Суперобложка
Суперобложка — это легкая, обычно бумажная покрышка, которая охватывает снаружи весь переплет и держится на нем при помощи клапанов.
Первоначально суперобложка служила для защиты переплета от загрязнения. Она изготовлялась из плотной бумаги немаркого цвета, на ней не было печати, применялась она только для изданий капитальных или в особенно нарядных переплетах. Защитная суперобложка используется и в настоящее время, но теперь для нее существует и более подходящий материал — синтетическая пленка (более толстая, чем для припрессовки к обложке или переплету), которая гораздо прочнее бумаги, гигиеничнее и, наконец, прозрачна и позволяет видеть все помещенное на переплете. На пленке может быть отпечатан рисунок (или текст).
89. Суперобложка, оформление которой ассоциативно и глубоко связано с содержанием книги
Постепенно суперобложка стала применяться и как полноценный элемент оформления книги, придающий ему особенное изящество и художественную законченность. Такому использованию суперобложки способствовало то обстоятельство, что на оклеенных тканью или ее заменителями переплетах нельзя отпечатать столь сложное изображение, нельзя так широко использовать цвет, как на бумаге. Сдержанное оформление переплета стали дополнять связанным с содержанием книги и вместе с тем декоративным оформлением суперобложки. Суперобложка этого типа (рис. 89) превосходно вводит читателя в книгу, украшает ее, но защитных функций, конечно,. не выполняет. Наоборот, она требует бережного отношения к себе.
Суперобложка применяется, главным образом, для изданий в особо художественном внешнем оформлении. На клапанах суперобложки помещают набранную мелким шрифтом информацию о книге, иногда дополняя ее небольшими изобразительными элементами.
На задней сторонке и заднем клапане суперобложки можно поместить информацию не только о данной книге, но и о близких по содержанию и читательскому назначению изданиях. Подобную информацию целесообразно помещать и на задней сторонке обложки (как на лицевой, так и на оборотной стороне), и на свободных страницах, которые иногда остаются в конце книги. Суперобложкой покрывают порой не переплет, а обложку, чтобы сделать ее более прочной и плотной. В этом случае суперобложку следует приклеивать к корешку книги, чтобы она не соскальзывала с обложки.
Форзац
Необходимым элементом книги в переплете являются форзацы, один из которых соединяет первый лист книжного блока с передней сторонкой переплетной крышки, а второй — последний лист блока с задней сторонкой. Участвуя в скреплении переплетной крышки с книжным блоком, форзацы увеличивают прочность этого скрепления и, закрывая концы марли и грубую поверхность картона, придают оборотной стороне крышки аккуратный вид.
Форзац используется и как элемент художественного оформления. На нем могут быть помещены рисунок, орнамент, узор, текст, связанные с содержанием книги. Даже самый цвет форзаца может быть использован для того, чтобы связать оформление переплета и титульного листа. Своеобразной разновидностью узорного форзаца является форзац из тисненой бумаги.
Долгое время на изобразительный форзац смотрели как на только декоративный элемент. В соответствии с таким взглядом его помещали главным образом в наиболее нарядных' изданиях, например, в книгах подарочного типа, юбилейных изданиях и т. п. Однако изображение на форзаце может иметь не только декоративное, но вместе с тем и познавательное значение. Именно такого типа изобразительный форзац все шире применяется в школьных учебниках, справочниках, научно-популярных и научно-технических изданиях.
При этом иной раз на форзацы выносятся такие рисунки, которые и по тематике, и по размеру мало отличаются от иллюстраций в тексте; такое решение дает какую-то экономию бумаги, но не учитывает специфики форзаца. Довольно часто на нем помещаются крупные рисунки, карты или таблицы, занимающие целый разворот; такое решение является более обоснованным. Но самый лучший вариант — это когда на форзаце помещен специально подготовленный (предназначенный именно для него) изобразительный материал.
Поясним эту мысль примером (рис. 90). В школьном учебнике истории средних веков на форзацах (художник Б. Рытман) скомпонованы двадцать четыре рисунка, каждый из которых лаконично и в какой-то мере даже условно отображает одно из важных событий средневековья (в рисунки введены и хронологические даты). При первом знакомстве эти рисунки кажутся школьнику несколько загадочными, но именно поэтому вызывают интерес. В конце каждой главы учащимся предлагают запомнить даты важнейших событий, и оказывается, что именно с ними связаны рисунки на форзаце. И тогда оживленная рисунками хронология легче усваивается. А когда приходит время повторить пройденный материал, рисунки становятся опорными пунктами для повторения.
90. Хорошо продуманное оформление изобразительного форзаца
При декоративном решении обычно одно и то же изображение повторяется на обоих форзацах. Если же на них дается познавательный материал, то целесообразно помещать на передних и задних страницах различные изображения.
Форзац — промежуточное звено между переплетом и титульным листом. Он не имеет такого важного значения, как эти два элемента книги. Поэтому было бы необоснованным превращать его в графически самый сильный элемент внешнего оформления.
Футляр
Некоторые наиболее ценные издания и книги, предназначенные для рассылки по почте или для особого хранения, выпускаются в картонных футлярах. Полезно, если на боковых стенках футляра (или на одной из них, если футляр имеет клапан, закрывающий корешок) есть полукруглый вырез для пальца — благодаря этому книга легче вынимается.
Футляр выполняет не только защитную функцию. Для изданий в особо художественном оформлении и футляр подается соответствующим образом. Его оклеивают белой или цветной бумагой, на нем помещают декоративные или тематические изобразительные элементы, можно хорошо обыграть его трехмерность. Такого рода футляр в большой мере определяет весь облик издания, его оформление влияет на первое впечатление читателя от книги. В футляре может быть высечено «окно», закрытое прозрачной пленкой, сквозь которую видно изображение на переплете.
Иногда в футляре выпускается целая группа изданий. В этом случае наличие футляра помогает сохранить всю группу вместе. При таком назначении для футляра подходит полуоткрытая форма, при которой удобнее вынимать книги и ставить их обратно.
Футляр или коробка (возможно, усложненной конструкции, например, с несколькими отделениями) могут быть нужны и для изданий с приложениями.
Чтобы правильно выбрать и оценить внешнее оформление книги, необходимо хорошо знать ее содержание, глубоко понимать ее основные идеи. Поэтому вопросы внешнего оформления книги должны решаться непременно с участием редактора книги, а если возможно — и ее автора.
Внешнее оформление имеет большое значение для судьбы издания. Часто от него зависит, разойдется ли тираж книги или надолго осядет на книжных складах.
Именно то обстоятельство, что читатель часто судит о книге по ее внешнему виду, возлагает на издательства особую ответственность за ее внешнее оформление. Оно действительно должно соответствовать типу и содержанию книги и не вводить в заблуждение читателя. И такому оформлению может помочь редактор, который глубже остальных знает содержание книги, понимает ее основные идеи.
Полиграфическая техника и оформление книги
Мы радуемся новым средствам,
которые предоставляет в наше
распоряжение техника.
Эль Лисицкий
Как бы хорошо ни было подготовлено оформление книги издательством, его качество в конечном счете зависит и от полиграфического исполнения.
Редактору необходимо разбираться в основных вопросах полиграфического исполнения книги. Только при этом условии он будет понимать, что может дать для оформления книги тот или другой вид полиграфической техники, с какими оформительскими ограничениями надо считаться при технических возможностях определенного полиграфического предприятия, каким требованиям должны отвечать оригиналы текста и иллюстраций в каждом конкретном случае, наконец, в чем отличие хорошего полиграфического исполнения от посредственного.
Говоря о роли полиграфического исполнения в оформлении книги, надо различать две стороны вопроса — правильность выбора полиграфической техники и качество полиграфических работ.
Понятие о печатной форме и основных видах печати
Современная полиграфическая техника располагает несколькими способами для воспроизведения текста книги и ее изобразительного материала. При любом из них для получения полиграфических отпечатков (оттисков) необходима прежде всего печатная форма — предмет, на поверхность которого нанесено изображение, способное давать отпечаток на бумаге или на другом материале. Печатная форма может иметь различный вид: она может быть плоской или цилиндрической, цельной или составной, может быть сделана из различных материалов.
Если на это изображение нанести краску и затем прижать к печатной форме лист бумаги или другой материал, то краска перейдет с печатной формы на этот материал и на нем получится оттиск данного изображения. Повторяя эти операции, можно получить требуемое количество (тираж) одинаковых оттисков. Во всех основных способах печатание основано на механической передаче краски с печатной формы на бумагу или другую воспринимающую поверхность. В последние десятилетия появились и развиваются другие способы, в которых перенесение изображения с печатной формы на бумагу или на другой материал основано не на давлении, а на электростатических и электромагнитных явлениях. Но эти способы пока применяются только для получения копий рукописных или уже напечатанных материалов.
Таким образом, полиграфическое воспроизведение включает два основных производственных процесса: 1) изготовление печатной формы и 2) печатание тиража.
На печатной форме есть участки, которые несут на себе изображение (в процессе печатания они принимают краску и затем передают ее на бумагу),— это печатающие элементы. Другие участки печатной формы свободны от изображения, они не принимают краску (или же ее удаляют с них) и при печатании не дают оттиска — это пробельные элементы.
По положению печатающих и пробельных элементов различают три основных вида печатной формы, причем каждому из этих видов соответствует и особый способ получения отпечатков. Иначе говоря, по строению печатной формы и способу печатания различают три основных, «классических» вида полиграфической техники: высокую, плоскую и глубокую печать.
Все эти виды полиграфической техники могут служить для воспроизведения как текста, так и иллюстраций. Но при любом виде печати сохраняется существенное различие между оформительскими требованиями к текстовым и иллюстрационным печатным формам в отношении воспроизведения оригиналов. Текстовая печатная форма должна обеспечить точную передачу содержания литературного произведения, однако вовсе не требуется, чтобы буквы типографского шрифта имели точно такую же форму, какую они имеют в издательском оригинале. Иллюстрационная же печатная форма должна возможно более точно передавать не только содержание, но и графическую форму воспроизводимого оригинала.
В основе изготовления текстовой печатной формы при любом виде печати обычно лежит способ набора. В основе же современных способов изготовления иллюстрационных печатных форм лежат фоторепродукционные и электронно-гравировальные процессы. Ручные способы изготовления иллюстрационных форм применяются теперь только в тех случаях, когда создаваемое художником произведение непосредственно является и печатной формой (например, гравюра на дереве).
Кратко рассматривая основные виды полиграфической техники, мы обратим основное внимание на то, что может дать каждый из них для лучшего полиграфического воспроизведения как текстовых, так и изобразительных (иллюстрационных) элементов книги.