Профессиональная подготовка и повышение квалификации прокурорских работников

Ст. 40.4 ФЗ «О прокуратуре»

Устанавливаются цели, для которых проводится профессиональная подготовка: обеспечивать высокий уровень подготовки, подтвердить, что он может замещать вышестоящие должности.

Аттестация работников на должностях органов и учреждений прокуратуры. Аттестация осуществляется в соответствие с ФЗ «О прокуратуре» (ст. 41); определяются цели – для определения соответствия занимаемой должности сотрудников прокуратуры; в целях повышения квалификации прокурорских работников.

Положение об аттестации прокурорских работников – Приказ Генпрокурора.

Согласно данному приказу (№74) аттестации подлежат работники, которым предусмотрено присвоение классных чинов (званий в Военной прокуратуре). Учитывается отношение к учебе и рост профессионализма. Аттестация проводится не реже 1 раза в 5 лет; досрочно аттестация может быть проведена в межаттестационный период при выдвижении на вышестоящую должность, при наличии существенных упущений в работе сотрудника прокуратуры, либо в случае совершения им порочащих честь и достоинство поступков, по просьбе самого работника.

Первичная аттестация проводится в отношении прокурорских работников, научных и педагогических работников образовательных учреждений прокуратуры по истечении 6 месяцев их нахождения на службе по занимаемой должности. Первичной аттестации также подлежат специалисты с высшим, неоконченным высшим и средним специальным образованием по истечении не менее 1 года пребывания в должности и в отношении специалистов со средним образованием по истечении не менее 3 лет.

По истечении 6 месяцев аттестации подлежат лица, перешедшие или принятые на службу в органы и учреждения прокуратуры с должностей по юридической или иной родственной специальности, занимаемых ими в других ПО, в адвокатуре, в нотариате, в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, ОМСУ, в образовательных учреждениях высшего профессионального образования юридического профиля, научных юридических учреждениях.

При этом учитывается стаж работы по специальности и квалификация принятого работника.

Аттестация не допускается в отношении беременных женщин и работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, офицеры органов военной прокуратуры, прибывающих в запасе ( в отставке) и поступившие на службу в органы и учреждения прокуратуры при присвоении им первоначального классного чина.

Для проведения аттестации создаются специальные аттестационные комиссии. Высшая аттестационная комиссия Генеральной прокуратуры РФ. аттестационная комиссия – совещательный орган.

Аттестационная комиссия Генпрокуратуры; возглавляется начальником управления кадров. Аттестационная комиссия военной прокуратуры.

Аттестационная комиссия научных образовательных учреждений под председательством заместителей (проректоров), директоров (ректоров) по научной и учебной работе.

Состав комиссии – руководитель, заместитель, секретарь. Состав каждой комиссии утверждается соответствующим руководителем органа или управления прокуратуры.

Аттестация проводится в соответствие с графиком. Обязательно составляется повестка дня, списки работников, подлежащих аттестации, готовятся все необходимые материалы. График проведения аттестации утверждается руководителем органа или учреждения прокуратуры и доводится до сведения аттестуемых работников не менее чем за месяц до начала аттестации.

Аттестационные материалы должны включать в себя несколько формальных требований: дату и год рождения аттестуемого, образование и стаж работы в органах или учреждениях прокуратуры, данные о наградах, о проф подготовке и повышении квалификации; сведения о морально-психологических качествах, об упущениях и ошибках, допущенных в течение службы.

По результатам аттестации комиссия принимает следующие решения:

· о соответствие занимаемой должности

· о неполном соответствии занимаемой должности

· о несоответствии должности

· о назначении на должность с понижением

· об освобождении от должности

· об увольнении в связи с достижением предельного возраста

· зачисление в резерв на выдвижение

· назначение на вышестоящую должность

· направление на учебу или стажировку

· присвоение первоначального классного чина

· присвоение классного чина (очередного воинского звания)

· присвоение классного чина и звания выше положенного по занимаемой должности

· о поощрении

Обязательное участие сотрудника, который признан не полностью соответствующим в профессиональном плане, либо не соответствующим должности.

Решение комиссии правомочно при наличии не менее 2/3 состава, решение принимается открытым голосованием, считается принятым, если проголосовало большинство присутствующих членов комиссии. При равенстве голосов сотрудник считается прошедшим комиссии.

В случае признания несоответствующим должности в течение срока до 2х месяцев его переводят на другую работу с его согласия, либо увольняют. Сотруднику могут быть даны рекомендации по улучшению его работы и установлен срок для устранения недостатков – 6 месяцев. Затем повторная аттестация.

Для этого по согласованию с органом учреждением прокуратуры назначается ответственное лицо, начальник аттестуемого работника, который обязан проконтролировать выполнение действий по устранению недостатков и по выполнению данных ему рекомендаций. Затем аттестационная комиссия в установленный срок заслушивает ответственное лицо аттестуемого.

На основании выводов комиссии в органах прокуратуры формируется внутренний кадровый резерв для выдвижения на вышестоящие должности наиболее подготовленных и проверенных практической деятельностью работников. в резерв не включаются работники с взысканиями, предпенсионного и малоопытные работники (стаж менее 2х лет).

Классные чины и форменное обмундирование:

Указ Президента РФ 30.06.1997 года №659

Постановление правительства РФ 25.03.1996 №352

Ст. 41 – классные чины, ст. 43 - обмундирование

Классный чин свидетельствует о статусе прокурора

Классный чин советника юстиции и старший советник юстиции – прокуроры городов и районов. Государственный советник юстиции 2,3 класса – прокурор субъекта РФ. Действительный государственный советник юстиции – Гена.

Военная прокуратура:

  • младший юрист – младший лейтенант юстиции – 1 год или до получения высшего образования
  • юрист 3 класса – лейтенант юстиции – 2 года
  • юрист 2 класса – старший лейтенант юстиции – 2 года
  • юрист 1 класса – капитан юстиции – 3 года
  • младший советник юстиции – майор – 3 года
  • советник юстиции – подполковник – 4 года
  • старший советник юстиции – полковник – далее сроки не определены
  • государственный советник юстиции 3 класса – генерал майор
  • государственный советник юстиции 2 класса – генерал лейтенант
  • государственный советник юстиции 1 класса – генерал полковник
  • действительный государственный советник юстиции – только Гена

Классный чин присваивается при выдвижении на вышестоящую должность, при соблюдении последовательности, при исполнении служебного долга с отличием.

Первоначальный чин присваивается – специалисты, зав.канцелярией с неоконченным высшим или средне специальным образованием стаж не менее 1 года, зав.канцелярии специалист со средним образованием не менее 3х лет стаж.

Работникам с ВЮО перешедшим на службу в прокуратуру из других органов, адвокатуры нотариата ОЗ и ИВ, суда, ОМС, образовательных учреждений ВПО юр профиля присваивается классный чин до истечения 6 месяцев.

классные чины действительного и государственного советника 1,2.3 класса – Президентом РФ по представлению Гены.

Лишение чина – увольнение за проступок, порочащий честь и достоинство прокурорского работника. Понижение – грубое нарушение служебного долга и недостойное поведение

Увольнение сотрудника с классным чином до старшего советника юстиции из органов прокуратуры.

Форма: синий цвет, нормы выдачи для лиц, имеющие классные чины отдельные виды формы по классным чинам. Фуражка с черным бархатный околышем и т.д.

Случаи, когда сотрудники обязаны носить форму – все у кого есть классные чины, которые осуществляют представительство в суде, официальное представительство. Несоблюдение данных требование – грубое нарушение служебных обязанностей

Привлечение к ответственности прокуроров.

Закон о прокуратуре устанавливает в ст. 41.6 – меры поощрения, дисциплинарная ответственность ст.41.7

  1. объявление благодарности
  2. награждение грамотой
  3. занесение на доску почета
  4. денежная премия
  5. подарок
  6. ценный подарок
  7. именное оружие
  8. присвоение классного чина и звания на ступень выше очередного
  9. нагрудный знак за безупречную службу
  10. нагрудный знак почетный работник прокуратуры
  11. заслуженный юрист РФ

Дисциплинарная ответственность

П.2 данной статьи Гена может налагать в полном объеме данные санкции.

Тема: Надзор за исполнением законом.

Надзор за исполнением законов не редко определяют как направление прокурорского надзора, связанное с обеспечением законности в сфере государственного управления. Это не совсем точное определение. Помимо обеспечения законности в сфере государственного управления общий надзор распространяется на сферу МСУ, законодательную деятельность субъектов РФ, органы управления негосударственными структурами. Надзор за исполнение законов составляет ведущее направление прокурорского надзора. С его помощью реализуется наиболее широкий комплекс стоящих перед прокуратурой задач: обеспечение верховенства К РФ и действующих на территории РФ законов, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законов интересов личности, общества и государства. Надзор за исполнением законов оказывает существенное влияние на политическую и социально-экономическую ситуацию в обществе, способствует нейтрализации негативных явлений сопутствующих в эпоху проводимых реформ.

Понятие предмета надзора за исполнением закона – ст. 21 ФЗ «О прокуратуре». В нем выделены 2 самостоятельных элемента:

  • Соблюдение К РФ и исполнение законов действующих на территории РФ министерствами, ведомствами и т.д.
  • Надзор за соответствием законов ПА издаваемых указанными органами и ДЛ.

Не смотря на о, что законодательство о прокуратуре вполне определенно и однозначно исходит из положения из связи надзорной функции только со сферой исполнения закона. Отдельные автору высказывают суждение об относимости к предмету надзора и подзаконных актов. Сейчас такие суждения стали формироваться более взвешенно. Признание подзаконных актов к предмету надзора оговаривается достаточно жесткими условиями, суть которых сводится к тому чтобы эти подзаконные акты имели нормативный характер, ранг подзаконных актов соответствовал уровню высших ОГВ и на издании такого рода подзаконных актов указанные органы имели соответствующие полномочия.

Характер прокурорского надзора как особого самостоятельного вида государственной деятельности указывает и на такой ограничитель как отсутствие у прокурора административных полномочий. Т.е. прокурор не вправе и должен принимать меры по прямого устранению нарушений закона. Его миссия заключается в том, чтобы выявив нарушение закона причины, условия которые способствовали этому нарушению поставить вопрос об их устранении перед тем органом или ДЛ, в компетенцию которых входит осуществление этих мер.

Содержание и порядок реализации этих мер определяются этим органом или ДЛ

Полномочия прокурора:

Определяются спецификой и задач надзора за исполнением закона. Перечень полномочий – ст. 22 ФЗ «О прокуратуре». Традиционно принято подразделять на 3 вида:

  • Полномочия по выявлению нарушений закона, их причин, условий – обеспечивает установление фактических данных о событии правонарушения, способе его совершения, лицах ответственных за его совершение, причиненном вреде.
  • Полномочия по устранению, выявленных нарушений закона.
  • Полномочия направленные на предупреждение нарушений закона.

В зависимости от источников правонарушения полномочия могут быть:

  • Ориентированные на получение требуемых сведений путем непосредственного обнаружения прокурором фактов противоправных действий. Обеспечивается правом прокурора на беспрепятственный вход на территорию, где располагаются поднадзорные органы, правом истребования и изучения документов, правом взятие объяснений. Значительная роль в выявлении правонарушений играет право прокурора на участии специалистов при проведении прокурорских проверок. Помощь специалистов используется широко прокурором.

Основными правовыми средствами по выявлению нарушений являются проверки. Они проводятся только при наличие информации о совершенных правонарушениях. Проверки могут быть плановые и внеплановые. План на основе Статистических данных

Общие (СМИ) и специальные (информация контролирующих органов и статистические данные) источники информации.

Проверки могут быть целевые и комплексные. Целевые проверки – в ходе их проведения проверяется исполнение конкретного закона или группы законов, регулирующих однородные общественные отношения. В ходе комплексных проверок – проверяется исполнение нескольких законов регулирующих различные отношения. Проверки могут быть сквозными – проверяется исполнение конкретного закона во всех или многих органов данной отрасли. Это все первичные проверки.

Проверки могут быть повторные или контрольные. Основная цель проведения контрольной проверки – определение качества и полноты ранее проведенной проверки. Разновидность контрольной – повторная проверка. В оде проведения повторной проверки – проверяем действенность мер по устранению ранее выявленных нарушений. Проверки должны быть полными, полнота определяется 2 качествами:

  • Объем – это границы проверки, которые должны быть оптимальными позволяющие качественно, в назначенный срок провести проверку.
  • Глубина – выражается в полноте выявленных нарушений закона, причин и условий, способствующих нарушению; полноте установления вредных последствий; полноте выявления лиц, допустивших данные нарушения.

Проверка подразделяется на 3 этапа:

Наши рекомендации