Лекция 5. Конституционно-правовой статус человека и
Гражданина в РФ
Тип занятия: Информационная лекция.
1. Понятие, сущность и принципы конституционно-правового статуса личности.
2. Личные (гражданские) права и свободы.
3. Политические права и свободы.
Краткое изложение материала
Основы правового положения личности складываются в области отношений «общество – государство – личность». При этом данные отношения и связи носят основополагающий характер и выражают взаимную связь общества, государства и личности.
Правовой статус человека и гражданина представляет собой комплексный государственно-правовой институт, составной частью которого являются основные права, свободы и обязанности. Правовое положение индивида определяет его место в правовом общении и отражает фактическое его состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. Оно обусловливается особенностями социального статуса, существующего в данный период развития государства и общества.
Центральное место в содержании основ правового положения личности принадлежит конституционным правам и свободам человека и гражданина. В Конституции Российской Федерации 1993 г. впервые в законодательстве России была выражена идея естественных, неотчуждаемых прав человека. Это закреплено в статье 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Тем самым Конституция провозглашает важнейший принцип основ конституционного строя Российской Федерации.
«Под конституционными правами и свободами, – пишет М.В. Баглай, – понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту». Данные права закрепляются в качестве субъективных конституционных прав в высших по юридической силе нормах государственного права, направленных против государства, но одновременно и гарантируемых им. Таким образом, провозглашенные Декларацией прав и свобод человека и гражданина 1991 г. как права естественные, они становятся в нашей стране правами в юридическом смысле. Идея прав человека и конституционная идея сливаются и оказывают воздействие на государство, формируемое в соответствии с принципами основных прав. Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в конституционном праве Российской Федерации. В Основном Законе признан минимальный стандарт основных прав и свобод человека, сложившийся в международном праве. Тем самым учение о свободе личности получает свою материальную основу. Само по себе это знаменует огромное продвижение вперед российского общества.
Философской основой и нормативными источниками института прав и свобод российского законодательства служат учение об индивидуальных правах и свободах, а также принципы и нормы международного права, закрепляющие права личности. Основные права человека и гражданина, определенные Конституцией, фиксируют фундаментальные гарантии свободы и принципиальные ценностные ориентиры. Они призваны формировать правовую политику.
Права человека и гражданина в конституционном строе приобретают особое значение для индивида и тем более для государства. Конституционное признание естественных прав дает основание полагать, что государство есть каждый, где все – индивиды, и оно обязуется оправдать свое предназначение. Таким образом, основные права закрепляются и в качестве позитивных норм. Следовательно, нормы конституционного права, касающиеся основных прав, должны быть фундаментом всей юридической системы.
Основные, или конституционные, права и свободы имеют принципиальное значение для правового статуса любого индивида. Во-первых, в этих правах получает утверждение принцип уважения человеческого достоинства. Во-вторых, в них реализуются притязания индивида на достойное существование и развитие. В-третьих, конституционные права выступают как основа правового статуса личности. Они являются исходной базой для приобретения других прав, предусмотренных законами и подзаконными актами. Основные права находят свою конкретизацию в нормах текущего законодательства. В-четвертых, конституционные права имеют одинаковый, постоянный и равный правовой характер для всех лиц. Этим Конституция закрепляет принцип социальной справедливости, предоставляя каждому индивиду исходно равный минимум свободы (или возможностей), которая необходима ему как творческой личности.
Основные права и свободы человека и гражданина сформулированы в Конституции Российской Федерации в соответствии с международными документами – Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. и др. Конституционные права образуют конституционно-правовой статус личности. Эти правоотношения составляют основу деятельности органов государственной власти.
Конституционную концепцию основных прав и свобод личности отличают следующие характерные черты.
1. Она следует либеральным традициям понимания человека, сложившимся в странах западной демократии, знаменует отказ от институционального подхода к закреплению правового статуса личности, основанного на тезисе о даровании личности прав и свобод государством. Если не в теории, то по крайней мере на практике такое мнение господствовало. Институциональный подход к правам человека «приводил к подавлению личности, нарушению свободы, означал принудительное навязывание человеку социалистических ценностей, не признавал элементарного права человека на свободу мысли». Огосударствление всех сфер общественной жизни влекло за собой стагнацию не только экономики, но и культуры, препятствовало развитию индивида. Согласно новому конституционному законодательству «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ).
2. На конституционном уровне впервые закреплены «права человека» и «права гражданина», не идентичные по своему содержанию, отражающие разные аспекты правового статуса личности. «Права человека проистекают из неотъемлемого качества человеческой личности – достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и свободы». Права человека – это такие права, которые принадлежат каждому человеку независимо от его гражданской принадлежности, т. е. они имеют естественное происхождение и принадлежат человеку от природы, человек обладает ими по рождению, эти права неотъемлемы. Эти права существуют независимо от конкретных этапов развития общества, от законодательных норм. Они имеют высший социальный статус, выступают критерием оценки любой политико-правовой организации общества. Задача общества и государства состоит в том, чтобы защищать права человека, не допускать их нарушения. Права гражданина определяют политико-правовую связь личности и государства. Правовой статус гражданина возлагает на личность и государство дополнительные права и обязанности, опосредуемые через различные политико-правовые институты. Через институт гражданства индивид получает дополнительные гарантии в обеспечении своих прав и свобод. Категория «права гражданина» органически связана с категорией «гражданство», под которой в российском законодательстве понимается «устойчивая правовая связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод человека».
3. В Конституции признан принцип приоритетности норм международного права в области прав человека. Это означает, что индивид вправе в соответствии с международным правом обращаться в межгосударственные органы по защите своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). Присоединение России к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод расширяет возможности каждого россиянина по защите своих прав.
Основополагающие принципы, определяющие характер взаимоотношений личности и государства, провозглашаются в главе 1 Конституции – «Основы конституционного строя» и главе 2 – «Права и свободы человека и гражданина». Это такие исходные принципы, как:
признание человека, его прав и свобод высшей социальной ценностью;
обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
признание прав и свобод человека и гражданина критерием деятельности государственной власти и основой содержания и применения российского законодательства;
признание непосредственного характера прав и свобод человека и гражданина, их неотчуждаемость;
признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
недопустимость отрицания и умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина;
равенство всех перед законом и судом;
равенство прав человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Данные принципы обусловливают содержание, смысл и применение норм Конституции, касающихся правового статуса личности в Российской Федерации.
Лекция 6. Правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев. Институт политического убежища
Тип занятия: Информационная лекция.
1. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.
2. Правовой статус беженцев в РФ.
3. Правовой статус вынужденных переселенцев в РФ.
4. Институт политического убежища в РФ.
5. Соотечественники за рубежом.
Краткое изложение материала
Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, закреплен в ст. 62 Конституции РФ. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанность наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Таким образом, Россия устанавливает для этих лиц «национальный режим». Существенно, что в ч. 3 ст. 62 Конституции национальный режим установлен в качестве общего принципа российского законодательства.
Иностранными гражданами признаются физические лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
К таким доказательствам относятся национальные паспорта или заменяющие их документы. Под категорию иностранных граждан подпадают и лица, обладающие подданством иностранного государства (понятие «подданства» сохранилось в некоторых странах с монархической формой правления, хотя по содержанию оно фактически равнозначно понятию «гражданство»).
Под лицами без гражданства признаются физические лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Исходя из ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, Российское государство стремится к устранению и предотвращению безгражданства проживающих на ее территории лиц.
Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в РФ, являются:
1. документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ;
2. разрешение на временное проживание;
3. вид на жительство;
4. иные документы.
Выделяются три категории иностранных граждан: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие. В их статусе имеются определенные различия.
Иностранные граждане временно пребывающие могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее при наличии российской визы и на срок указанный в визе. Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток.
Иностранные граждане временно проживающие в РФ должны получить разрешение сроком на три г..
Иностранные граждане постоянно проживающие в РФ в течении срока действия разрешения на временное проживание могут обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство. Заявление подается в ОВД, не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить на территории РФ не менее 1 г.
Россия имеет право отказать в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание и вида на жительство в следующих случаях:
1. выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;
2. финансирует, планирует террористические акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их;
3. подвергался административному выдворению за пределы РФ либо депортации;
4. представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
5. осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а равно имеет непогашенную или неснятую судимость;
6. неоднократно (два и более раза) в течение одного г. привлекался к административной ответственности в части обеспечения режима пребывания иностранных граждан в РФ;
7. не может представить доказательства возможности содержать себя и членов своей семьи в РФ в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства;
8. по истечении 3 лет со дня въезда не имеет в РФ жилого помещения;
9. выехал из РФ в иностранное государство для постоянного проживания;
10. находился за пределами РФ более 6 месяцев;
11. заключил брак с гражданином РФ, послуживший основанием для получения вида на жительство, и этот брак признан судом недействительным;
12. является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него ВИЧ-инфекции.
Иностранные граждане в РФ равны перед законом независимо от каких бы то ни было условий. Использование ими прав и свобод не должно наносить ущерба интересам РФ, законным интересам граждан РФ и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и ее законодательство.
Иностранные граждане, временно проживающие и постоянно проживающие в РФ, могут работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовой деятельностью на общих основаниях с гражданами РФ.
Они имеют право на отдых, охрану здоровья, на пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения, на пользование жилым помещением, на собственность жилого дома и иного имущества, на образование, пользование достижениями культуры.
Наравне с гражданами РФ им гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности и жилища.
Они могут заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами.
Иностранные граждане в РФ не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы, занимать государственные должности, а также участвовать во всенародных голосованиях (референдумах).
Они не несут обязанности военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ.
Допускается передвижение иностранных граждан по территории РФ и выбор места жительства в порядке, установленном законодательством, а также соответствующими международными договорами РФ. Однако в интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка могут устанавливаться ограничения в передвижении и выборе ими места жительства.
При соблюдении установленных законом правил, иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее.
Иностранные граждане, въехавшие в РФ, обязаны зарегистрироваться в течение 3 дней со дня прибытия в РФ. Регистрация детей, не достигших 18 лет, производится одновременно с регистрацией родителей.
Изложенные выше положения распространяются и на лиц без гражданства в РФ, если иное не вытекает из законодательства. Однако они не затрагивают привилегий и иммунитетов глав и сотрудников иностранных дипломатических и консульских представительств, а также других лиц, установленных законодательством РФ и международными договорами РФ.
В связи с различными причинами во всем мире происходит перемещение лиц из мест их постоянного проживания на какую-либо другую территорию. Миграционные процессы порождают особый вид субъектов, требующих повышенной защиты как со стороны национального, так и со стороны международного законодательства. Миграция может различаться по причинам (добровольная или вынужденная), типу (внешняя или внутренняя), виду (возвратная или безвозвратная).
Российское государство обязуется предоставлять беженцам, законно пребывающим на его территории, право выбора места проживания и свободного передвижения в пределах его территории.
У каждого беженца существуют обязательства в отношении государства, в котором он находится; в частности, он должен подчиняться законам и распоряжениям, а также мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка.
Определение понятия «беженец» в международном праве содержится в двух основных документах: Конвенции ООН 1951 г. «О статусе беженцев» и Протоколе к ней 1967 г., касающемся статуса беженцев.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О беженцах» в РФ беженцем признается лицо, подпадающее под следующие основные признаки:
это лицо, не являющееся гражданином РФ, т. е. им может быть как зарубежный гражданин (иностранец), так и лицо, не имеющее определенного гражданства (апатрид);
находящееся вне страны своей гражданской принадлежности либо вне страны своего прежнего обычного местожительства из-за вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
не имеющее возможности или не желающее пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности вследствие имеющихся у данного лица опасений (для иностранного гражданина);
не имеющее возможности или не желающее вернуться в страну своего прежнего обычного местожительства в результате вышеназванных опасений (для лица, не имеющего определенного гражданства).
Вопрос о предоставлении статуса беженца относится к исключительной компетенции суверенного государства, поэтому, руководствуясь национальными интересами и международными обязательствами, Россия не предоставляет статус беженца лицам:
1) в отношении которых имеются серьезные основания предполагать, что они совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества;
2) которые совершили тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории РФ и до того, как они были допущены на территорию РФ в качестве лиц, ходатайствующих о признании беженцем;
3) которые виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций:
4) за которыми компетентные власти государства, в котором они проживали, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;
5) которые пользуются защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.
Кроме того, действие Федерального закона о беженцах не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного места жительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статус беженца предоставляется на срок до трех лет.
Одним из следствий распада Советского Союза стало появление нового вида мигрантов – вынужденных переселенцев, т. е. граждан своей страны, вынужденных искать убежище в политически стабильных регионах.
В международном праве и национальном зарубежном законодательстве термин «вынужденный переселенец» не применяется – это чисто российское определение. Как правило, за рубежом используются аналогичные понятия, например, «перемещенные лица», «внутренние беженцы» и т.д.
Часто понятие «вынужденный переселенец» путают с другими понятиями, например, «беженец», «перемещенные лица». В средствах массовой информации нередко можно услышать, как вынужденных переселенцев из различных субъектов РФ называют, например, «беженцы из Чечни», «беженцы из Ингушетии», «беженцы из Северной Осетии» и т.д.
Следует отметить, что одно из основных отличий правового статуса беженцев от правового статуса вынужденных переселенцев заключается в том, что беженец – это иностранный гражданин или лицо без гражданства, а вынужденный переселенец – это гражданин России.
В соответствии с российским законодательством вынужденным переселенцем признается гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
По вышеперечисленным обстоятельствам вынужденным переселенцем признается:
1) гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ;
2) гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта РФ.
Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ и изменившие место жительства в пределах территории РФ по обстоятельствам. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в РФ и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства РФ, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории РФ.
Рассматриваемое понятие содержит перечень причин, на основании которых лицо может быть признано вынужденным переселенцем. К их числу относятся: насилие или преследование либо реальная опасность подвергнуться такому преследованию в связи с расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, а также принадлежностью к определенной социальной группе, политическими убеждениями. Но при этом следует учитывать, что все последние обстоятельства должны служить поводом для проведения враждебной кампании в отношении данного гражданина или группы граждан либо массовых нарушений общественного порядка.
Закон предусматривает, что статус вынужденного переселенца получает конкретное лицо, не только когда в отношении него были совершены вышеперечисленные действия, но и в том случае, если они были совершены в отношении членов его семьи.
Статус вынужденного переселенца предоставляется на срок до пяти лет.
Будучи российскими гражданами вынужденные переселенцы обладают большим комплексом прав и могут претендовать на получение дополнительных льгот со стороны государства по сравнению с беженцами.
Создание Федеральной миграционной службы России в 1993 г. имело целью упорядочить регулирование миграционных потоков, преодолеть негативные последствия стихийно развивающихся процессов миграции, создать условия для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечить гуманное отношение к лицам, ищущим убежище на территории РФ.
В рамках СНГ в 1993 г. главами государств – участников СНГ (кроме Украины и Молдовы) было подписано Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам, в котором определяются общие основания для признания лиц мигрантами, а также экономические обязательства государств выезда, компенсация мигрантам за оставляемое жилье и иное имущество, потерю заработка, ущерб здоровью. Предполагается создание Межгосударственного фонда помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Зафиксировано также право каждого беженца или вынужденного переселенца свободно обращаться в суды на территории соответствующих государств.
Для получения любого из этих статусов необходимо ходатайство лица в орган внутренних дел по месту своего пребывания в любом из субъектов РФ. Ходатайство подается незамедлительно по прибытии и рассматривается в течение 5 дней. После регистрации ходатайства лицо получает направление на временное поселение, и ему в установленном порядке обеспечивается право проезда и провоза багажа к месту временного поселения, где ему предоставляются необходимые для поддержания жизни условия — питание по установленным нормам, медицинская помощь, единовременное пособие и др.
Закон устанавливает и обязанности ходатайствующих: при получении направления на временное поселение отбыть в указанное место в течение месяца, соблюдать установленный порядок проживания, проходить медицинские осмотры по требованию органов здравоохранения.
Отказ в регистрации ходатайства может быть обжалован в вышестоящий орган внутренних дел или в суд в течение месяца.
Решение о признании беженцем принимается соответствующим органом внутренних дел субъекта РФ в течение трех месяцев.
Лицу, признанному беженцем или вынужденным переселенцем, выдается удостоверение установленного образца.
При отказе лицу вручается письменное уведомление с указанием его причин. Отрицательное решение может быть обжаловано в том же порядке, как и отказ в принятии ходатайства.
Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут обязанности гражданина РФ, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Они вправе в течение трех месяцев избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых органом внутренних дел, либо населенный пункт, в котором проживают их родственники при условии согласия последних.
Установлены льготные условия для приобретения ими российского гражданства.
В соответствии с Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная миграционная служба России была упразднена, а ее полномочия переданы Министерству по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ.
В соответствии с Указом Президента РФ от 16 октября 2001 г. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ упразднено, а функции данного министерства в части, касающейся реализации миграционной политики переданы МВД РФ.
В ст. 63 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В данном случае Конституция РФ исходит из норм международного права о том, что каждое государство использует право предоставления политического убежища, и никто не может рассматривать это как недружественный акт. Указом Президента от 26 июля 1995 г. утверждено «Положение о порядке предоставления политического убежища в РФ». В нем определены основные условия, связанные с реализацией этого института и статус лиц, которым предоставлено убежище.
Политическое убежище предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Предоставление политического убежища производится по ходатайству заинтересованного лица Указом Президента РФ.
Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ.
Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.
Политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется, если:
лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерацией преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории РФ;
лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;
лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;
лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Федеральным законом «О беженцах»;
лицо представило заведомо ложные сведения;
лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.
Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:
возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своею обычного местожительства;
выезда на жительство в третью страну;
добровольного отказа от политического убежища на территории РФ;
приобретения гражданства РФ или гражданства другой страны.
Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если оно занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН, либо совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
Предоставление убежища означает обязанность государственных органов не выдавать лиц, преследуемых за политические убеждения и за действия, не признаваемые в РФ преступлением, поскольку передача иностранному государству грозит им репрессивными мерами, вплоть до лишения жизни. Однако лицо может быть лишено предоставленного ему политического убежища по соображениям государственной безопасности России, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН, либо совершило преступление. Вопрос утраты политического убежища решается Президентом.
В РФ не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействия), не признаваемые в РФ преступлением.
Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах, осуществляются на основе федерального закона или международного договора РФ.
Практические занятия
Занятие 4. Гражданство РФ
Форма проведения занятий: решение задач, разбор кейсов.
Отрабатываемые вопросы:
1. Понятие, сущность и принципы гражданства.
2. Основания приобретения гражданства РФ.
3. Основания прекращения гражданства РФ.
4. Гражданство детей и гражданство родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц.
5. Государственные органы, ведающие делами о гражданстве.
6. Порядок рассмотрения дел о гражданстве.