Казнь на электрическом стуле
Повешенье
В 1905 году французский врач Николаус Миновици проделывал на себе опыты с удавливанием, чтобы описать состояние, возникающее при повешении. Конечно, Миновицы постарался обезопасить эти эксперименты. Незавершенное повешение он моделировал так: через блок, приделанный к потолку, был пропущен шнур диаметром 5 миллиметров, один конец которого врач держал в правой руке, а другой конец, завязанный петлей, надевал себе на шею. Затем Миновицы. ложился на пол (на левый бок) в тянул веревку правой рукой до тех пор, пока мог выдержать. Лицо врача багровело, в ушах возникал неприятный шум, перед глазами вспыхивали огненные круги. Постепенно Миновици усложнял опыты и попытался "привыкнуть" к состоянию повешенного путем повторения затягивания петли до 6-7 раз подряд при продолжительности каждого раза по 4-5 секунд. Наконец он решился на эксперимент почти в чистом виде: он не лежал на полу, а висел в петле, которую через блок держал ассистент. Максимальная продолжительность нахождения в, в петле, которой сумел достичь Миновици, составляла 26 секунд. Описывая свои ощущения, врач констатировал: "Как только ноги оторвались от опоры, веки мои судорожно сжались. Дыхательные пути были перекрыты настолько плотно, что я не мог сделать ни вдоха, ни выдоха. В ушах раздался какой-то свист, я уже не слышал голоса ассистента, натягивавшего шнур и отмечавшего по секундомеру время. В конце концов, боль и недостаток воздуха заставили меня остановить опыт. Когда эксперимент был закончен, и я спустился вниз, из глаз моих брызнули слезы". Современная технология повешения, которой пользуется большинство стран, применяющих подобную казнь, такова: "Осужденного вешают на веревке, обвивающей шею; смерть наступает в результате давления веревки на тело под воздействием силы тяжести. Потеря сознания и смерть наступают в результате повреждения спинного мозга или (если этого недостаточно для наступления смерти) вследствие асфиксии от сдавливания трахеи" . Технология эта была разработана в 1949- 1953 гг. Королевской комиссией по смертной казни в Великобритании. Комиссия исходила из "гуманной" необходимости "наступления скорой и безболезненной смерти путем смещения позвонков без отделения головы от тела". В соответствии с рекомендациями комиссии после того, как на шею осужденного надета петля, у него под ногами открывается люк. При этом длина веревки (и соответственно расстояние падения) подбирается с учетом роста и веса осужденного - чтобы добиться разрыва спинного мозга, но без отрыва головы. На практике достичь этого непросто. Зачастую, при неверном расчете или неопытности палача, разрыва спинного мозга не происходит, и осужденный погибает от удушения. Так погибали осужденные на повешение в прошлые века. Их путь к смерти был долгим и мучительным. Среди множества примеров можно назвать казнь пятерых декабристов в России в 1826 году. "Когда все было готово, -рассказывает очевидец, с нажатием пружины в эшафоте, помост, на котором они стояли на скамейках, упал, и в то же мгновение трое сорвались - Рылеев, Пестель и Каховский упали вниз. У Рылеева колпак упал, и видна была окровавленная бровь и кровь за правым ухом, вероятно от ушиба. Он сидел скорчившись, потому что провалился внутрь эшафота. Я к нему подошел, он сказал: "Какое несчастие!" Генерал-губернатор, видя с гласису, что трое упали, прислал адъютанта Башуцкого, чтобы взяли другие веревки и повесили их, что и было немедленно исполнено. Я был так занят Рылеевым, что не обратил внимания на остальных оборвавшихся с виселицы и не слыхал, говорили ли они что-нибудь. Когда доска была опять поднята, то веревка Пестеля была так длинна, что он носками доставал до помоста, что должно было продлить его мучение, и заметно было некоторое время, что он еще жив" . Но и в наше время, когда технология повешения "отработана", подобные истории повторяются. Когда в 1944 году в Японии повесили советского разведчика Рихарда Зорге, медицинский протокол, составленный тюремным врачом, зафиксировал такую подробность: после того как осужденного сняли с виселицы, сердце его билось еще 8 минут. Одно из древнейших упоминаний о повешении встречается в Книге Чисел: "И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня" (Числа, 25.4). Разновидность повешения - удушение веревкой (laqueus) - применялась в античные времена. Этот вид казни никогда не совершался публично, а только в темнице. К такой смерти, по свидетельству Саллюстия, римский сенат приговорил участников заговора Катилины - Лентула и еще четверых. "Есть в тюрьме, левее и несколько ниже входа, помещение, которое зовут Туллиевой темницей; оно уходит в землю примерно на двенадцать футов и отовсюду укреплено стенами, а сверху перекрыто. каменным сводом; грязь, потемки и смрад составляют впечатление мерзкое и страшное. Туда-то и был опущен Лентул, и палачи, исполняя приказ, удавили его, накинув петлю на шею... Подобным же образом были казнены Цетег, Статилий, Габиний, Цепарий". Довольно часто удушение веревкой применялось при императоре Тиберии, но уже во времена Нерона об этом виде казни говорится как о давно вышедшем из употребления (см. например: Тацит. Анналы, 14, 18). В средневековой России людей вешали на специально построенных на городских площадях виселицах в виде букв Т или Г, либо просто на деревьях вдоль дорог (это применялось к разбойникам). Иногда еще виселицы строились на плотах. Вешали на них участников бунтов, восстаний, а плоты с повешенными пускали вниз по большим рекам - для устрашения окрестного населения. В Англии во времена Генриха VIII протестантский парламент принял закон, по которому католиков вешали, в отличие от лютеран, которых сжигали заживо. Некоторые тираны прошлых времен не удовлетворялись простым повешением осужденного - им хотелось придумать что-нибудь "эдакое". Иван Грозный, например, распорядился повесить на одной перекладине дворянина по фамилии Овцын и... настоящую овцу! В разные периоды истории были повешены: правитель ацтеков Куаутемок, английский пират Кидд, брат Ленина - Александр Ульянов. В XX веке самая знаменитая казнь через повешение - это казнь нацистских преступников, осужденных на Нюрнбергском процессе. Были повешены и семеро японских военных преступников, приговоренных к смерти Международным военным трибуналом в Токио. Среди известных людей, повешенных после второй мировой войны, -генеральный секретарь Коммунистической партии Чехословакии Рудольф Сланский, бывший премьер-министр Пакистана Зульфикар Али Бхутто. О популярности казни через повешение говорит тот факт, что еще в 1990 году она сохранялась в качестве безальтернативного вида казни в законодательстве таких стран, как Бирма, Ангилья, Антигуа и Барбуд, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Бермуды, Ботсвана, Бруней, Великобритания, Виргинские острова, Гайана, Гамбия, Гонконг, Гренада, Доминика, Замбия, Западное Самоа, Зимбабве, Израиль, Ирландия, Каймановы острова, Кения, Кипр, Лесото, Маврикий, Малави, Малайзия, Монтсеррат, Намибия, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Свазиленд, Сент-Винсент и Гренадппы, Септ-Крпстофрр и Невпг. Гопт-Люгпя. Сингапур. Танзания. Теркс н Кайкос острова, Тонга. Тринидад н Тобаго, Турции, Фиджи, Шри-Ланка, ЮАР, Ямайка, Япония. Это, конечно, пе значит, что все перечисленные страны на практике применяют повешение - многие из них, хотя и сохраняют смертную казнь в законодательстве, фактически отказалпсь от нее. Ну а па практике лидерство по количеству повешенных в 1980-х годах принадлежало Ирану и Южно-Африканской Республике. В ЮАР за период 1985 - первая половина 1988 года было повешено 537 человек. А в Иране во время исламской революции казни через повешение производились в еще больших масштабах, причем вешали даже девушек. Но оценкам организации моджахедов, за два года, с июня 1981 но июль 1983 года, подобным способом были казнены 30 тысяч человек . Официальные иранские цифры скромнее, по н они свидетельствуют о том, что только за вторую половину 1081 года (с июля по декабрь) было казнено 2444 человека, из них большая часть - через повешение
Наверх
Казнь на электрическом стуле
Сомнительная честь изобретения этого вида казни принадлежит знаменитому Томасу Алва Эдисону, одарившему человечество телеграфом, телефоном и т. п. вещами. Изобретателю удалось убедить специальную комиссию штата Нью-Йорк, что казнь электрическим током более гуманна, чем казнь через повешение. В 1891 году был изготовлен и испробован дедушка современного электрического стула. В нем использовался ток переменного напряжения всего в 300 вольт. По сей день электрический стул - самый популярный в США способ приведения смертного приговора в исполнение. Процедура казни состоит в следующем: надежно привязав осужденного к специальному креслу, исполнитель закрепляет влажные медные электроды на его голове и ноге, которые предварительно обриваются для обеспечения тесного соприкосновения электродов и кожи. На короткий промежуток времени подается электроток большой силы. Смерть наступает в результате остановки сердца и паралича дыхания. При казни электротоком происходит видимое разрушающее воздействие, так как обугливаются внутренние органы; часто после включения рубильника обреченные, сдерживаемые ремнями, бросаются вперед; может иметь место дефекация, мочеиспускание, рвота кровью. Свидетели казни всегда отмечают запах жженого мяса. Первым, кого казнили таким способом, был некий Уильям Кеммлер, убивший свою жену. Но, как п другие виды казни, казнь элект-рическим током тоже не имеет стопроцентно" надежности. В 1947 году в штате Луизиана остался жив после включения тока 17-летний негр Вилли Фрэнсис. Очевидец казни рассказывает: "Я увидел, как оператор включил переключатель и губы несчастного вытянулись вперед и увеличились в размере, тело напряглось и вытянулось. Когда ответственный за исполнение казни увидел, что Вилли Фрэнсис жив, он закричал оператору в другой комнате, чтобы тот добавил "току" (напряжения), тот закричал в ответ, что подает максимум. Затем Вилли Фрэнсис закричал: "Выключите! Дайте мне дышать!" Растерянные тюремщики остановили исполнение приговора до решения губернатора штата. Позже Вилли Фрэнсис говорил: "Я почувствовал жжение в голове и левой ноге и бросился на ремни. В глазах у меня забегали синие, розовые и зеленые токи". Аналогичные истории случались и в дальнейшем. Для казни Джона Луи Эванса в апреле 1983 года в штате Алабама пришлось в течение 14 минут трижды подавать ток напряжением в 1900 вольт, прежде чем была констатирована смерть осужденного. "Нью-Йорк тайме" от 13 декабря 1984 года писала, что во время казни Альфы Отиса Стивенса в штате Джорджия первый разряд (подававшийся 2 минуты) не убил осужденного, и он еще мучился 8 минут (Стивене сделал 23 вздоха), пока не подали второй разряд. Уильям Вэндивер был убит только после пятого разряда тока (16 октября 1985 г., штат Индиана); он умирал в течение 17 минут. Возможно, виною этому был электрический стул 72-летней давности. 14 июля 1989 года также из-за неполадок с неправильно подключенным электрическим стулом в течение 19 минут агонизировал Хорас Данкенс. Разряд следовал за разрядом, по всякий раз врачи констатировали, что осужденный еще жив. Подобные случаи порождают постоянные споры американской общественности, юристов и законодателей о "гуманности" и целесообразности такого вида казни. В 1990 году полемика вокруг электрического стула оживилась снова. Это было связано с приведением в исполнение очередного смертного приговора в тюрьме Старк (штат Флорида). Свидетели говорят, что орудие казни действовало слишком медленно, а сам стул при этом даже дымился. Поэтому, когда подошла очередь следующего осужденного, специалисты произвели предварительное испытание электрического стула, что и позволило кандидату на казнь отвоевать у смерти еще 30 минут. Среди известных людей, казненных на электрическом стуле, - участники рабочего движения Сакко и Ванцетти, супруги Джулиус и Этель Розенберги, обвиненные в шпионаже в пользу СССР.
Наверх
Инъекция
Если человечество еще не дозрело до отмены смертной казни во всемирном масштабе, то, по крайней мере, оно пытается сделать этот процесс возможно менее болезненным. Именно потому и появилась на свет идея инъекции осужденному смертельного вещества. "Казнь посредством смертельной инъекции состоит в непрерывном внутривенном вливании смертельной дозы быстродействующего барбитурата в комбинации с парализующим химическим препаратом. Процедура казни напоминает больничную процедуру введения обезболивающего препарата общего назначения, но при казни вводится смертельная доза. В Техасе, одном из 19 штатов США, где способом исполнения казни является смертельная инъекция, используется комбинация трех веществ: натрий теопентал, бромид и хлористый калий. Первый компонент вызывает потерю сознания, второй - расслабление мускулатуры и паралич диафрагмы, что связано с прекращением работы легких, третий- приводит к остановке сердца". Как и в медицине, борющейся за жизнь человека, здесь испытательным материалом были животные. Инъекции, применявшиеся для вечного усыпления больных или старых животных, натолкнули на мысль делать то же самое с людьми. В 1977 году это было законодательно разрешено в американских штатах Оклахома и Техас, а первым человеком, казненным смертельной инъекцией, стал Чарльз Брукс (декабрь 1982 г., штат Техас). Однако и этот способ казни не "безупречен". "Если при инъекции осужденный оказывает сопротивление, яд может попасть в артерию или мышечную ткань и причинить боль. Если пропорции компонентов инъекции неверно определены, преждевременно начинают взаимодействовать, может произойти загустение смеси и закупорка вены, и тогда смерть наступает медленно. Если барбитурат не оказывает анестезирующего действия достаточно быстро, человек может почувствовать удушье в связи с наступлением паралича легких". Когда казнили Рэймонда Лэндри (декабрь 1988 г.), во-первых, порвалась трубка, по которой в иглу поступал яд, а во-вторых, свидетели сообщили, что слышали его стоны; смерть же Лэндри наступила только через 17 минут после введения смеси. В античности аналогом этого вида казни была казнь-самоубийство путем принятия напитка с ядом. Наиболее известная казнь такого рода - казнь греческого философа Сократа, который по приговору суда выпил чашу с ядом цикуты
Наверх
Отравление газом
Этот вид казни применяется в США, несмотря на его явную аналогию с "душегубками" нацистов. Технология казни такова: "Осужденного привязывают к креслу в герметичной камере. На груди укрепляется стетоскоп, соединенный с наушниками в соседнем помещении для свидетелей и используемый врачом для наблюдения за ходом казни. В камеру подается газ цианид, отравляющий осужденного при вдыхании. Смерть наступает в результате удушья, вызываемого подавлением газом цианидом дыхательных энзимов, обеспечивающих доставку кислорода кровью в клетки тела. Хотя бессознательное состояние наступает быстро, вся процедура может занять и более продолжительное время, если осужденный будет пытаться оттянуть наступление смерти, задерживая или замедляя "дыхание. Как и при использовании других способов исполнения казни, независимо от того, находится осужденный в бессознательном состоянии или нет, жизненно важные органы могут продолжать функционировать в течение продолжительного времени". В штате Миссисипи 2 сентября 1983 года казнили путем отравления газом некоего Джимми Ли Грея. Во время казни его тело конвульсивно дергалось 8 минут подряд; он 11 раз вздохнул широко открытым ртом, не переставая биться головой о перекладину за спинкой кресла. По показаниям свидетелей, Ли Грей не выглядел мертвым и по окончании процедуры казни, когда тюремная администрация предложила им покинуть комнату для свидетелей, отделенную от комнаты казни толстым стеклом
Наверх
Утопление
Суды инквизиции почти всех европейских стран пользовались сожжением еретиков, но каково было инквизиции венецианской, если Венеция жила фактически в воде? Пришлось местным ревнителям веры скрепя сердце пойти на нарушение традиции и топить приговоренных в лагунах. Впрочем, утопление достаточно распространенный вид казни с давних времен. Топили по приговору и без оного. В море по распоряжению Нерона рабы утопили его пасынка Руфия Криспина. Любил топить людей римский император Тиберий, местом подобной бойни он избрал остров Капри. "...Отсюда осужденных после долгих и изощренных пыток сбрасывали в море у него на глазах,-пишет Светоний,- а внизу матросы подхватывали и дробили баграми и веслами трупы, чтобы пи в ком не осталось жизни". Во времена Тиберия (впрочем, и до и после него) осужденных бросали также в Тибр, не делая исключении для женщин и детей. Христианские владыки порой следовали примеру язычников. Когда папе Урбану VI во время борьбы с королевой Иоанной Неаполитанской пришлось бежать из Ватикана в Геную, он взял с собой семерых кардиналов и по дороге приказал пятерых из них зашить в мешки и бросить в море. Если брать не политические репрессии, а простые уголовные дела, то утоплением каралось в Древнем Риме поначалу отцеубийство, а затем и убийство матери и ближайших родственников. Приговоренных топили в кожаном мешке, в который зашивали вместе с преступником собаку, петуха, обезьяну и змею. Однако животных тратили только па убийц родителей, остальных топили без компании братьев наших меньших. Тацит пишет, что германцы топили трусов и оплошавших в бою, а также обесчестивших свое тело в грязи и болоте, а сверху забрасывали их валежником. Сообщение Тацита подтверждается позднейшими находками при осушении болот мумифицированных трупов (без доступа кислорода тела хорошо сохраняются) ; некоторые из них были закованы в цепи, некоторые покрыты слоем кольев или валежника. Среди найденных на болотах трупов большинство составляют женские; так что, очевидно, под обесчещением тела подразумевались преступления против целомудрия. В средние века среди прочих видов дознания часто употреблялось испытание водой, особенно по отношению к ведьмам. Обвиняемую связывали по рукам и ногам и бросали в воду. Она должна была пойти ко дну, если была невиновна, или остаться на воде, если на пей был грех. В последнем случае ей предстояло быть поношенной только за то, что но утонула. Король Иаков говорил по этому поводу в своей "Демонологии": "По видимому, Бог укачал сверхъестественный признак чудовищного нечестия ведьм в том, что вода должна отказываться принимать в свое лоно тех, кто стряхнул с себя священную воду крещения". Массовым видом казни утопление стало в период Великой французской революции. После взятия мятежного Нанта депутат Конвента якобинец Каррье, командовавший карательным отрядом, организовывал расстрелы и гильотинирование роялистов и жирондистов. Требовалось казнить огромное количество людей, но палач, обслуживавший гильотину, выбивался из сил, а солдаты расстрельных команд, в конце концов, не выдерживали и сами начинали кричать: "Остановитесь!" Тогда Каррье вспомнив про реку Луару, придумал простой выход. Однажды в двенадцатом часу ночи с якоря снялась барка, в трюме которой находились 90 арестованных священников. На самой быстрине по данному сигналу дно судна раздвинулось и барка пошла ко дну. (У конвоиров, естественно, были лодки). "Приговор к изгнанию,- иронизировал Каррье - был исполнен вертикально". Следующее "потопление Каррье", проданное "иоядами" (Noyades), унесло 138 жизней. Метод оказался столь эффективен, что топить стали и днем, без помощи плавучих средств. "...Мужчин и женщин связывают вместе за руки и за ноги и бросают,- рассказывает историк Т. Карлойль.- Это называют "республиканской свадьбой"... Окоченелые, но знающие больше страдания, бледные, вздутые тела жертв беспорядочно несутся к морю волнами Луары; прилив отбрасывает их обратно; тучи воронов затемняют реку; волки бродят но отмелям. Каррье пишет: "Quel torrent rcvoluti onnaire!" (Какой революционный поток!") Человек свиреп и время свирепо. Таковы наяды Каррье; их насчитывают 25, потому что все, сделанное во мраке ночи рано или поздно выходит на свет Божий..." Наследники термидора и вандемьера, большевики тоже активно пользовались утоплением во время гражданской войны в России. Так, в январе 1918 года, проводя политику террора в Крыму, приговоренных к смерти они бросали в море: "...жертве отводили назад руки и связывали их веревками у локтей и кистей, помимо этого связывали и ноги в нескольких местах, а иногда оттягивали и голову за шею веревками назад и привязывали к уже перевязанным рукам и ногам. К ногам привязывались "колосники". Есть свидетельства, что позднее подобные расправы применялись в системе ГУЛАГа, когда в морях и больших озерах топили старые баржи с политическими заключенными
Наверх
Четвертование
Этот вид казни заключался в отсечении преступнику поочередно рук и ног, а затем уже головы. Четвертование особенно часто применялось ко всякого рода мятежникам и бунтовщикам. В Китае в 1048 году был четвертован руководитель крупного крестьянского восстания Ван Цзе. В России таким способом были казнены самозванец Анкудинов, выдававший себя за покойного царя Василия Шуйского, и предводитель большого антиправительственного восстания Степан Разин - оба в XVII веке
Наверх
Разрубание тела пополам
Этим видом казни человечество обязано древнекитайскому вельможе-реформатору Шан Яну (390-338 гг. до н. э.), который служил при дворе циньского царя Сяогуна. В числе реформ и судебных установлении Шан Яна была такая запись: "Тот, кто не донесет о преступнике, будет разрублен пополам"