Включение стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии в мировую политику
Развал колониальной системы в Юго-Восточной Азии и позиции великих держав после Второй мировой войны, стратегическое противостояние на Дальнем Востоке, проблемы мирного урегулирования с Японией и война в Корее, узел противоречий в Юго-Восточной Азии в 50-70-х гг.
Вторая мировая война, в отличие от Первой, затронула все страны субрегиона Восточной Азии. Страны Дальнего Востока - Китай и Монголия - ещё в 30-е гг. оказались объектом японской экспансии, а Корея к этому времени уже была колонизирована японцами. Народы Юго-Восточной Азии, включённые в колониальные системы Франции, Нидерландов, США и Англии оказались втянутыми в мировую войну во второй половине - конце 1941 г. Здесь в годы Второй мировой войны проводились крупные военные операции. Указ японского императора от 25 августа о капитуляции Японии застал многие японские войска вдали от портов, что вынудило часть их уйти в джунгли Вьетнама, Лаоса, Филиппин, тогдашней Бирмы, Малайзии. Ушла в леса также часть местных коллаборационистов. Бывшие владельцы колоний в этом регионе мира, за исключением США, ослабли, чем и воспользовались национальные силы этих стран, попытавшиеся взять власть в свои руки. Характерной особенностью национально-освободительного движения в странах Юго- Восточной Азии и Дальнего Востока в послевоенный период было то, что в большинстве их у руководства оказались левона- строенные лидеры. Так было во Вьетнаме (Хо Ши Мин), Индонезии (Сукарно, Хатта, Шарафутддин), на Филиппинах (Компа- рия), в Бирме (Аун Сан, Такин, Тан Тунн, Не Вин). Там же, где у власти оказались правые лидеры (Китай с Чан Кай-ши, Корея с Ли Сын Маном), им противостояли левые (Мао Цзэ-дун в Китае и Ким Ир Сен в Корее).
Второй особенностью послевоенного этапа национально- освободительного движения в этом регионе было то, что вели-
кис державы, вышедшие из войны сверхдержавами - США и ('ССР, не желали сохранения колониальной системы и по разним мотивам начали её разрушать. Экономика США, превра- птшаяся за годы войны в самую великую экономику мира, производила после войны четверть продукции мира и потребляла четверть сырья. Ей нужен был весь мир как рынок сбыта и источник сырья, а колонии, как правило, были закрыты для свободной торговли, поэтому США с трибуны ООН стали требо- иагь свободы и независимости колониальным народам, финансировали и пытались привести к власти проамерикански настроенных националистов.
СССР, втягиваемый в “холодную войну” и гонку вооружений, считал, что мотць системы капитализма Западного мира прирастает за счёт колоний, поэтому ликвидация колониализма приведёт к ослаблению системы капитализма. Он, в свою очередь, настаивал на предоставлении колониальным и зависимым народам независимости, СССР помогал левым силам национально-освободительных движений.
Капитуляция Японии создала благоприятные условия для захвата власти в странах Юго-Восточной Азии национальными силами, так как бывшие метрополии были крайне ослабленными войной с фашистской Германией.
В Индонезии попытка англичан и американцев вернуть к власти голландцев закончилась провалом. У власти утвердились лсвонастроенныс националисты во главе с Сукарно. После нескольких попыток Нидерландов свергнуть правительство Сукарно в 1949 г. бывшая метрополия подписала с ним соглашения, по которым Индонезия обрела независимость.
В Бирме, которую Англия в 1946 г. выделила из состава британской Индии, англичане намеревались привести к власти националистов во главе с У Со и Ба Мо. Однако У Со и Ба Мо и их сторонники проиграли парламентские выборы, и к власти пришла левоцентристская группировка токинов - молодежного революционного движения Бирмы, возникшего ещё до Второй мировой войны. Их вожди - Такин Тан Тун, У Ну, Не Вин и Аун Сан - в годы Второй мировой войны с оружием в руках боролись за независимость Бирмы, пользуясь поддержкой Японии.
Попытка националистов во главе с У Со и Ба Мо взять власть в ходе военного переворота в июле 1947 г. провалилась, и токины удержали власть в своих руках. 4 января 1948 г. Бирма была объявлена независимой, и Англия потеряла контроль над ней. Она надолго оказалась иод властью таких вождей токинов, как ' У Ну и Не Вин. |
В Лаосе. Камбодже и Таиланде формально к власти верну- * лась старая аристократия, однако реальная власть находилась в I руках военных хунт, поддерживаемых США.
После войны Англия сохранила свои колонии в Юго- Восточной Азии, однако она вынуждена была постоянно лавировать, создав из их числа федерацию, которая в 1962 г. распалась на Федерацию Малайзия и Республику Сингапур - островной анклав, населенный этническими китайцами, малайцами и ! индийцами.
Французский Индокитай развалился. Франция сохранила за собой только Южный Вьетнам, в то время как Северный объявил себя Демократической Республикой Вьетнам (ДРВ) во главе с Хо Ши Мином.
Ещё до вступления Советского Союза в войну с Японией Сталин настойчиво добивался от США и Чан Кай-ши гарантий интересов СССР в Маньчжурии. В этой связи он готов был идти на уступки США в Японии, вплоть до их единоличного контроля над всем архипелагом японских островов.
Контроль над Маньчжурией был на самом деле важен для Москвы. Позиции СССР в Приморье являлись уязвимыми из-за того, что единственной транспортной магистралью, связывавшей советский Дальний Восток и главную военно-морскую базу СССР на Тихом океане во Владивостоке с европейской частью страны, была старая Транссибирская железная дорога. Она шла вдоль границ СССР с Китаем и Монголией, и в случае воины её было трудно защищать. Путь к Владивостоку через Маньчжурию по Китайско-Восточной железной дороге, которую СССР был вынужден уступить Японии в 30-х гг.. был гораздо короче. Если бы Москва смогла вернуть себе контроль над КВЖД, распространив его к тому же на железнодорожные ветки, отходящие от КВЖД к незамерзающим портам Порт-Артур и Дайрен
74 на побережье Восточно-Китайского мори (где СССР также стремился получить в аренду старые российские военно- морские базы), то Советский Союз получил бы крупные стратегические преимущества с точки зрения обеспечения безопасности своих дальневосточных территорий.
Советский Союз уделял первоочередное внимание закреплению своих позиций в этом районе, сосредоточившись на заключении договора об отношениях с Китаем. В июле 1945 г. в Москве проходили советско-китайские переговоры о его подготовке. Соединённым Штатам было важно, чтобы Советский Союз подключился к боевым действиям против Японии на материке. Кроме того, США добивались согласия на включение Китая в Совет безопасности ООН в качестве постоянного члена. Сам Чан Кай-ши стремился заручиться признанием со стороны СССР территориальной целостности Китая, то есть подтверждения его прав на Маньчжурию и другую провинцию - Синьцзян, где власть китайского центрального правительства была почти номинальной.
Советский Союз не соглашался начать войну против Японии до того, как договор с Китаем определит гарантии его интересов в Маньчжурии. 10 августа 1945 г. советско-китайский договор был заключён. СССР официально признал принадлежность Синьцзяна и Маньчжурии Китаю. В результате обмена нотами, который был совершён после подписания договора, китайская сторона обязывалась признать независимость Внешней Монголии (которая по советско-китайскому договору 1925 г. формально считалась частью Китая) в случае, если на референдуме монгольское население выскажется за независимость. Советский Союз, как и предполагалось, снова приобрёл право на эксплуатацию КВЖД, а кроме того, получил тс же права и в отношении Южно-Маньчжурской железной дороги (до Порт- Артура). Обе дороги были объединены в одну, которая стала называться Китайско-Чанчуньской и была передана под управление советско-китайской компании. СССР получил права долгосрочной аренды баз в Порт-Артуре и Дайрене.
В советско-китайском договоре 1945 г. вопрос об отношениях СССР с китайскими коммунистами был обойдён. Но по
логике договора СССР не должен был препятствовать стремлению правительства Чан Кай-ши установить контроль над Маньчжурией после её освобождения от власти Японии. Однако Чан Кай-ши не располагал возможностями распространить свою власть на Маньчжурию ввиду нехватки личного состава его армий и возможностей для их быстрой переброски на север. Китайские коммунисты, напротив, базировались в районах, приближённых к Маньчжурии и могли легко установить в ней свою власть после изгнания японской администрации, если бы это им позволило советское командование. Присутствие коммунистов в Маньчжурии было средством давления И.В.Сталина на Чан Кай-ши. СССР угрожал вывести войска из Маньчжурии, что означало бы автоматически установление там власти коммунистов.
США выступали за принцип “открытых дверей” в Китае, включая Маньчжурию. Советский Союз опасался, что не сможет конкурировать с западными странами, и возражал против “открытия” Маньчжурии. Вашингтон убеждал Чан Кай-ши противодействовать стремлению Москвы добиться “исключения экономических интересов других держав в Маньчжурии”. К марту 1946 г. Чан Кай-ши счёл себя подготовленным к противостоянию с коммунистами в случае ухода СССР из Маньчжурии. Советский Союз приступил к выводу своих войск, место которых стали занимать отряды китайских коммунистов. Между правительственными войсками и коммунистами возобновились столкновения. Хотя вооруженные силы Чан Кай-ши в течение весны 1946 г. установили контроль над главными городами и железными дорогами Манчжурии, их опорные пункты были блокированы коммунистами, преобладавшими в сельских районах. Так начался очередной тур гражданской войны.
Накануне вступления Советского Союза в войну с Японией в июле 1945 г. Сталин переслал американской стороне советские предпочтения о капитуляции Японии. В соответствии с ними в зону советской оккупации должны были войти Северная Корея, Маньчжурия, Курилы и остров Хоккайдо. Сахалин по умолчанию возвращался в состав СССР. США согласились с планом, исключив из него Хоккайдо, так как всс собственно японские острова они включили в свою зону оккупации, поэго-
76му еще до вступления СССР в войну с Японией и августе 1945 г. были обозначены границы возможного для СССР в отношении Японии.
После капитуляции Японии формально политику союзных держав в отношении Японии определил Союзный Совет для Японии в составе США, СССР, Англии и Китая, штаб-квартира которого находилась в Токио. Решение Совета считалось принятым, если за него голосовали все четыре члена. Главой штаба оккупационных войск был назначен генерал Дуглас Мак Артур, человек крайне амбициозный, соперничавший с Трумэном, ставшим президентом США. Он игнорировал не только решения Союзного Совета, но и своего президента и по сути сам определял политику в отношении Японии. Он сделал ставку на превращение архипелага в зону особых интересов США, подобную той, которую Советский Союз создавал для себя в Восточной Европе.
В 1945-1947 гг. штаб оккупационных войск под руководством Д.Мак Артура инициировал демократические реформы в Японии. Были распущены репрессивные органы, заложены основы парламентской демократии, свёрнуто военное производство. В 1947 г. вступила в силу новая конституция, закрепившая отказ Японии от войны как средства решения международных споров. В стране были проведены важные меры по демократизации образования и ликвидации довоенных крупных клановых компаний (дзайбацу), выступавших опорой милитаризма. Новая конституция повлекла за собой либерализацию политической жизни Японии. В обществе усилились нейтралистские настроения. Подобно тому как это случилось в Европе, выросло влияние легализованных левых партий - социалистической и коммунистической. На этой волне весной 1947 г. к власти в стране впервые в японской истории пришло коалиционное правительство во главе с социалистом Тзцу Катаяма.
Политические преобразования в стране отчасти отвечали и интересам СССР, для которого существование сильной и антисоветской Японии представляло серьёзную угрозу. Но Советский Союз опасался превращения Японии в базу американского присутствия и не отказывался от надежд на нейтрализацию Японии и удаление из неё американских войск.
Вашингтон нервозно реагировал на усиление позиций японских социалистов, в чьей программе содержались идея “невооруженного нейтралитета”, то есть нейтрализации Японии и её невхождения в военные союзы и блоки. Рост левых настроений приписывался влиянию советского коммунизма, хотя успех социалистов был связан с антивоенными настроениями, естественными для побеждённой страны. В конце 40-х гг. в условиях американской оккупации подъём национализма в самых разнообразных формах был зримой чертой политической жизни Японии, а характерный для японского общества настрой на нейтрализм (“неприсоединение”) был ничем иным, как выражением этого национализма во внешней политике.
Решающее влияние на политику США в отношении Японии оказала гражданская война в Китае 1946-1949 гг. Пока гоминь- дановский Китай во главе с Чап Кай-ши, которого США рассматривали как основного своего геополитического союзника на Дальнем Востоке, одерживал победы над Компартией, американцы проводили в Японии курс на демократизацию и допускали вхождение во власть представителей левых сил, ратовавших за нейтралитет Японии. Однако летом 1947 г. ситуация в Китае стала меняться в пользу КПК. Чан Кай-ши стремительно терял социальную базу, которая переходила к КПК, и к началу 1948 г. вопрос “кто кого?” решился в пользу КПК. Стало быть, ставка США на гоминьдановский Китай была бита, и начальник Управления внешнеполитического планирования США Джон Кен- нан разработал план превращения Японии в геополитического союзника США. Его основные положения были предложены Мак Артуром, который развернул борьбу с левыми силами Японии, сочетая административные ограничения против коммунистов и левых вообще с оказанием Японии экономической помощи. Одновременно (летом 1947 г.) им был поставлен вопрос о прекращении режима оккупации, заключении мирного договора и передаче в руки японского правительства всей полноты власти. Был подготовлен проект мирного договора, с которым были ознакомлены союзники - СССР, Британия и Китай. Однако возникли неразрешимые противоречия по вопросу о процедуре голосования при обсуждении и доработке этого документа. США
настаивали на принятии решений простым большинством голосов, а СССР и Китай добивались предоставления каждой из великих держав права вето.
В Корее после её раздела на Северную и Южную на севере при помощи СССР укреплялась власть ТПК во главе с Ким Ир Сеном. Поначалу ему писал речи и опекал полковник Штыков, ставший послом СССР в Северной Корее, однако очень скоро Ким Ир Сен обрёл самостоятельность и его биография мифологизировалась, его сделали великим вождём партизанского анти- я пон с кого движения, борцом за независимость Кореи.
Американцы не смогли из своей марионетки Ли Сын Манна сделать такого героя, и он стал проигрывать идеологическую войну Ким Ир Сену. Попытка военным путем решить “кто кого” в июне 1950 г, закончилась затяжной войной, поставившей мир на грань ядерной катастрофы.
В войну на корейском полуострове на стороне южан вступили США, а на стороне северян КНР и СССР. Она продолжалась до лега 1953 г. и закончилась подписанием соглашения о перемирии, закрепившего раскол корейского этноса на две части по 38 параллели.
После капитуляции японскихвойск во французском Индокитае до 16 параллели находились войска Англии, а севернее - гоминьдановского Китая, принимавшего капитуляцию японцев. Коммунисты Индокитая во главе с Хо Ши Мином 2 сентября 1945 г. объявили северный Вьетнам ДРВ и стали распространять свою власть на юг. Однако Англия выдавила отряды Хо Ши Мина на север и передала юг Вьетнама под контроль Франции, которая тут же восстановила довоенные колониальные порядки. Хо Ши Мин был вынужден пойти па компромисс с Францией и согласился на вхождение ДРВ во Французский Союз - послевоенное объединение колоний и протекторатов Франции. В то же время он искал помощи у США и Советского Союза в деле полной независимости Вьетнама. Президент Трумэн в то время не хотел создавать проблем для Франции и занял нейтральную позицию. Советский Союз до тех пор, пока в послевоенное правительство Франции входили социалисты и коммунисты, гоже не хотел с ними ссориться из-за Вьетнама. Но в 1947 г. социали-
сток и коммунистов изгнали из правительства Франции, и СССР тут же поддержал ДРВ, которая с декабря 1946 г. уже находилась в состоянии вооружённого конфликта с Францией.
Начавшаяся Индокитайская война оказалась крайне обременительной для Франции, и, не имея средств для её ведения, она влезала в долги перед США, рассчитываясь по ним и передачей американским компаниям своей собственности в Индокитае. К 1949 г. США уже на 80 % оплачивали эту войну и от их нейтралитета ничего не осталось. Франция проиграла эту войну и в 1954 г. подписала Женевские соглашения о выводе своих войск и проведении свободных выборов. Американские эксперты по Индокитаю были уверены, что в случае их проведения более 80 % мсет в законодательном собрании объединенного Вьетнама получат сторонники Хо Ши Мина. Выборы были сорваны, и раздел Вьетнама на Южный (Республику Вьетнам) и северный (ДРВ) сохранился. Во главе Республики Вьетнам США посадили свою марионетку Нго Динь Зьема, расставившего на руководящие посты членов своего многочисленного семейного клана. Таким образом, проблема Вьетнама не была решена, она перешла от Франции к США и Советскому Союзу, оказывавшему помощь ДРВ. К 60-м гг. во внешней политике США на смену доктрине “сдерживания коммунизма”, пришла более воинственная доктрина “отбрасывания коммунизма”, и в 1964 г. США начали войну против ДРВ, которая закончилась в 1973 г. их поражением. Принятие новой доктрины США сделало интересы США и СССР в Азии взаимно исключающими. Логика конфронтации, приходившая уже в 50-е гг. на смену логике компромиссов между двумя сверхдержавами, закрепилась войной в Индокитае окончательно.
Филиппины были американской колонией с 1901 г. В 1934 г. США объявили их автономными и пообещали предоставить им полную независимость в ближайшие 10 лет. Вся промышленность страны, армия и полиция находились под контролем американцев. Лишь аграрный сектор находился в руках прежних колонизаторов -• испанцев. Война помешала реализации намерений США. После войны на острове Лусон сформировалось мощное левое движение Хукбалахап, которое после войны в
80 случае свободных выборов имело все шансы на победу. США помешали левым прийти к власти, чем спровоцировали гражданскую войну, которая затихла только к началу 50-х гг. Американцы посадили во власть местную проамериканскую элиту и 4 июля 1946 г. предоставили Филиппинам независимость, продолжая контролировать их экономическими и финансовыми методами, а также через офицерский корпус, который готовился в США. На Филиппинах США создали крупнейшую за пределами их территорий военно-морскую базу Субикбей, что почти на сорок лет предопределило их роль в геополитике США в отношении Азиатско-Тихоокеанского региона.
Индонезия, избавившаяся в 1949 г. от колониальной зависимости, встала на путь независимого развития, дрейфуя между США и СССР. Президент Сукарно обнародовал концепцию внутренней и внешней политики, основанную на принципах “панча шила” - заимствованные им идеи Сунь Ят-сена и Махатмы Ганди. Будучи гедонистом (по философии жизни) он предпочёл роль национального символа, отца нации, перепоручая государственные дела правительству, а поскольку в начале 50-х гг. на первое место по влиянию выдвинулась компартия, то во внутренней политике Индонезия совершила левый марш, оплаченный кредитами СССР. Левый эксперимент Индонезии не* обычайно обострил международные отношения в Юго- Восточной Азии. Победа КПК в Китае, утверждение режима Ким Ир Сена на севере Кореи, поражение Франции в войне с коммунистами во Вьетнаме, приход к власти левых сил в Индонезии рассматривались США, всем Западным миром, как наступление коммунизма по всей тихоокеанской дуге. В США заговорили об эффекте домино - падении режимов их союзников и прихода к власти коммунистических или прокоммунистических режимов. Ответом стала доктрина сдерживания, а затем отбрасывания коммунизма, существенно менявшая всю систему международных отношений в регионе Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, вносившая в мировую политику элемент вооружённой конфронтации.
В 1962 г. левые эксперименты в Индонезии закончились военным переворотом генерала Сухарто, установившего режим
военной диктатуры. Компартия Индонезии была разгромлена, и страна была повёрнута лицом к Западному миру.
Таким образом, логика советско-американской конфронтации в регионе Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии как симметричного противопоставления каждому шагу одной стороны максимально приближённого к нему контршага другой закрепилась в начале 50-х гг. XX в. и сохранялась вплоть до разрядки международной напряжённости в 70-е гг. Эта логика требовала от Советского Союза непомерно высоких расходов его материальных ресурсов, которые далеко не всегда окупались политическими дивидендами. Так, например, после переворота генерала Сухарто в Индонезии выплата долгов Индонезии Советскому Союзу, превышавших 5,5 млрд. рублей, была заморожена вплоть до падения его режима в 1998 г. и прихода в 2001 г. на пост президента Индонезии дочери Сукарно Мегавати Су- карнопутри. Ресурсное обеспечение противостояния США коммунизму в Азии было несравненно выше советского, однако оно не изматывало экономику США в силу её громадного доминирования над экономикой Советского Союза.
Контрольные вопросы:
1. Итоги Второй мировой войны для Дальнего Востока.
2. Особенности деколонизации региона Юго-Восточной Азии.
3. Причины заинтересованности СССР в контроле над Маньчжурией.
4. Основные положения советско-китайского договора от 10 августа 1945 г.
5. Позиции США и СССР по вопросу о мирном урегулировании с Японией.
6. Охарактеризуйте режимы Ли Сын Мана и Ким Ир Сена в Корее.
7. Гражданская война в Китае 1946-1949 гг.
8. Война в Индокитае 1946-1954 гг. и её итоги.
9. Место Индонезии в американо-советском противостоянии в Юго-Восточной Азии.
10. Роль Филиппин в политике США в Азии.