Архивное дело после I мировой войны в государствах Центральной Европы

Наиболее значительные изменения в организации архивного дела после I мировой войны имели место в Восточной и Центральной Европе, где возникли новые государства или подверглись сильной реорганизации существовавшие ранее. Примером вновь созданного государства является Польша.

Архивы Польши. Среди государств Центральной Европы, образованных после I мировой войны, большим документальным наследием обладала Польша. Наследие это было очень разнородно по своему составу и организации, т.к. послевоенная Польша сложилась из территорий, входивших до войны в разные государства и носивших печать организации архивного дела в разных странах.

Начало письменного делопроизводства в Польше относится к X веку. Однако документы за ранний период не сохранились. Самые старые документы на территории Польши датируются XIIIвеком. В XIV в. возникает древнейший королевский архив в Кракове. С ХVI в. роль главного хранилища играет "Коронная метрика", где хранились материалы по законодательству, внешней политике, военному делу и другие. Другой большой архив находился при государственной казне Речи Посполитой и назывался "Архив скарбовый", в нем хранились материалы финансового и вообще хозяйственного содержания. Крупные архивы складывались с течением времени в других городах - при дворах воевод, при судах и при магистратах самоуправлявшихся городов - магдебургий. Большими архивами обладали и польские магнаты, в них находились документы как фамильно-вотчинного, так и политического, военного и административного содержания. В период разделов Польши документальные материалы подверглись частичному распылению. Местные архивы отходили вместе с соответствующими территориями к странам-участницам дележа. Часть материалов была вывезена за пределы страны, так, например, после взятия русскими войсками Варшавы часть Коронной метрики была вывезена в Петербург.

В период существования Великого герцогства Варшавского (1807-1815) была сделана попытка некоторой концентрации более старых материалов в 1808 г. был основан Архив древних актов, куда были собраны остатки Коронной метрики и материалы учреждений до 1807 г. После Венского конгресса материалы центральных учреждений герцогства Варшавского были частично вывезены: так, архив статс-секретариата герцогства оказался в Дрездене, а частью в Петербурге. В дальнейшем на территориях бывшей Речи Посполитой, входивших в состав различных государств, складывались архивы под влиянием административной системы и организации архивного дела в этих государствах.

Крупнейшие архивы сложились на территории, входившей в состав Российской империи, и, прежде всего, в Варшаве, где находились центральные учреждения Царства Польского, а позднее - управление Варшавского генерал-губернаторства. По мере изменений в системе учреждений по управлению Польшей администрацией принимались некоторые меры к концентрации архивов ликвидированных учреждений. В результате в Варшаве сложилось несколько ведомственных исторических архивов: 1) Главный архив Царства Польского, выросший из архива герцогства Варшавского, после судебной реформы 1876 г. подчиненный председателю Варшавской судебной палаты. В него вошли остатки Коронной метрики, материалы прусской администрации в Варшаве периода разделов (1795-1807), герцогства Варшавского (1807-1815), царства Польского периода автономии (1815-1831) и акты упраздненных реформой 1676 г. судебных учреждений; 2) в 1871 г. был создан финансовый архив при Варшавской казенной палате, куда вошли материалы древнего Скарбового архива и материалы позднейших финансовых и удельных учреждений; 3) после окончательной ликвидации польской автономии (186З) в 1867 г. возник "архив древних актов" при Западном комитете, с 1871 г. подчиненный Варшавскому генерал-губернатору, куда вошли фонды упраздненных учреждений: государственного и административного совета королевства Польского, сейма, сената, комиссии по внутренним делам, канцелярии наместника и др. Остальные материалы хранились в архивах при действующих учреждениях, из которых важнейшим была канцелярия Варшавского генерал-губернатора. Впериод мировой войны многие материалы учреждений были эвакуированы вглубь России.

На территориях, отошедших от Австрии, существовали помимо архивов действующих местных учреждений архив "земских и городских актов" в Кракове, а также земский и наместнический (штатгальтерский) архивы в Львове, где хранились документы по управлению Галицией, населенной украинцам. От Пруссии Польша получила государственный архив в г. Познани.

В 1920 г. панской Польшей былозахвачена и отторгнута от Литвы Виленская область с находившимся там Виленским архивом древних актов. Таковы были разнообразные архивы исторического и текущего характера, оказавшиеся на территории буржуазно-помещичьего польского государства. В период гражданской войны белополяками было вывезено много документальных материалов из Советской Украины. Кроме того, сами украинские националисты, прежде всего петлюровцы, удирая с позором с украинской земли, захватили многие важные документы, которые затем подверглись распылению и в значительной части осели в Польше, приобретенные польскими панами и некоторыми учреждениями. Таково было наследие, полученное Польской республикой в период ее образования.

В 20-х годах польские архивы получили значительное пополнение в результате передач документальных материалов Советским Союзом. Взяв на себя по Рижскому мирному договору 1920 г. обязательство передать Польше материалы учреждений польских территорий, оказавшихся в СССР, советское государство добросовестно выполнило его, причем большая заслуга принадлежит советским архивным органам, на которые легла задача по выявлению этих материалов и подготовке их к передаче. Были переданы не только акты учреждений, эвакуированные в период мировой войны или вывезенные ранее (прежде всего "Коронная метрика"), но и ряд фондов учреждений по управлению Польшей, действовавших в России – статс-секретариата и собственной его императорского величества канцелярии по делам Царства Польского.

В основу организации архивного дела в послевоенной Польше был положен закон от 7 февраля 1919 г. По этому закону при Министерстве просвещения был образован Отдел государственных архивов во главе с начальником. На отдел возлагалось управление государственными архивами, научно-технический контроль над архивами городских и сельских общин, охрана от гибели архивов и принятие мер к возвращению из других стран архивных материалов принадлежащих Польше. В 1926 г. возник архивный совет, как совещательный орган с участием представителей ведомств и известных ученых архивистов и историков. В сеть государственных архивов входили 5 центральных архивов:

1) Главный архив древних актов (б. Главный архив Царства Польского), хранивший материалы по истории Польши с древнейших времен до середины XIX в. (Коронная метрика, акты некоторых местных учреждений Речи Посполитой, документальные материалы австрийской и прусской частей Польши периода разделов, фонды центральных учреждений герцогства Варшавского и Царства Польского (1815-1830), акты центральных и местных судебных учреждений до 1837 г., а также фонды крупнейших упраздненных монастырей и древние городские архивы).

2)Архив древних актов, образованный на базе уже упоминавшегося выше архива древних актов, созданного в 1867 г., куда помимо входивших в него ранее фондов были помещены материалы канцелярии Варшавских генерал-губернаторов и губернских учреждений до I мировой войны.

3) Скарбовый архив, хранивший документы финансовых учреждений, начиная со старой Речи Посполитой и до I мировой войны.

4) Архив просвещения, созданный на базе б.архива попечителя Варшавского учебного округа, куда вошли фонды учреждений ведомства, в том числе Варшавского университета и других учебных заведений Варшавы.

5) Архив новых актов, сформированный из материалов немецких оккупационных властей периода I мировой войны и польских учреждений периода регенства (1916-1920 гг.); он должен был в дальнейшем служить для хранения законченных материалов центральных учреждений Польской республики, но так как их поступало мало, он не смог развиваться в настоящий центральный архив.

Во-вторых – 3 крупнейших архива в Вильнюсе, Львове и Познани. Третью группу составляли 2 областных архива в Кракове и Люблине; в этих архивах хранились старинные материалы периода Речи Посполитой, а также фонды местных учреждений вплоть до Iмировой войны. Для хранения фондов местных учреждений периода после разделов в прежних губернских центрах - Гродно, Радоме, Петрокове, Кельцах и Плоцке - были созданы так называемые временные архивы, позднее получившие название воеводских, так как находились в главных городах воеводств, сменивших в Польской республике прежние губернии.

Таким образом, Польша обладала большим количеством богатых исторических архивов. Эти архивы хранили материал, отражавший историю польского народа, а также украинского и белорусского народов. Много в польских архивах было и материалов, относящихся к истории России.

Однако эта сеть в сущности лишь объединила архивы, сложившиеся ранее. Реорганизации их в единую систему так и не последовало. До самой II мировой войны организация государственных архивов в Польше считалась "временной". Несмотря на наличие богатых архивов, на то, что в них работал ряд высококвалифицированных архивистов, общее состояние архивного дела в стране было неудовлетворительным. Правительство буржуазно-помещичьей Польши, проводя свою реакционную антинародную политику, львиную долю скромного государственного бюджета тратило на содержание армии и полиции. На культурные нужды, а тем более на архивное дело отпускались жалкие крохи. За все время существования буржуазной республики в Польше не была построено ни одного архивного здания, архивы ютились в тесноте в старых зданиях и были так переполнены, что не могли принять даже всех материалов до I мировой войны, не говоря уже о позднейших. Весь личный состав государственных архивов не составлял и 100 человек. Все это тормозило приведение архивов в порядок и научное использование их.

Архивы Австрии. Побежденная в I мировой войне, потерявшая свои иноземные владения и превратившаяся в небольшое национальное государство Австрия и в области архивного дела испытала последствия своего поражения. Рядом статей Сен-Жерменского мирного договора и последующих соглашений Австрия обязывалась передать странам, включившим в себя выделившиеся из состава бывшей империи территории, не только находившиеся на этих территориях архивы, но и документальные материалы, относящиеся к ним,из своих архивов. Подобные же претензии предъявили и некоторые другие страны, в прошлом полностью или частично находившиеся под властью Габсбургов - Испания, Бельгия, Италия.

В Вене в течение нескольких лет работали представители всех этих стран в составе коми с сии, отбиравших к передаче документальные материалы, причем в ходе отбора, вопреки оговорке Сен-Жерменского договора, требовавшей соблюдения принципа недробимости фондов и передачи лишь фондов, целикомотносящихся к той или другой стране, принцип этот был нарушен, к передаче предназначены и части фондов австрийских учреждений. Хотя и не все отобранные материалы были затем переданы по назначению (в отношении некоторых стран это дело очень затянулось), однако австрийские архивы претерпели значительные изменения в своем составе: из архивов отдельных министерств были переданы материалы по отдельным отраслям управления на отделившихся территориях, но больше всего документов было то из Венского государственного архива. Однако и после этого Венский государственный архив остался одним из богатейших и важнейших архивов Европы по объему и историческому значению своих документов. Кроме того, в связи с ликвидацией монархии в Австрии он получил значительное пополнение; в него поступили фонды учреждений дворцового и удельного ведомств, фамильные архивы Габсбургско-Лотарингского дома (часть этих архивов члены большой императорской семьи вывезли за границу), личные фонды ряда крупных чиновников империи. Венский государственный архив после падения империи потерял в значительной степени свой секретный характер и, особенно в первые годы существования Австрийской республики, являлся одним из наиболее доступных архивов Европы, что привело к большому притоку исследователей из разных стран. Этот архив был признан центральным государственным архивом и подчинен федеральной канцелярии, вместе с тремя другими архивами того же ранга, созданными на базе прежних ведомственных исторических архивов преимущественно при имперских учреждениях. В их число входили: 1. Военный архив, включивший материалы военных учреждений и вооруженных сил империи и в том числе материалы войны 1914-1918 гг.; 2. Архив финансовой палаты, хранивший материалы высших финансовых органов империи; 3. Архив внутренних дел и юстиции, хранивший чрезвычайно важные материалы по истории внутренней политики и политического положения в австрийских землях империи, в том числе источники по истории революционного и национального движения в стране, но этот ценный архив почти полностью погиб во время большого пожара в 1927 году. В управлении четырьмя вышеназванными архивами федеральная канцелярия пользовалась помощью двух совещательных органов Архивного бюро и Архивного совета. Специального исполнительного органа для управления государственными архивами и архивным делом не было.

Прочие столичные архивы Австрии принадлежали отдельным министерствам и ведомствам. Из них некоторые имели у себя общие архивы, носившие характер ведомственных исторических архивов. Это были архивы: 1) федерального министерства финансов, 2) федерального министерства и 3)министерства путей сообщения. В них находились материалы, как прежней монархии, так и периода Австрийской республики. Прочие министерства не имели общих архивов и держали документальные материалы при отдельных учреждениях и канцеляриях

Местные архивы сохранились, в общем, в том же виде, в каком они сложились при монархии. В некоторых областях сохранилось деление на земские и правительственные (бывшие штатгальтерские) архивы; в других были просто областные архивы. Все они подчинялись областным управлениям и не имели связи между собой или с центральными архивами.

Таким образом, в послевоенной Австрии, хотя и были приняты некоторые меры по организации государственных и ведомственных архивов и концентрации в них документальных материалов, однако сохранились черты прежней раздробленности архивного дела, характерной для бывшей монархии. Впрочем, упомянутые выше Архивное бюро и Архивный совет, в состав которого входили руководители государственных, ведомственных и областных архивов выполняли некоторые функции надзора и опеки в отношении ведомственных и негосударственных архивов. Подготовка архивистов по-прежнему производилась при помощи Венского института исторических исследований.

Архивы Чехословакии. Буржуазная Чехословацкая республика получила весьма значительное архивное наследство как в лице существовавших на её территории архивов, среди которых были крупные земские и штатгальтерские архивы, так и в лице документальных материалов, переданных ей из австрийских министерств. Однако буржуазное правительство Чехословакии не создало на основе этого наследства ни единой системы государственных архивов, ни специального центрального учреждения для управления ими. Хранилища, где были собраны полученные от Австрии материалы, были подчинены различным правительственным органам. Единственным «центром» занимавшимся вопросами архивного дела в стране, была должность архивиста-эксперта при министерстве народного просвещения. Местные архивы, подчиненные местным учреждениям, не были связаны со столичными. Крупнейшими из столичных архивов были: архив земли Чешской, архив министерства внутренних дел (б. штатгальтерский), архив министерства иностранных дел, архив сельского хозяйства (при министерстве земледелия), архив освобождения и национальной обороны (при музее чехословацкого освобождения), архив Национального собрания, архив Пражского замка "Града" (при канцеляриипрезидента), архив чехословацких железных дорог, архив министерства почт ителеграфа и Центральный архив кадастровых планов (при министерстве финансов).

Архивное дело в Германии. Врезультате мировой войны произошли некоторые изменения в составе архивов Германии и их документальных материалов. Соответствующие статьи Версальского договора обязывали Германию передать ряду государств те документальные материалы, которые были ранее при различных обстоятельствах вывезены Германией из этих стран, а также те, которые относились к возвращенным Германией территориям (см. выше). Однако эти передачи, в том масштабе, в котором они осуществились, не оказали значительного влияния на состав и состояние германских архивов.

Важнейшим событием в архивном деле послевоенной Германии явилось создание общеимперского архива, осуществившееся весьма своеобразным и характерным для тогдашней обстановки в Германии путем. Само по себе изменение государственного строя, ликвидация монархии и образование буржуазной Веймарской республики не послужили толчком для разрешения давно назревшей проблемы создания общегосударственного архива. Переход к республике, осуществившейся в условиях того же общественного строя, не привел не только к слому, но даже к существенным изменениям в государственной машине. Ликвидированы были дворцовые и удельные учреждения. Продолжали существовать большинство прежних министерств, рейхстаг действовал в реорганизованном виде. Правда, архивы этих учреждений давно были обременены массой накопившихся бумаг, однако это не явилось поводом для создания нового архива.

Но существовала другая группа документальных материалов, привлекших к себе внимание германских верхов в гораздо большей степени. Это было колоссальное наследие военных учреждений и полевых управлений германской армии. В условиях, создавшихся непосредственно после войны, когда вооруженные силы Германии были расформированы, генеральный штаб и другие высшие органы военного управления ликвидированы, эти документальные материалы оказались как бы без хозяина. Между тем, определенные милитаристские круги Германии, главным образом из бывшего генералитета и стоящие за ними представители капиталистических монополий, уже тогда затаившие идею реванша истремившиеся как можно скорее начать подготовку к новой войне, очень нуждались в этих документах, необходимых как при восстановлении германской военной машины, так и при разработке плана войны. Для использования же военной документации необходимо было ее сконцентрировать, привести в порядок и создать необходимые условия для работы над ними. Но осуществить такое мероприятие в чистом виде, т.е. создать специальный военный архив было тогда невозможно. Архиву необходима была вывеска мирного научного учреждения. И тут пригодилась выдвигавшаяся еще в довоенное время идея создания центрального архива для документов общеимперского значения. Эта идея находила поддержку в научном мире и отвечала давно назревшей необходимости. Из сочетания этих двух начал и возник принятый в 1919 г. план, в подготовке которого принимали участие и бывшие немецкие военные руководители, в том числе генерал Сект. Под помещение архива были переданы были здания в Потсдаме, ранее принадлежавшие военному ведомству и здесь в 1920 г. был открыт Архив германской империи. Формально архив был предназначен для хранения всех материалов общеимперского, т.е. общегосударственного для всей Германии значения. Архив делился на 2 отдела: архивный и историографический или исследовательский. Архивный отдел в свою очередь распадался на ряд секций для хранения различных категорий фондов; секции соответственно носили названия - политическая, военная, технико-экономическая, юридическая, картографическая и другие. Но комплектование секций совершалось далеко не равномерно. В то время как поступления из гражданских учреждений происходили очень вяло и в сравнительно небольшом количестве, архив очень быстро заполнялся военными материалами, и до конца 20-х годов они в количественном отношении являлись основой архива.

Однако полностью документальное наследие I мировой войны стянуть в один архив было невозможно, и Рейхсархив собирал лишь материал обще-стратегического и общетактического характера, т.е. такой, который использовался для изучения хода боевых операций. При этом фондовый принцип не играл здесь ведущей роли. Если фонды высших штабов стремились взять в архив целиком, то из фондов штабов соединений брали лишь оперативный материал; такие материалы, как журналы военных действий иполевые книжки офицеров предполагалось собрать из всех частей, хотя полностью это и не осуществилось. Таким образом, собрание военных документов носило в значительной части коллекционный характер. То же самое можно сказать и об отделе карт, где находились почти исключительно военно-топографическиекарты периода войны, непосредственно связанные с документами II секции ивозникший позднее фото-кино-отдел, собравший военно-хроникальные фильмы, выпускавшиеся в период мировой войны с целью пропаганды и фотоснимки, также военного содержания. Та часть документальных материалов мировой войны, которая не попала в Рейхсархив, была сконцентрирована в его филиалах в Дрездене и Штутгарте.

В составе Рейхсархива предполагалось образовать особую секцию "учреждений н народных представительств общегерманского значения за период до воссоединения Германии". Имелось в виду собрать сюда с одной стороны фонды средневековых имперских учреждений (имперского совета и суда), а с другой - материалы франкфуртского сейма 1818 г., хранившиеся во Франкфурте на Майне. Однако концентрация этих материалов не была осуществлена, архив же сейма во Франкфурте получил название филиала Рейхсархива. В остальные секции Рейхсархива поступали материалы некоторых центральных учреждений - рейхстага, министерств внутренних дел, путей сообщения, почт и телеграфов, имперского суда по политическим процессам, материалы военно-хозяйственных органов периода войны. Документы поступали медленно и без заранее продуманного плана, порядок комплектования Рейхсархива законом не был определен. В архиве существовала также "секция посторонних фондов", представляющая собой новое явление в немецком архивном деле. Она в известной степени явилась осуществлением предложений некоторых архивистов - создать коллекцию материалов по истории Германии, в том числе и неофициального происхождения. Такое собрание и представляла вышеназванная секция, где были собраны разнообразные печатные и рукописные материалы, в том числе ряд личных фондов и отдельные бумаги политических и общественных деятелей. Среди них находились и некоторые материалы деятелей германской социал-демократии - А.Бебеля, В.Либкнехта др. историографический отдел, официально созданный для изучения и публикации документов Рейхсархива, представлял собой своеобразное учреждение. Штат его был очень велик и состоял в основном из бывших офицеров генерального штаба. Здесь велось изучение материалов первой мировой войны и извлечение из них сведений, которые могли быть использованы при подготовке новой войны. Отдел осуществлял также публикацию военно-исторических документов и подготовку популярной литературы о войне; все эти издания имели одну цель - пропаганду германского милитаризма, воспитание веры в непобедимость немецкой армии, убеждения в том, что поражение Германии в войне явилось результатом не военного разгрома, а ряда обстоятельств невоенного характера и т. п. Бюджетные затруднения, которые испытывала Германия после войны, сказались и в архивном деле. В частности, на устройство Рейхсархива были отпущены крайне ограниченные средства, которых хватило лишь на самое простое оборудование помещений архива дощатыми стеллажами. Таким образом, в техническом отношении Рейхсархив не представлял собой чего-либо нового в архивном деле Германии. Он не стал и методическим центром общегерманского значения, уступая в этом отношении старым государственным архивам.

Образование Рейхсархива не оказало влияния на общую организацию архивного дела в Германии, которая и после первой мировой войны сохранилась почти без изменений. Никакой централизации архивов в общегосударственном масштабе проведено не было; по-прежнему в каждой земле существовала своя организация архивного дела, свое архивное законодательство, своя система архивов. В более крупных землях, как Пруссия, Бавария, Саксония, Баден, Вюртемберг, существовали помимо государственного архива, также провинциальные архивы, подчиненные особому архивному управление или прямо государственному архиву. Государственные архивы находились в ведении различных организаций, чаще всего министерства внутренних дел земель. Никакой организационной связи между архивами разных земель и между ними и Рейсхархивом не существовало.

Нужно остановиться на судьбе династических архивов после упразднения монархии. "Династический архив Пруссии и Бранденбурга" продолжал существовать, пополнившись фондами ликвидированных дворцовых и удельных учреждений. Он содержался на средства государства, но потомки Гогенцоллернов сохранили права по отношению к документальным материалам царствовавшей династии, в том числе право разрешать пользование ими. В других землях существовавшие ранее династические архивы были слиты с государственными, но и там потомки прежних династий сохранили права собственности на фамильные материалы. Городские архивы по-прежнему были изолированы от системы государственных архивов, находясь в ведении муниципалитетов.

Раздробленность архивного дела в Германии неизбежно порождала пестроту в приемах и методах работы, отсутствие единых принципов. Однако, до фашистского переворота 1933 г. архивное дело в Германии в целом находилось на довольно высоком уровне сравнительно с другими капиталистическими странами. Некоторые крупнейшие государственные архивы играли роль своего рода научных и методических центров. Среди них следует назвать Прусский государственный архив в Берлине, где велись значительные работы по упорядочению документальных материалов и составлению справочного аппарата. Тесно связанная с ним архивная школа выросла в небольшой институт (с 1930 г. Институт архивоведения), соединявший функции научно-исследовательского учреждения и учебного заведения. Обучение в институте представляло собой двухгодичный цикл (по 1,5 г. теоретического курса и по 0,5 г. практики в Тайном государственном архиве). На каждый цикл принимались 8-10 человек из окончивших исторический или юридический факультет. В Институте преподавались архивоведение и вспомогательные исторические дисциплины. Преподавательскую работу вели в нем профессора университета и наиболее квалифицированные сотрудники Государственного архива. Среди них следует отметить А. Бреннеке, читавшего курсархивоведения, в котором положительными чертами являлась более свободная и творческая трактовка провениенц-принципа по сравнению с прежней трактовкой, требовавшей полной неприкосновенности сложившейся регистратуры и изложение истории архивного дела в разных странах в тесной связи с историей государственных учреждений; и О.Г. Мейснера, который разработал систематический курс дипломатики и документоведения нового времени.

Другим значительным центром немецкого архивоведения был Главный архив Баварии в Мюнхене. Здесь также действовала "архивная школа", подготовлявшая несколько человек к профессии архивиста. В Мюнхене по-прежнему издавался журнал "Архивалище Цайтшрифт", в котором наряду со статьями по методике и технике архивного дела печатались обзоры содержания архивов и архивных фондов и очерки об архивном деле в Германии и других странах. На страницах этого журнала находила освещение и постановка архивного дела в СССР.

Нормальное развитие архивного дела и работа государственных архивов Германии были прерваны приходом к власти фашистской клики. Архивы стали частью страшной гитлеровской машины, осуществлявшей режим террора и насаждавшей оголтелый национализм и мракобесие в области идеологии. Личный состав архивов претерпел изменения - часть его, неугодная властям, была смещена, и на их места посажены были фашистские молодчики, поэтому сразу снизился научный уровень работы. Прежние работы в архивах были свернуты, сотрудники их были заняты главным образом наведением справок расовой принадлежности и политической "благонадежности" граждан. «Научная» деятельность архивов в этот период не имела ничего общего с наукой и была направлена на фальсификацию истории и разжигание воинственных настроений. В условиях подготовки войны с самого начала прихода к власти фашистов главное внимание правительства было обращено на военные архивы с целью максимальной концентрации управления ими для лучшего использования материалов, имеющих значение в деле подготовки к войне. В стране была проведена своеобразная централизация военных архивов.

1 октября 1936 г. создано Военное архивное управление, подчиненное Генеральному штабу. Начальнику его была подчинена целая сеть военных архивов, где были сконцентрированы военно-исторические материалы с давних времен до 1914 г., материалы I мировой войны и бумаги по управлению вооруженными силами послевоенного времени. Военные материалы были выделены из Рейхсархива и на их основе создан центральный военный архив. Начальнику его были подчинены остальные военные архивы: прусский в Потсдаме, где находились новейшие акты с 1921 г., баварский в Мюнхене и архивы в Штутгарте и Дрездене (большой филиал Рейхсархива). Было приступлено к организации центральных архивов военно-морского Флота и военно-воздушных сил. После захвата фашистской Германией Австрии, Чехословакии и Польши, в систему военного архивного управления были включены военные архивы этих стран, образовав австрийский военный архив в Вене (1938) и филиалы центрального военного архива в Праге (1939) и Данциге (1940).

Наши рекомендации