Сравнение политических и административнывных органов

Политические органы Критерии сравнения Административные органы
Формируются по политическим процедурам Порядок формирования Формируются в административном порядке
Политические критерии Критерии отбора должностных лиц Профессионализм, квалификация, компетентность, опыт
Отсутствуют Наличие над ними вышестоящих государственных органов Всегда имеются
Являются носителями суверенитета, которым их наделяет народ непосредственно Природа Являются лишь носителями административной автономии
Конституция, ФКЗ Правовая основа статуса Текущие законы, акты органов исполнительной власти
Обычно - срок полномочий выборного органа Срок замещения должностей Должности замещаются на основе срочного или бессрочного контракта
Политический (они не входят в Реестр должностей ГС), на них служат обществу Характер государственных должностей в них Административный (входят в Реестр должностей ГС), наниматель здесь - государство
Политическая Ответственность Политическая и другие виды ответственности

СООТНОШЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ВЛАСТЕЙ

Политический власть имеет верховенство над административной, а административная власть занимает подчиненное положение по отношению к политической, а поэтому их можно рассматривать в качестве иерархических уровней системы государственной власти.

2. Административная власть обладает по отношению к политической определённой самостоятельностью, которая выражается в наличии у неё собственной компетенции, установленной законом.

Взаимосвязь между политической и административной властями имеет двусторонний характер. То есть, административная власть не просто исполняет политические решения, но и оказывает всевозможную поддержку политическим органам (информационно-аналитическую, интеллектуально-экспертную, консалтинговую и др.).

Для исключения подмены политической власти административной и подчинения политических органов административным структурам, полно-мочия последних должны быть тщательно урегулированы правом и контро-лироваться как политическими органами, так и обществом.

Политические органы не должны вмешиваться в исполнительно-распорядительную деятельность административных структур.

11. Общегосударственный и региональный уровни управления: понятие, соотношение, причины и принципы регионализации государственного управления.

Понятие общегосударственного управления

Общегосударственное управление осуществляется на всей территории государства.

Общегосударственное управление осуществляется высшими и центральными органами государства. Их полномочия распространяются на всю территорию страны, они почти всегда расположены в столице государства. К числу высших органов государства относятся: глава государств: монарх, президент (в единичных странах — коллегиальный глава), парламент, правительство (совет, кабинет министров), верховный суд, конституционный суд (совет), в некоторых странах — высший административный суд, высший хозяйственный суд, высший арбитражный суд.

Центральные органы государства это, как правило, отраслевые органы — министерства и ведомства. В федеративных государствах - это только федеральные министерства и ведомства.

Общегосударственный характер управления, осуществляемого высшими и центральными органами государства, находит свое выражение в порядке их формирования, территориальной и предметной сферах деятельности, в порядке подчиненности и ответственности, формах и методах деятельности. Высшие органы государства формируются либо непосредственно гражданами государства, либо другими высшими органами.

В России половина членов Совета Федерации («верхней» палаты) назначается губернаторами (главами администраций субъектов Федерации), а половина избирается их законодательными органами. Как правило, в современных условиях «верхняя» палата имеет меньше полномочий по сравнению с «нижней».

Главы государства — президенты республик также во многих странах избираются прямыми выборами (в том числе в России). В США применяются косвенные выборы (сначала избираются выборщики, которые голосуют за президента), в ряде стран президенты избираются парламентами (Венгрия, Чехия и др.)

Правительства формируются парламентами, с их участием (в России премьер-министра президент назначает с согласия Государственной Думы) или назначаются президентами (министры в США, премьер-министр и министры в Египте).

Остальные высшие и центральные органы назначаются либо одной из палат парламента (Конституционный Суд в России — Советом Федерации по представлению Президента РФ), либо по частям обеими палатами парламента (Счетная палата в России), либо по частям обеими палатами и главой государства (Центральная избирательная комиссия в России).

Региональный уровень управления (штатов, земель, провинций, республик). В федеральных государствах преобладающая доля задач административного управления приходится именно на этот уровень. Здесь реализуется как большинство федеральных законов, так и собственное право. При осуществлении федеральных законов, как правило, различают два уровня:

• управление по поручению федерации (например, при строительстве автомагистралей, эксплуатации ядерных установок и выдаче разрешений на нее), при этом административные органы региона подвергаются как правовому, так и специальному надзору, и подчиняются распоряжениям федерального правительства;

• осуществление федерального права под собственную ответственность, при этом административные органы региона подвергаются только правовому надзору. Федеральное правительство может отдавать им распоряжения лишь с одобрения представительных органов региона

В самом общем виде региональное управление - это регулирование поведения управляемого объекта (государственного и негосударственного) региональными органами, организациями, должностными лицами в целях, определяемых государством и регионом, направление деятельности объекта путем применения самых различных средств: экономических, административных, идеологических, правовых и не правовых, путем стимулирования, требований, запретов и т. д.

Важнейшей материальной базой регионального управления являются ресурсы управления: наличие соответствующих органов управления; наличие кадров; финансовые возможности; укомплектованность управленческой техникой и др.

Необходимость интеграции информационной, аналитической, экспертной, прогнозной составляющей работы всех служб и структур региональных органов управления и координация их деятельности очевидны с точки зрения управляемости и ресурсной обеспеченности. Столь же очевидны и логически обоснованы принципы построения децентрализованной региональной информационно-телекоммуникационной системы. Формирование региональной информационно-аналитической системы, имеющей распределенные источники информации, распределенных пользователей и распределенные компоненты - локальные банки данных, является основной задачей в концепциях информатизации и совершенствования систем регионального управления практически всех регионов страны.

12. Государственное и муниципальное управление: сравнительная характеристика, соотношение и формы взаимодействия.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ - практическое, организующее и регулирующее воздейст-вие государства (в лице его органов и должностных лиц) на общественную (публичную) и частную жизнедеятель-ность людей в целях её упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу госу-дарства.

Сущностью ГУ является удовлетворение потреб-ностей и интересов управляемого общества путём сохранения суверенитета, целостности и безопасности соответствующей страны и упорядочения повседневной жизни проживающих в ней людей.

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ:

Наши рекомендации