Право и религия. Общее и особенное норм права и религиозных норм
Право и религиозные нормы. Назначением религии является выработка «смыслов», позволяющих человеку так или иначе освоиться и определить свое место в том мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом «хорошего» поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии (Ветхом и Новом завете), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др.; выступают, а некоторых случаях в качестве источников права (в качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континентальной Европы. В России до 1917 г. источниками права признавались Устав духовных консисторий, Книга Правил Св. Синода, Кормчая Книга и др. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы).
В то же время между правом и религией существуют принципиальные различия. Секуляризация общественной жизни, утверждение свободы совести одновременно означает, что сфера действия религиозных норм значительно уже права. Так, предписания Торы распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана - соответственно на исповедующих ислам и т.д. Различны механизмы действия религии и права. В частности, религии (в особенности этические) обосновывают в своих священных книгах абсолютную непреложность предписываемого ими кодекса поведения ссылкой на высший авторитет, или, как сказали бы философы и богословы, «трансцендентное миру начало».
Влияние права на религию в известной мере достаточно специфично. Конституция РФ (ст. 14), Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» гарантируют свободу совести и вероисповеданий, равноправие конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. В то же время право не должно быть безучастно к «причудливым» формам пользования свободой совести и, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и путем зомбирования превращающим ее в слепого исполнителя воли «гуру», «мастера», «учителя» и стоящих за ними темных сил.
Религия (от лат. religio) – набожность, святыня, предмет культа – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога.
На ранней стадии человеческой истории религия означала форму практического и духовного овладения миром, в которой проявилось осознание людьми их зависимости от природных сил, стремление снизить степень такой зависимости (жертвоприношения и др.).
В более поздний исторический период формируются мировые, или наднациональные религии: буддизм, христианство и ислам. Их особенность в объединении людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей.
На основе религиозных представлений формируются религиозные нормы – правила, установленные различными религиозными конфессиями и обязательные для верующих. Эти нормы содержатся в таких священных книгах, как Библия (Ветхий и Новый Завет), Коран, Талмуд, религиозные книги буддистов и др., а также в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших служителей церкви, в комментариях религиозных книг.
Религиозные нормы регулируют отношения верующих к Богу, друг другу, отношения верующих с неверующими, организацию и функции религиозных объединений и других церковных органов. Они закрепляют правила отправления религиозных культов, порядок богослужения, совершения определенных действий (крещение новорожденного) или воздержания от них (например, от употребления некоторых продуктов питания в период поста).
Религиозные нормы с внешней стороны имеют определенное сходство с юридическими нормами. И те, и другие формализованы, содержательно определены, документально зафиксированы в письменных источниках. Религиозные нормы, также как и нормы права, могут предусматривать дозволения, исполнение обязанности, определенные запреты. Правовые и религиозные нормы нередко совпадают по морально-нравственному содержанию («не убий», «не укради» и др.). С этой точки зрения религиозные нормы обладают позитивным потенциалом, могут рассматриваться как своеобразный инструмент, способствующий поддержанию нравственного и правового порядка в обществе.
Существенно и то, что Российское государство посредством правовой формы определяет свои отношения с религиозными организациями, их правовой статус.
В Конституции РФ утверждается: «1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от церкви и равны перед законом» (ст. 14).
Соответственно данному конституционному положению, религиозные нормы не являются общеобязательными и осуществляют воздействие лишь на представителей определенной конфессии.
Уместно отметить, что отправные нормы, регулирующие деятельность всех видов религий в России (христианство, ислам, иудаизм, буддизм), содержатся в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях».
Между правом и экстремистскими религиозными направлениями могут существовать принципиальные различия, конфликтность. Государство не должно быть безучастным к таким проявлениям «свободы совести», как оккультные религии, тоталитарные секты, подавляющие и зомбирующие личность, превращающие ее в слепого исполнителя воли определенных фанатических сил. В этом контексте отметим: ст. 239 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами либо с побуждением их к отказу от исполнения гражданских обязанностей.
В целом можно сказать: в связи с отделением церкви от государства религиозные нормы не связаны с нормами права. Вместе с тем в отдельных, названных выше аспектах, они могут взаимодействовать.