Иерархия потребностей А. Маслоу
Виды потребностей | Примеры | |
Вторичные (высшие) потребности | Духовные (идеальные) потребности | Творчество |
Престижные потребности (потребности в оценке) | Компетентность, достижение успехов, признание, авторитет | |
Социальные потребности | Общение, привязанность, любовь | |
Первичные (низшие) потребности | Потребности в безопасности | Физическая (защита от насилия, войн) Экономическая (потребность в гарантированной занятости) |
Физиологические потребности (жизненные, биологические, витальные, экзистенциальные) | Голод, жажда, отдых, жилище |
Развитие способностей.
Развитие способностей | |||
Задатки – предпосылки к развитию способностей | Ординарные способности | Талант – выдающиеся способности. | Гениальность – высшая ступень развития таланта |
Структура личности.
Структура личности | Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определённой деятельностью. |
Воля - напряжение сил при встрече с препятствием. | |
Характер - устойчивые, индивидуальные способности личности, проявляющиеся в её действиях, поведении, общении с другими людьми. | |
Темперамент - динамическая характеристика психической деятельности человека | |
Эмоции - субъективные психологические состояния человека. |
Свобода и ответственность.
Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.
Ответственность – необходимость отвечать за свои действия и поступки.
Свобода — наличие возможности выбора, вариантов исхода события.
Свобода — средство для достижения цели и смысла жизни человека.
Свобода – это осознанная необходимость.
Фатали́зм(от лат. fátalis — определённый судьбо́й) — вера в предопределённость бытия.
Типы темперамента.
Типы темперамента по Галену.
Типы темперамента | |||
Сангвиник- тип темперамент, характеризующийся энергичностью, работоспособностью, быстротой реакции | Холерик – тип темперамента, характеризующийся быстротой действий, сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи и поведении. | Флегматик – тип темперамента, характеризующийся медлительностью, спокойствием, внешним слабым проявлением чувств. | Меланхолик - тип темперамента, характеризующийся повышенной впечатлительностью и относительно незначительным внешним выражением чувств. |
Типы темперамента по Э. Кречмеру
Астеник- высокого роста, хрупкий, плоскогрудый.
Шизотимик –замкнут, склонен к колебаниям эмоций, безволен, упрям, эгоистичен; идеалист, мечтатель.
Пикник – малого или среднего роста, полный, с мягкими чертами лица, большим животом, круглой головой на короткой шее.
Циклотимик – состояние эмоций колеблется от радости до печали, легко контактен, реалистичен; болтун, юморист
Атлетик – высокого или среднего роста, крепкого телосложения, с широкими плечами и узкими бёдрами.
Иксотимик – спокойный, маловпечатлительный, сдержанный; негибкое мышление, трудно приспосабливается к переменам.
Эстраверт - психологическая характеристика личности, направленной на внешний мир и деятельность в нем, отличающейся преобладающим интересом к внешним объектам
Интроверт - психологическая характеристика личности, направленной на внутренний мир мыслей, переживаний.
Проверочные тесты по темам: «Духовная жизнь человека», «Потребности и способности человека», «Свобода и ответственность».
Вариант 1.
А1. Способность личности к моральному самоконтролю – это:
1) совесть 2) долг 3) ответственность 4) воля
А2. Готовность личности бескорыстно жертвовать своими интересами ради интересов другого человека или социальной общности называется:
1) эгоизм 2) меценатство 3) спонсорство 4) альтруизм
А3. Центральными категориями нравственности являются представления о:
1) прекрасном и безобразном
2) добре и зле
3) истинном и ложном
4) искусственном и естественном
А4. Верны ли следующие суждения о нравственных качествах?
А) Честь — это осознание индивидом своего общественного значения и признание этого значения со стороны общества.
Б) Совесть — высшая форма способности личности к моральному самоконтролю.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А5. Верны ли суждения:
А) Мораль – правила поведения человека в обществе.
Б) Нарушение норм морали ведёт к наказанию, установленному государством.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А6. «Не делай другому того, чего не пожелал бы себе».
Так И.Кант сформулировал :
1) основное правило морали
2) золотое правило морали
3) категорический императив
4) основной закон
А7. Какая из перечисленных потребностей человека является социальной?
1) в пище 2) в тепле 3) в защите от врагов 4) в общении
А8. Потребность в удовлетворении голода и жажды – это потребность:
1) физиологическая 2) идеальная 3) социальная 4) престижная
А9. К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребность в
1) трудовой деятельности
2) сохранении рода
3) самосохранении
4) физической активности