацкие школы открыли в Новгороде, Нарве и Таллинне. Те русские специалисты, кто учился за рубежом, при возвращении на Родину должны были сдавать экзамены по учебным программам Навигационной школы и Академии. Большое внимание при подготовке рядового состава уделялось в системе управления парусами, маневрированию кораблей и учебной стрельбе. Значительное время проводилось для тренировки гребцов, которые после таких тренировок развивали скорость скампавеи до 8 узлов. Зачислялись на корабли только те, кто успешно сдал экзамены. Планомерная программа по созданию отечественных кадров для военно-морского флота привела к тому, что к 1720 году основное ядро офицерского корпуса состояло из русских.
Строительство флота происходило одновременно с развитием органов его управления. В первые годы войны снабжением флота и строительством кораблей занимался Корабельный, а затем Адмиралтейских дел приказы. Руководством флота ведал Приказ военно-морского флота, который был учрежден в 1668 году. Возглавлял этот приказ Ф. А. Головин. С 1708 года всеми делами Адмиралтейского ведомства руководил Адмиралтейский приказ. Указом Петра I от 23 декабря 1717 года была создана Адмиралтейств – коллегия, которая стала высшим органом морского управления. Первым президентом этой коллегии стал ближайший соратник Петра I по делам военно-морского флота адмирал Ф. М. Апраксин, а вице-президентом – вице-адмирал К. И. Крюйс. Самые важные вопросы решал Совет Адмиралтейств – коллегии с участием Петра I.
Создание русского регулярного военно-морского флота завершилось созданием Морского устава, изданная в 1720 году, которая называлась «Книга устав Морской о всем, что касается доброму управлению в бытности флота на море». Этот документ регламентировал права и обязанности капитана и других начальников корабельных людей, организацию и действия экипажа на якорной стоянке, в бою и на ходу. Разработка положений Морского устава происходила с 1715 года под руководством и при участии Петра I. Основной текст Морского устава начинался с присяги на верность самодержавию и России. Морской устав стал важнейшим законодательным документом Российского государства. По полноте содержания и глубине изложения Морской устав явился наиболее совершенным уставом парусного флота первой половины XVIII века.
Разрабатывая план наступления Петр I скоординировал действия союзников, которыми у России были Польша и Дания. Польша должна была захватить Ригу, а Дания – Гольштинию (Северное немецкое герцогство между современным Эйдером, Эльбой, Праве, Немецким и Балтийским морями) и перейти к военным действиям на юге Швеции. Русская армия должна была вести наступление в Ингрии и в Эстляндии, чтобы занять Нарву и Колывань (древне – русское название Таллинна).
Шведский король Карл XII летом 1700 года заставил Данию подписать мирный договор со Швецией, а польскую армию отступить от Риги. Это произошло следующим образом: 15 – тысячное шведское войско высадилось у Копенгагена и стало угрожать столице Дании. После того как Дания была выведена из войны, Карл XII высадился с войсками в Пернове (современный город Пярну) и начал наступление в сторону Риги. После этого польский король Август II отвел свои войска от Риги и поставил под удар Русскую армию, которая осаждала Нарву.
19 ноября 1700 года произошло сражение между русской и шведской армией под Нарвой. Оно закончилось поражением русских войск. Под Нарву пришли 25 русских пехотных полков и конница, всего 34 тысячи человек при 181 орудии.[6] Линия фронта русских войск была растянута на 7 километров. Численность шведских войск составляла 23 тысячи человек с 38 орудиями. Противник воспользовался непогодой, близко подошел к позициям русских войск и атаковали центральные позиции. Более 40 генералов и офицеров, служивших в русской армии, перешли на сторону противника. С левого фланга начала отступать конница под командованием Б. П. Шереметьева. Шведы преследовали отступавшие русские войска. На правом фланге храбро сражались Преображенский и Семеновский полки, несколько раз отбивали атаки наступавших шведов. Но русские генералы, стоявшие на правом фланге, не знали о том, что происходило на других участках фронта и о тяжелом положении шведских войск, поэтому они приняли решение о капитуляции. Многие генералы русской армии оказались в плену. Шведы захватили всю русскую артиллерию, их потери составили 3 тысячи человек. Общие потери русскими составили 7 тыс. человек (Северная война, стр. 21).[7]
Карл XII утверждал, что русской армии после этого поражения не существует, но это было не так. Большая часть русских войск вышла из окружения и смогла переправиться на правый берег реки Нарвы. Около 25 тысяч русских солдат отошли к Новгороду. Петр I тяжело переживал нарвскую «конфузию», но не пал духом. Карл XII считал Северную войну законченной, а Петр I только начинал ее. Поражение под Нарвой в 1700 году научило русских, как нужно побеждать сильного и коварного противника. В этом сражении не участвовал русский флот, что явилось одной из основных причин поражения.
Битва под Архангельском.
Первое морское сражение в период Северной войны произошло под Архангельском. Цель противника заключалась в захвате русского северного порта и уничтожении его. С падением этого города русское государство навсегда осталось бы сухопутным (за исключением крепости Таганрог на Азовском море), выход к морю Русскому государству был бы закрыт.
7 июня 1701 года из шведского города Гетеборга к Белому морю была послана шведская эскадра под предводительством командора Леве в составе 7 кораблей при 126 орудиях. Цель этой экспедиции заключалась захватить и уничтожить Архангельск. 25 июня 1701 года шведская эскадра подошла к Белому морю и разделилась: два судна (фрегат и яхта) направились к деревне Кустово, а остальные – к Березовому устью при впадении реки Малой Двины в Белое море. Эта часть эскадры должна была обстрелять и захватить Архангельск, сжечь корабли, верфи, город и продовольственные запасы.
На самом узком месте реки Малой Двины на острове, в 15 километрах от Архангельска, русскими частями была создана новая крепость Новодвинск. Гарнизон крепости составляли работные люди, численность их была около 400 человек. Задача русского гарнизона состояла в защите крепости и Архангельска.
Английские и голландские купцы, торговавшие в Архангельске, сообщили о большой эскадре шведского флота, которая продвигалась к Белому морю. Невдалеке от устья Двины противник переночевал. Шведы на мачтах своих кораблей вывесили флаги Англии и Голландии, а солдаты противника переоделись в кафтаны купцов. Начальник таможенного караула капитан Н. Т. Крыков отправился на суда противника вместе с 16 солдатами и 2 переводчиками для досмотра, но все они были взяты в плен.
На одном из судов были два русских пленных Иван Рябов, приписанный к Николаевскому Карельскому монастырю, и переводчик Дмитрий Борисов. По приказу шведского командира русские пленные должны были провести войска противника по фарватеру. Но Д. Борисов и И. Рябов повели шведские корабли на огонь Новодвинской крепости и два из них посадили на мель. Противник оказался под огнем русской артиллерии. Бой с противником продолжался 13 часов, два корабля противника были пробиты ядрами и начали тонуть, оба экипажа противника бросили суда и уплыли в море. На захваченных кораблях подняли русские флаги. Было захвачено 15 пушек, сотни ядер и ручных гранат. Переводчика Д. Борисова шведы расстреляли, И. Рябову удалось бежать.
Победа под Архангельском была настолько значительной, что после нее противник уже никогда не делал попыток захватить Архангельск. Чтобы отомстить за свое поражение шведы несколько лет сжигали поморские деревни, соляные промыслы, рыбацкие становища. Победа русских войск под Архангельском стала началом успехов русских в Северной войне.
Сражение у Нотебурга.
Осенью 1702 года русские войска нанесли удар по шведской крепости Нотебург (бывшей русской крепости Орешек), закрывавшей вход в Неву со стороны Ладожского озера. Численность шведского гарнизона составляла 400 человек. На высоких каменных и толстых стенах крепости размещались 142 орудия. Стены крепости находились в 200 метрах от суши, поэтому подойти вплотную к крепости было невозможно. Для того чтобы блокировать гарнизон крепости ночью в дремучем лесу прорубили просеку, и по ней перетащили из Ладожского озера в Неву 50 судов, на которых были лестницы для штурма. С помощью флота все подступы к крепости со стороны моря были закрыты. Со стороны суши русская армия держала оборону.
На предложения о сдаче шведы ответили отказом. Тогда начался сильный артиллерийский обстрел. Положение осажденных ухудшалось. Русские воска под командованием Михаила Голицына пошли на штурм. Они ставили на крепостные стены лестницы и по ним забирались наверх. Шведы обливали противника кипятком, горящей смолой и свинцом. Многие русские солдаты падали вниз с восьмиметровой стены, но они не отступали. Жестокий бой длился 13 часов. Вышли из крепости только 40 человек. Потери русских составили 538 человек убитыми и 925 раненых из 2500 человек наступавших. Петр I переименовал Нотебург в Шлиссельбург.
«Правда, что зело жесток сей орех был» - писал Петр I об этой победе. Взятие Нотебурга имело огромное значение: замок, который запирал русским вход в Неву, был теперь открыт. Большое значение в этой победе сыграл русский военно-морской флот, который блокировал крепость с моря и не допустил, чтобы вражеские морские силы смогли помочь восставшим. Взятие крепости Шлиссельбург стало началом для освобождения всего русла реки Невы. Для этого нужно было уничтожить шведскую крепость Ниеншанц, которая находилась ближе к дельте реки.