Конституционные принципы гражданского судопроизводства
Группа конституционных принципов является достаточно многочисленной. Поэтому для удобства изложения и облегчения понимания их целесообразно, в свою очередь, разделить на названные в § 1 настоящей главы три группы (подгруппы).
К первой подгруппе из числа конституционных относятся принципы, адресованные прежде всего сторонам и другим участникам гражданского судопроизводства:
1) уважения достоинства личности;
2) равенства граждан перед законом и судом;
3) права пользования юридической помощью;
4) состязательности и равенства сторон.
Два последних имеют отраслевую специфику (см. § 3).
Принцип уважения достоинства личности участников гражданского судопроизводства (ст. 13 ГПК) целесообразно поставить на первое место по той причине, что он вытекает из ст. 2 Конституции.
В силу этой статьи человек, его права, свободы, а также гарантии реализации этих прав и свобод являются высшей ценностью и целью общества и государства.
Статья 13 ГПК несколько противоречива. Называется она «уважение достоинства личности», а в тексте речь идет об уважении достоинства участников гражданского судопроизводства. Поскольку смысл правовой нормы выражается, прежде всего, в тексте ее, следует прийти к выводу, что, с одной стороны, имеются в виду лишь личности участников гражданского судопроизводства, а с другой – не столько личности, как физические лица. Статья 13 ГПК относится ко всем участникам гражданского судопроизводства, каковыми являются и лица юридические. При этом нельзя упускать из виду, что в процессе от имени юридических лиц действуют их руководители и представители, которые всегда являются лицами физическими.
Единственным источником государственной власти (включая судебную) является народ (ч. 1 ст. 3 Конституции). Поэтому каждый участник гражданского судопроизводства как частица этого народа вправе требовать от суда уважительного отношения к себе. Суд же как орган созданной народом судебной власти в свою очередь обязан уважать достоинство участников гражданского судопроизводства как части этого народа, от которого он получил свою власть.
Вторая фраза ст. 13 ГПК гласит: «Любой участник гражданского судопроизводства предполагается добросовестным, пока не доказано обратное». Это весьма важное положение является цивилистическим аналогом презумпции невиновности. Однако принцип уважения достоинства участников гражданского судопроизводства шире презумпции добросовестности. Он предполагает доброжелательное отношение и к тем участникам, в отношении которых эта презумпция опровергнута. Суд имеет право и обязан констатировать в соответствующих случаях факт недобросовестного или противоправного поведения участников гражданского судопроизводства, а также выносить в связи с этим соответствующие постановления. Но он не должен унижать гражданина, например быть по отношению к нему невежливым, даже если этот гражданин действительно нарушил нормы морали или права.
Здесь уместно напомнить ст. 2 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г). Эта статья требует, чтобы упомянутые должностные лица при выполнении ими своих обязанностей «уважали и защищали человеческое достоинство по отношению ко всем лицам»1 . Более того, суд должен следить, чтобы и участники гражданского судопроизводства не унижали друг друга. Судья обязан сам помнить и при необходимости напоминать другим в зале судебного заседания содержание и глубокий гуманистический смысл ст. 1 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., которая гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства» 2. Именно так можно укреплять в участниках гражданского судопроизводства, в том числе недобросовестных, чувство собственного достоинства и сознание своей ответственности.
В целом речь идет о культуре межличностных отношений в гражданском судопроизводстве, о том, что каждый имеет право требовать, чтобы в суде его внимательно выслушали и своевременно выполнили любое его законное ходатайство, начиная с возбуждения дела и кончая исполнением судебного решения, а также оградили от унижения.
Принцип уважения достоинства участников гражданского судопроизводства предполагает одновременную реализацию принципа равенства граждан перед законом и судом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, рода и характера занятий, места жительства, временного проживания в данной местности и других обстоятельств (ст. 12 ГПК).
Принцип (право) пользования юридической помощью в гражданском процессе (ст. 14 ГПК) является частным случаем применения ст. 62 Конституции Республики Беларусь, в силу которой каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.
Статья 14 ГПК говорит о праве на юридическую помощь граждан и юридических лиц. Но в процессуальном аспекте имеются в виду истцы, ответчики, третьи лица и другие лично заинтересованные лица, поскольку именно их права и свободы защищаются в суде. Необходимость в юридической помощи обычно является следствием того, что успешная защита в суде личных интересов требует глубоких профессиональных знаний, которыми упомянутые участники гражданского судопроизводства сами по себе в большинстве случаев не обладают. Это и создает потребность в помощи квалифицированных юристов, прежде всего адвокатов и юрисконсультов, услуги которых необходимо оплачивать.
В случаях, когда гражданин может нанять адвоката, а юридическое лицо имеет в своем штате юрисконсульта или даже целый юридический отдел, сложностей с реализацией права на юридическую помощь не возникает. К сожалению, не все граждане в состоянии оплачивать квалифицированную помощь юриста. То же самое можно сказать и о юридических лицах, инди- видуальных предпринимателях. Это лишает попавших в тяжелое финансовое положение возможности квалифицированно защищать свои законные интересы. Если же невозможность воспользоваться юридической помощью сочетается с отсутствием средств для государственной пошлины, истец, третье лицо с самостоятельными исковыми требованиями вообще может лишиться доступа к правосудию.
Решить проблему можно только посредством оказания нуждающемуся в этом гражданину, юридическому лицу безвозмездной юридической помощи (за счет государства или за счет оказывающих такую помощь организаций, лиц) либо в форме возбуждения дел в защиту интересов других лиц прокурором, государственными органами, общественными объединениями, оказывающими содействие этим лицам в защите их прав.
Безвозмездную юридическую помощь оказывают в предусмотренных законом случаях адвокаты, а также могут оказывать общественные представители и представители, назначенные судом (п. 1, 3, 4, 7 ч. 2 ст. 72 ГПК).
Адвокаты оказывают бесплатную юридическую помощь истцам в судах первой инстанции при ведении дел о взыскании алиментов, трудовых дел, дел о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, наступившей в связи с работой, и др.
Уполномоченные общественных объединений (п. 3 ч. 2 ст. 72 ГПК) могут оказывать бесплатную юридическую помощь, если законом или уставом им дано право представлять и защищать права и охраняемые законом интересы их членов (например, уполномоченные профсоюзов). Кроме того, такую помощь оказывают уполномоченные организаций, которым законодательством предоставлено право представлять и защищать в суде права и законные интересы других лиц (п. 4 ч. 2 ст. 72 ГПК). Представители назначаются судом, как правило, в случаях невозможности осуществления законного представительства и неизвестности места жительства ответчика (ст. 77 ГПК).
Следовательно, право пользования бесплатной юридической помощью имеет значительный круг граждан и юридических лиц в отношении весьма важных субъективных прав и охраняемых законом интересов. Но, к сожалению, реальная потребность в такой помощи значительно шире. Что же касается положения ст. 62 Конституции Республики Беларусь об оказании юридической помощи за счет государственных средств, то применительно к гражданскому судопроизводству оно в настоящее время остается декларативным.
Принцип разъяснения судом участникам граждан-ского судопроизводства их прав и обязанностей (ст. 15 ГПК), по сути дела, является продолжением и углублением двух предыдущих принципов. К уважению достоинства личности и праву пользоваться юридической помощью здесь добавляется право на помощь участникам гражданского судопроизводства со стороны самого суда. Помощь эта делится на две части. Суд, во-первых, разъясняет участникам гражданского судопроизводства их процессуальные права и обязанности, а во-вторых, предупреждает о последствиях ненадлежащего осущест-вления прав, отказа от их осуществления либо неисполнения или ненадлежащего исполнения процессуальных обязанностей. Круг лиц, которым соответствующие разъяснения могут быть даны, охватывает всех без исключения участников гражданского судопроизводства, т.е. как юридически заинтересованных в исходе дела лиц, так и лиц, которые такой заинтересованности не имеют (ст. 54 ГПК). Но практическая надобность в разъяснениях и предупреждениях в адрес истца, ответчика, третьего лица имеется, прежде всего, в случаях, когда они ведут процесс лично, не имея в качестве представителя юриста-профессионала.
Наибольшее количество норм, предусматривающих обязанность суда дать участнику гражданского судопроизводства разъяснение или предупредить его, содержится в главе 27 ГПК, посвященной судебному разбирательству. Они применяются при проведении любого судебного заседания.
Разъяснения и предупреждения могут даваться и при отсутствии прямых указаний закона, если судья видит, что участник гражданского судопроизводства не знает о каком-либо своем праве и вследствие этого упускает возможность защитить свой интерес, а также если он не понимает, к каким последствиям может привести, например, неисполнение конкретной обязанности. При этом судья должен четко видеть ту границу, которая отделяет разъяснение или предупреждение судьи от юридической помощи адвоката, и никогда не переходить ее. Ведь судья, который взял на себя функции адвоката одной из сторон, может быть обвинен в пристрастности со всеми вытекающими из этого последствиями.
Вторую подгруппу конституционных принципов составляют принципы, касающиеся положения и деятельности судов:
1) осуществления правосудия только судом;
2) рассмотрения гражданских дел судьями, назначаемыми (избираемыми) в установленном законодательными актами порядке;
3) единоначального и коллегиального рассмотрения дел;
4) независимости судей и подчинения их только закону;
5) законности (разрешения дел на основе законодательства Республики Беларусь);
6) обжалования судебных постановлений и их обязательности;
7) судебного и прокурорского надзора.
Судебная власть в Республике Беларусь, как сказано в ч. 1 ст. 109 Конституции, принадлежит судам. Здесь слово «только» отсутствует. Но в Законе о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь оно появляется. Часть 1 ст. 1 упомянутого Закона гласит: «В соответствии с Конституцией Республики Беларусь судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке». Далее Закон объясняет, что «судебная власть осущест-вляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь» (ч. 2 ст. 1 Закона).
Реализуя судебную власть, общие суды осуществляют, в частности, правосудие по гражданским делам. Статья 9 ГПК также подчеркивает, что правосудие по названным делам «осуществляется только судом». Возникает вопрос, что такое правосудие. Ответ на него сводится к тому, что правосудием в данном случае является применение судами в определенном порядке и в пределах своей компетенции правовых норм с целью защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц, охраны правопорядка.
Известно, однако, что правоприменительной деятельностью в указанных целях занимаются не только суды. Сферу такой деятельности имеют и органы, которые судами не являются (например, комиссии по трудовым спорам). Чем же эти органы отличаются от судов и почему их деятельность правосудием не признается? Ответ на первый из этих вопросов дает Конституция и другие законодательные акты. Суды выносят свои решения по делам от имени Республики Беларусь.
Судьи являются профессионалами (имеют высшее юридическое образование и опыт работы), по общему правилу назначаются на должность Президентом Республики Беларусь (п. 10 ст. 84 Конституции), а судьи Верховного Суда назначаются Президентом с согласия Совета Республики (п. 8, 9 ст. 84 Конституции). Им гарантирована независимость. Рассмотрение гражданских дел во всех судах открытое. ГПК содержит такую совокупность процессуальных правил, которая в целом дает гарантии установления истины по делу. Более того, постановления судов первой инстанции могут обжаловаться и опротестовываться, они находятся под надзором вышестоящих судов.
Эти и некоторые другие отличительные особенности деятельности судов позволяют утверждать, что именно они располагают максимальными возможностями успешного правоприменения, вынесения законных и обоснованных решений. А поскольку другие органы возможностей судов не имеют, правоприменительная деятельность может им поручаться лишь в порядке исключения из правила и только в случаях, прямо предусмотренных законом, с сохранением судебного контроля за ее правомерностью. Правосудие при этом является высшей и окончательной формой юрисдикции, так как решения суда обязательны для всех лиц на территории Республики Беларусь (ст. 24 ГПК) и не могут быть отменены иными государственными органами.
Принцип единоличного и коллегиального рассмотрения гражданских дел. В ГПК 1964 г. изначально был принцип участия народных заседателей и коллегиальности в рассмотрении дел (ст. 7), в соответствии с которым рассмотрение гражданских дел во всех судах по первой инстанции производилось коллегиально – в составе судьи и двух народных заседателей. При этом народные заседатели пользовались равными правами с профессиональным судьей, который был председательствующим. Постепенно в Республике Беларусь от участия народных заседателей в рассмотрении гражданских дел по первой инстанции отказались (сначала частично, а затем и полностью). Объяснялось это тем, что народные заседатели, будучи «судьями из народа», право на профессиональном уровне не знали и реального участия в рассмотрении дел, а также принятии решений принимать не могли.
В настоящее время в соответствии со ст. 113 Конституции дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично. В силу ст. 10 ГПК гражданские дела по первой инстанции рассматриваются судьями всех судов единолично, за исключением дел, рассматриваемых судебной коллегией по патентным делам Верховного Суда. Судебная коллегия по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь по первой инстанции, а также суды кассационной и надзорной инстанции рассматривают гражданские дела коллегиально. Более подробно вопрос о составах судов для рассмотрения гражданских дел по первой инстанции, а также в кассационном и надзорном порядке урегулирован в ст. 26–28 ГПК.
Принцип независимости судей и подчинения их только закону сформулирован в ст. 110 Конституции, согласно которой судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Далее в той же статье Конституции подчеркнута недопустимость какого-либо вмешательства в деятельность суда по отправлению правосудия и ответственности за такое вмешательство. Эти положения повторены в ст. 9 Закона о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь, а также – применительно к правосудию по гражданским делам – в ст. 11 ГПК.
Этот принцип имеет ключевое значение для обеспечения надлежащего функционирования демократического правового государства. Зависимость судьи от кого-то и подчинение судьи только закону альтернативны. Если есть первое, нет второго и наоборот. Следовательно, там, где судьи зависимы, по существу, нет судебной власти; ее место занимает власть тех сил, которые подчинили себе судей. Правопорядок, правовое государство становятся невозможными. Более того, утрачивается также возможность нормального функционирования законодательной и исполнительной властей, появляются симптомы разрушения государственной власти как целого.
Поскольку принцип независимости судей и подчинения их только закону имеет такое огромное значение, существует целая система его гарантий. Они перечислены в ч. 3 ст. 9 Закона о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь. Независимость судей обеспечивается установленным законом порядком их избрания, назначения и освобождения, неприкосновенностью судей, юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении решений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, созданием необходимых организационно-технических условий для деятельности судов, а также материальным и социальным обеспечением судей, установленными гарантиями, соответствующими их высокому статусу.
С предыдущим принципом жестко связан принцип законности, разрешения дел на основе законодательства Республики Беларусь. О нем говорится в ст. 7, ч. 1 ст. 112 Конституции Республики Беларусь, ч. 2 ст. 61 Закона о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь, ст. 21 ГПК.
Суды обязаны осуществлять правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании нормативного акта неконституционным (полностью или частично). Нормативные акты и их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.
Подзаконные нормативные акты должны соответствовать законодательным актам.
В случае отсутствия нормы права, регулирующей спорные отношения, суд применит норму права, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы суд, разрешая спор, исходит из общих начал (принципов) и смысла законодательства Республики Беларусь (аналогия права).
Решение суда является законным, если при вынесении его правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. Решение незаконно, если суд, в частности, не применил или неправильно применил подлежащую применению норму материального права. Разумеется, суд должен при этом правильно истолковать соответствующий нормативный акт. Но неправильное толкование примененной нормы права влечет за собой признание решения незаконным не само по себе, а потому что приводит к неправильному применению этой нормы.
Установление прокурорского и судебного надзора в гражданском судопроизводстве (ст. 22 и 23 ГПК) не только способствует осуществлению принципа законности, но и определяет круг лиц, которые, не являясь юридически заинтересованными в исходе дела, могут, обнаружив неправомерные судебные постановления, возбудить их пересмотр в вышестоящих судах либо по вновь открывшимся обстоятельствам.
Так, в рамках осуществления надзора за законностью и обоснованностью судебных постановлений по гражданским делам прокурор и его заместитель могут принести кассационный протест на решение суда независимо от того, участвовали ли они в данном деле (ч. 3 ст. 399 ГПК), а определенным законом должностным лицам судов и прокуратуры предоставляется право принесения протеста в порядке надзора (ст. 439 ГПК), а также представления о возбуждении пересмотра судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 454 ГПК).
Принцип законности пронизывает все гражданское судопроизводство от начала (правового обоснования иска) до завершения защиты (исполнения решения). Все процессуальные действия суда и участников гражданского судопроизводства должны совершаться в полном соответствии с этим принципом.
Как гарантии реализации принципа законности и права на судебную защиту в качестве самостоятельных следует рассматривать принципы:
® обжалования судебных постановлений и их обязательности (ч. 2 ст. 115 Конституции, ст. 24 ГПК);
® судебного и прокурорского надзора за законностью и обоснованностью судебных постановлений в гражданском процессе.
При этом установлено в качестве общего правила, что до начала реализации судебных постановлений все они могут проверяться на предмет их правомерности (то есть законности и обоснованности) вышестоящими судами в кассационном порядке по волеизъявлениям (жалобам) юридически заинтересованных в исходе дела лиц и протестам прокуроров.
Лишь оставление в силе, то есть признание законными и обоснованными, судебных постановлений кассационной инстанцией либо неиспользование права на обжалование (опротестование) позволяет считать, что судебное постановление вступило в законную силу (ст. 317 ГПК), и должны наступать его правовые последствия для сторон и других заинтересованных в исходе дела лиц (ст. 318 ГПК). Одновременно в силу ст. 24 ГПК судебное постановление становится обязательным для всех граждан, в том числе должностных лиц, и подлежит исполнению на всей территории Республики Беларусь. Однако обязательность судебных постановлений не лишает заинтересованных лиц возможности обратиться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов, если спор о них судом не рассматривался и не разрешался.
Таким образом, как необходимое условие реализации защищенного судом права в гражданском судопроизводстве действует принцип обязательности судебных постановлений. Однако обязательность судебных постановлений наступает лишь после реализации или отказа от реализации юридически заинтересованными лицами права на проверку законности и обоснованности этих актов.
Третью, последнюю подгруппу конституционных принципов составляют принципы языка судопроизводства и гласности судебного разбирательства.
Статья 17 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что государственными языками в республике являются белорусский и русский. Это общее правило распространяется и на судопроизводство. В соответствии с Законом «О языках в Республике Беларусь», ст. 10 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» и ст. 16 ГПК судопроизводство должно вестись на белорусском или русском языке. Но по сложившейся традиции в нашем судопроизводстве (как и в быту) преобладает русский язык.
Вместе с тем закон дает необходимые гарантии юридически заинтересованным в исходе дела лицам, если они не владеют (или недостаточно владеют) языком, на котором ведется судопроизводство по конкретному делу. В таких случаях этим лицам обеспечивается право ознакомиться с материалами дела и участвовать в судебных действиях через переводчика, а также право выступать в суде на языке, которым они обычно пользуются.
Судебные документы в установленном порядке вручаются заинтересованным в исходе дела лицам по их выбору на языке судопроизводства или языке, которым эти лица пользовались в данном процессе.
Принцип гласности (открытости) судебного разбирательства предусмотрен ст. 114 Конституции, ст. 11 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» и ст. 17 ГПК. В соответствии с этими нормами разбирательство судебных дел вообще и гражданских в частности во всех судах является открытым.
Следует подчеркнуть, что принцип гласности гражданского судопроизводства является одним из аспектов гласности всей государственной и общественной жизни в Республике Беларусь (ст. 34 Конституции). Этот принцип – одно из самых существенных проявлений демо-кратизма. Открытость судопроизводства дает также важную гарантию независимости и беспристрастности судей. Наконец, открытое рассмотрение гражданских дел и публичное оглашение решений имеют большое воспитательное значение, и не только в отношении сторон, других участников гражданского судопроизводства. Гласность рассмотрения дел оказывает серьезное воспитательное воздействие также на присутствующих в зале судебного заседания. А средства массовой информации в соответствующих случаях распространяют воспитательное воздействие гражданского судопроизводства на общество в целом. Публикация отчетов о судебных процессах и принимаемых судами решений в печати, передача сообщений о них по радио, телевидению многократно усиливают воспитательный эффект.
В связи с изложенным, различается два вида гласности: внутренняя (относительно сторон и других участников гражданского судопроизводства) и внешняя, или публичная (в отношении присутствующих в зале судебного заседания, читающих прессу, слушающих радио и телевизионные передачи).
Принцип гласности реализуется не только в ходе судебных заседаний и посредством публичного оглашения решений, но и предоставлением возможности знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии представленных документов (ст. 56 ГПК), другими способами.
В порядке исключения допускаются и закрытые судебные заседания. Они возможны лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства (ст. 11 Закона о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь). Закрытые судебные заседания проводятся в целях охраны сведений, содержащих государственную, коммерческую тайну или тайну усыновления, либо других сведений, разглашение которых запрещено законом.
Для предотвращения разглашения информации, которая касается интимных сторон жизни граждан или порочит их честь, достоинство или деловую репутацию, суд может слушать дело в целом или совершать отдельные процессуальные действия в закрытом судебном заседании.
Вместе с тем по просьбе сторон или одной из них при отсутствии возражений юридически заинтересованных в исходе дела лиц суд может рассмотреть в закрытом судебном заседании любое дело.
При рассмотрении дела или совершении отдельных процессуальных действий в закрытом судебном заседании присутствуют только юридически заинтересованные в исходе дела лица, а в необходимых случаях – свидетели, эксперты, специалисты, переводчики. Резолютивная часть решения суда в любом случае оглашается публично.
О рассмотрении дела в закрытом судебном заседании суд выносит определение.