Провозглашение Федеративной Республики Германии и образование ГДР
Лондонское совещание западных держав по Германии в 1948 г. дало толчок ускорению мероприятий по созданию конституции будущего независимого государства Западной Германии. 1 сентября 1948 г., после официального слияния трех западных оккупационных зон в одну, в Бонне из представителей западногерманской элиты был создан Парламентский совет с правами временного законодательного органа западногерманских земель. Его руководителем стал известный политик, юрист по образованию, 73-летний Конрад Аденауэр. Он имел репутацию умеренного франкофила и патриота «Европейской Германии». К. Аденауэр не любил воинственный и реваншистский прусский дух, считая его причиной бед Германии. В 1945 г. после оккупации страны союзными войсками К. Аденауэр возглавил Христианско-демократический союз, ставший наиболее влиятельной политической партией страны.
1 мая 1949 г. Парламентский совет утвердил новую конституцию, на основании которой 14 августа 1949 г. были проведены выборы в новый западногерманский парламент - Бундестаг, от имени которого 20 сентября было провозглашено создание отдельного государства - Федеративной Республики Германии. Первым главой ее правительства (канцлером) стал К. Аденауэр. Бундестаг принял заявление о распространении новой конституции ФРГ на территорию земель, входивших в состав Германии в границах 1937 г. Этот шаг вместе с самим фактом провозглашения ФРГ был негативно воспринят в СССР, который отказался признать западногерманское государство.
После провозглашения ФРГ руки Москвы в германском вопросе были развязаны. Теперь ее было невозможно обвинить в инициации раскола Германии, ответственность за который легла на США. В течение 1945—1949 гг. в восточном секторе шли процессы денацификации и консолидации левых сил вокруг коммунистов. Сама компартия Германии в советской зоне в 1946 г. была объединена с социал-демократической партией в Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ). Деятельность старых антифашистских некоммунистических партий - Христианско-демократического союза, Либерально-демократической партии - не запрещалась. Они сохранились впоследствии и в ГДР в качестве союзных коммунистам партий. Административная структура в восточном секторе Германии была готова к преобразованию в систему государственного управления.
7 октября 1949 г. собравшийся в Восточном Берлине Народный конгресс из числа представителей общественности Восточной Германии провозгласил создание Германской Демократической Республики (ГДР). Советский Союз признал ГДР и установил с ней дипломатические отношения. Его примеру последовали другие государства народной демократии. Президентом ГДР стал лидер СЕПГ Вильгельм Пик. В 1950 г. ГДР подписала с Польшей договор о признании существующей между двумя государствами границы, а с Чехословакией - декларацию об отсутствии взаимных территориальных претензий и о признании переселения немецкого населения с территории Чехословакии необратимым.
2. ФРГ и «план Маршалла»
Особое место в “плане Маршалла” было уделено Западной Германии. После окончания 2-й мировой войны Западная Германия превратилась по существу из противника в партнера западных держав, ей отводилась роль форпоста в борьбе против “советского коммунизма”. Из всех западноевропейских стран именно Германии “план Маршалла” отдавал явное предпочтение. Так, за первые годы реализации “плана Маршалла” (1948-1951) Германия получила от США почти столько же, сколько Великобритания и Франция вместе взятые и почти в 3,5 раза больше, чем Италия. Банки в Германии традиционно брали на себя коммерческий риск и главную роль в обеспечении индустриализации, входили в детали управления кредитуемых фирм. После краха финансовой системы вследствие 2-й мировой войны государство стало приобретать большую власть по контролю за кредитной системой, но проводимая политика была результатом переговоров и сотрудничества с основными финансовыми и промышленными магнатами. Полученные по “плану Маршалла” фонды, были инвестированы в частный и промышленный сектор. Однако, банки были основой инвестиционного процесса. Участвуя в капитале фирм, покупая пакеты акций, банки тем самым были заинтересованы в будущем промышленности и предоставили фонды для ее развития. Поощрение накопления капитала и массовые государственные инвестиции в Германии стали основными факторами экономического роста. Большое значение на развитие экономики в Германии оказали хозяйственные реформы 1948 года. Идеологом этих реформ был профессор Мюнхенского университета Л.Эрхард. В трудах по экономическим вопросам ив своей практической деятельности он выступал за формирование так называемого социального рыночного хозяйства. Его концепция строится на том, что стимулом для человека является стремление к собственному благополучию. Рычаги экономического возрождения страны Эрхард определял как свободную частную инициативу и конкуренцию с активной ролью государства в хозяйственной жизни. Реализация “плана Маршалла” в ФРГ была, наряду с реформой Эрхарда, важнейшим условием перехода от тоталитарной экономики к рыночной. Но еще важнее было принятое союзниками решение о возвращении ФРГ на политическую и экономическую арену Европы. Снятие ограничений на внешнюю торговлю позволило Германии вернуть свои лидирующие позиции в Европе. Западногерманский вариант перехода от централизованного управляемого хозяйства к рынку представляет собой ценный опыт для всех стран, решающих подобную задачу.
План Маршалла построен таким образом, что не только обеспечивает импорт товаров в Германию, но и создает основу для новой капиталовооруженности. Весь субсидируемый импорт после продажи товаров немецким производителям или потребителям образует многомиллиардный фонд в немецкой валюте, который, посколькуречь идет о кредитах, ввиду их долгосрочного характера первое время можно не переводить за границу.
В первый год осуществления плана Маршалла для соблюдения баланса ввоза и вывоза в экспорте будет преобладать вывоз сырья. В экспорте предварительная выдача лицензий должна быть заменена на последующий контроль за сдачей в банк иностранной валюты. В импорте необходимо ввести валютные сертификаты таким образом, чтобы внешнеторговые банки могли открывать аккредитивы.
Необходимость поддерживать в силу внешних причин дуализм централистской экономики и экономики с федеральной структурой означает противоречие хозяйственной политики в самой себе, ибо децентрализованное плановое хозяйство невозможно. Это противоречие снимется передачей органам самоуправления большей экономической самостоятельности, а государство после проведения денежной реформы займется проведением внешнеэкономических, высших целей, определение которых есть дело государственной политики».
Таким образом, история экономического возрождения Германии после второй мировой войны представляет собой один из примеров успешной реализации идей либерализации экономики при сбалансированном участии государства в экономической жизни страны и обеспечении социального характера экономических преобразований. Необходимыми условиями успеха послевоенного восстановления Германии стали внешние (план Маршалла) и внутренние (политическая стабильность политическая поддержка реформ, денежная реформа, либерализация цен и торговли, в том числе внешней, направленное и ограниченное вмешательство государства в хозяйственную жизнь) факторы.
Послевоенное восстановление Германии заложило фундамент для «экономического чуда» — быстрого роста немецкой экономики в пятидесятых-шестидесятых годах, обеспечило положения ФРГ в Европейской экономике на протяжении всей второй половины ХХ века, и стало экономической основой объединения Германии в конце ХХ века.
3. Доктрина национальной безопасности и внешняя политика Германии в период «холодной войны»
Одним из основных событий в распаде мировой системы социализма и пересмотра итогов Второй мировой войны стало «объединение Германии», а если говорить точнее – совершенный ФРГ аншлюс ГДР при подстрекательстве США и попустительстве горбачевского руководства СССР.
После войны Германия и Австрия (в 1938-1945 годах входившая в состав Германии) были поделены на зоны оккупации между СССР, США, Великобританией и Францией. При этом Австрия после ухода союзных войск осталась единым нейтральным государством, не входящим ни в какие военные блоки. Аналогичным образом планировалось поступить и с Германией. Но западным империалистам была не нужна демократическая нейтральная Германия. В 1949 году американская, английская и французская зоны оккупации Германии были объединены в «тризонию», которая быстро преобразовалось в государство ФРГ и вошло в агрессивный блок НАТО. В качестве ответной меры СССР был вынужден в своей зоне оккупации создать ГДР, вошедшую позже в блок Варшавского договора. При этом руководство СССР вплоть до 1953 года настаивало на плане создания единой демократической Германии, и уже только при Хрущеве признало факт раскола Германии и дало добро на строительство социализма в ГДР.
Таким образом, инициатором раскола Германии в 1940-х годах были именно западные «демократии» - если бы тогда Германия осталась единой, она бы неизбежно оказалась под влиянием СССР. И, напротив, те же самые западные «демократии», которые в 1949 году раскалывали Германию, в 1989 году потребовали ее объединения, когда силы социализма ослабли.
В конце 1989 года, когда во многих странах Восточной Европы социализм уже был свергнут, в ГДР политическая система еще оставалась незыблемой, что не могло не вызывать неудовольствия у антикоммунистических элементов. В сообщении министерства безопасности («штази») говорилось о нарастающем стремлении отдельных лиц дестабилизировать политическую ситуацию в стране и в конечном итоге изменить систему общественных отношений. В записке указывалось и приблизительная цифра представителей оппозиционных групп и движений: около 2500 человек.
Непосредственным поводом для кризиса стало то, что в начале мая Венгрия открыла границу с Австрией. Это не прошло незамеченным, тысячи людей ринулись через Венгрию в Австрией, а затем в ФРГ . В конце июля неофициальная статистика зафиксировала безвизовой выезд 150 граждан ГДР, к середине августа поток увеличился до 1600 человек ,а к концу сентября количество уехавших составило 25000. Еще тысячи и тысячи, не желавших возвращаться в ГДР оставались и в Варшаве, они обращались в посольство ФРГ с просьбой предоставить им политическое убежище.
6 октября 1989 года отмечалось 40 лет со дня создания ГДР. В своей речи к этой дате тогдашний руководитель ГДР и правящей в ней Социалистической Единой партии Германии (СЕПГ) Эрих Хоннекер обрисовал положение в стране как полнейшую идиллию; заголовок же, его торжественой речи звучал так : "То Великое, что было сделано, было сделано народом и для народа". Вместо того чтобы критически взглянуть на сложившуюся в стране ситуацию и, может быть, погасить искры, которые грозят превратиться в бушующие пламя, Эрих Хоннекер, ограничился приевшимися и ничего не отражающими лозунгами типа "Всегда вперед и только вперед". ГДР, говорил он подхолит к порогу 2-го тысячелетия с убеждением, что социализму принадлежит будущее, даже если "влиятельные силы ФРГ" и предчувствуют шанс одним махом результаты второй мировой войны и всего послевоенного развития"
Тем временем в городе проходила многотысячная антиправительственная демонстрация. Полиция пыталась разогнать демонстрантов, однако все было бесполезно: люди прибывали и пребывали. Демонстранты пытались апеллировать к приехавшему тогда с визитом в ГДР М.С.Горбачеву. Hарод скандировал: "Горби, Горби!"
Лишь 11 октября Политбюро ЦК СЕПГ проявило первые признаки озабоченности положением в стране. Оно опубликовало заявление, в котором впервые можно было разглядеть попытку проанализировать действительное положение в стране. 17 октября 1989 года на заседании Политбюро Эрих Хонеккер был смещен со своего поста Генерального секретаря СЕПГ. Hа его место был избран член Политбюро и секретарь ЦК по вопросам безопасности Эгон Кренц. Он был выбран на этот пост небольшой группой людей, которые были готовы к изменениям в Политбюро, однако это касалось исключительно лиц, представленных в нем, но ни в коей мере не изменения общей политической стратегии. Для большинства же граждан ГДР он был ставленником и преспешником Хонеккера.
Впрочем ряд историков сходится на мнении, что если бы те шаги, которые предпринял Кренц, были бы сделаны несколькими неделями (не говоря уже месяцами) раньше, то они вероятно были бы восприняты как решительные меры и горячо приветствовались бы: буквально на следующий день после своего избрания Кренц встречался с ведущими представителями церкви участвовал в дискуссии с представителями рабочего класса по вопросу сложившейся политической обстановки.
За день до грандиозной демонстрации 4 ноября 1989 года в Берлине, которая послужила сигналом к началу крушения существующей системы Эгон Кренц выступил по телевидению с предложением отдельных уступок. Но это не помогло. Демонстрация, длившаяся несколько дней, закончилась тем, что 9 ноября была снесена Берлинская стена, разделявшая восточные районы Берлина (столицу ГДР) и «Западный Берлин», сформированный из американской, английской и французской зон оккупации Берлина.
Ночью с 7 на 8 декабря 1989 года начал свою работу внеочередной съезд СЕПГ. Партия отмежевалась от т.н. «тоталитарного прошлого», провозгласила себя «цивилизованной социал-демократической партией западного образца» и переименовалась в Партию демократического социализма (ПДС). 9 декабря Эгон Кренц был отправлен в отставку.
Сразу же после крушения социалистической системы в ГДР встал вопрос о ее объединении с ФРГ и договор об установлении единства Германии» был подписан 31 августа 1990 года в Берлине.