Понятие резолюции международной организации как источника международного права
Значение данного источника международного права возрастает одновременно с ролью международных организаций как субъектов международного права. Данный источник сам по себе не создает норму международного права. Постановления международных организаций, прежде всего резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, участвуют в процессе нормообразования. К примеру, ст.11 Устава ООН за Генеральной Ассамблеей признается лишь право “делать рекомендации государствам-членам ООН или Совету Безопасности. Из всех органов ООН только Совет Безопасности может принимать решения по вопросам поддержания мира, обязательные для государств-членов, что явствует из ст.25 Устава ООН.
В ст. 38 Статута Международного суда ООН не содержится какого-либо упоминания о возможности применения в практике Суда постановлений, принимаемых органами ММПО. Очевидно, это объясняется тем, что до Второй мировой войны международные организации не играли большой роли в регулировании отношений между государствами. Положение меняется после создания ООН и формирования современной системы международных организаций. ММПО начинают активно участвовать в мировой политике и стремятся оказывать влияние на развитие и применение международного права.
В самом деле, основные органы подавляющего большинства ММПО наделены компетенцией разрабатывать и принимать нормативные акты, представляющие собой односторонние акты международных организаций как субъектов международного права, которые являются внешним проявлением воли соответствующей международной организации.
Волеизъявление международной организации как единого субъекта международного права проявляется в принимаемых им актах, которые на практике получают различное наименование: резолюции, решения, рекомендации, декларации и т.д. Итак, с юридической точки зрения акты международной организации можно определить как волеизъявление государств-членов в компетентном органе в соответствии с правилами процедуры и положениями устава данной организации (Колосов, Кузнецов).
Как отметил Г.И. Тункин, «наряду с договорным и обычным процессами образования норм международного права в настоящее время существует образование международно-правовых норм путем принятия международными организациями юридически обязательных для государств нормативных резолюций». Как указывается в 7-томнике Курса МП, «резолюции МО – новый метод создания норм МП, новый источник МП».
Вопрос о юридической силе постановлений, принимаемых органами международной организации, устанавливается ее учредительным актом. Согласно уставам большинства организаций решения их органов имеют рекомендательный характер.
Бирюков П.Н. выделяет 2 группы актов, содержащих нормы МП:
Резолюции, устанавливающие обязательные для органов МО правила (регламенты, резолюции о формировании бюджета, нормы, регулирующие порядок функционирования этой организации). Эти международные нормы составляют часть внутреннего права МО. Например: Регламент Экономического Суда СНГ от 1997 года – определяет порядок процессуальной деятельности суда при рассмотрении споров и запросов о толковании.
Акты, приобретающие юридическую обязательность в силу норм международных договоров и национального законодательства. Так, по ст. 22 Устава ВОЗ правила, принимаемые Ассамблеей здравоохранения ВОЗ, становятся обязательными для всех участников МО после того как будет должным образом осуществлено оповещение о их принятии Ассамблеей. Конституции некоторых государств (Португалия, Австрия, Швеция) содержат положения о непосредственном действии актов международных организаций во внутреннем праве. Т.О. Юридическая обязательность резолюций международной организации может быть также зафиксирована в нормах национального права.
Наиболее важным условием международной законности любого акта ММПО наряду с требованием соблюдения установленной процедуры его принятия и обусловленности содержания акта положениями учредительного акта ММПО является его соответствие общепризнанным принципам и нормам международного права, прежде всего основным принципам международного права. Соблюдение этого условия будет означать, что основные права и обязанности иных субъектов международного права не будут неблагоприятно затронуты принятием такого акта, а сам он сможет порождать правомерные по следствия для тех, кому он адресован.
Наименование и юридическое содержание актов международных межправительственных организаций.
Наименование и юридическое содержание актов ММПО отличается большим разнообразием, что обусловливается различными факторами, не в последнюю очередь такими, как различие между целями отдельных ММПО, их организационной структурой, компетенцией и т.д.
По характеру принимающего органа можно различать акты ММПО, принимаемые межправительственными органами (состоящими из официальных представителей государств-членов), административными, судебными или парламентскими органами. Значение решений международных судебных органов рассматривается ниже. Критерий цели принимаемого акта позволяет различать акты ММПО, направленные на установление правового статуса или наделение функциями каких-либо образований (например, учреждение вспомогательного органа международной организации), подобного рода акты именуются персональными или личными. Однако нередко можно встретить акты ММПО, преследующие цели общего характера, посредством которых принимаются различного рода регламенты ММПО (правила процедуры органов ММПО, финансовые регламенты и т.д.).
Одни акты ММПО предназначены для регулирования их внутренних правоотношений, другие определяют внешние отношения между государствами-членами, что зависит от материальных возможностей тех и других.
Следует признать, что в настоящее время значительная часть юридически обязательных актов ММПО имеет ограниченную сферу применения, а именно их действие ограничивается рамками соответствующей международной организации, которая их разрабатывает и принимает.
Вместе с тем в науке международного права продолжает широко обсуждаться юридическая природа резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, которые иногда именуют как «резолюции-рекомендации» или резолюции, преследующие цели общего характера. Особенностью данных актов Генеральной Ассамблеи ООН является то, что в них формулируются те или иные правила поведения государств—членов ООН и других субъектов международного права, которые по своей форме изложения напоминают формулировки правовых норм. В зарубежной литературе да и рядом отечественных юристов высказывалось предположение о том, что подобные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН являются самостоятельным источником норм общего международного права. Представляется, что подобная точка зрения не находит подтверждения ни в Уставе ООН, ни в практике современного международного права.
Встречается мнение, что указанные резолюции-рекомендации могут рассматриваться в качестве международных договоров, заключаемых в упрощенном порядке. Данное мнение также не имеет достаточных оснований, поскольку ни процедура их принятия, ни характер принимаемых обязательств, ни иные вопросы их функционирования не дают возможности для подобных утверждений.