Сравнение политических и административнывных органов
Политические органы | Критерии сравнения | Административные органы |
Формируются по политическим процедурам | Порядок формирования | Формируются в административном порядке |
Политические критерии | Критерии отбора должностных лиц | Профессионализм, квалификация, компетентность, опыт |
Отсутствуют | Наличие над ними вышестоящих государственных органов | Всегда имеются |
Являются носителями суверенитета, которым их наделяет народ непосредственно | Природа | Являются лишь носителями административной автономии |
Конституция, ФКЗ | Правовая основа статуса | Текущие законы, акты органов исполнительной власти |
Обычно - срок полномочий выборного органа | Срок замещения должностей | Должности замещаются на основе срочного или бессрочного контракта |
Политический (они не входят в Реестр должностей ГС), на них служат обществу | Характер государственных должностей в них | Административный (входят в Реестр должностей ГС), наниматель здесь - государство |
Политическая | Ответственность | Политическая и другие виды ответственности |
СООТНОШЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ВЛАСТЕЙ
Политический власть имеет верховенство над административной, а административная власть занимает подчиненное положение по отношению к политической, а поэтому их можно рассматривать в качестве иерархических уровней системы государственной власти.
2. Административная власть обладает по отношению к политической определённой самостоятельностью, которая выражается в наличии у неё собственной компетенции, установленной законом.
Взаимосвязь между политической и административной властями имеет двусторонний характер. То есть, административная власть не просто исполняет политические решения, но и оказывает всевозможную поддержку политическим органам (информационно-аналитическую, интеллектуально-экспертную, консалтинговую и др.).
Для исключения подмены политической власти административной и подчинения политических органов административным структурам, полно-мочия последних должны быть тщательно урегулированы правом и контро-лироваться как политическими органами, так и обществом.
Политические органы не должны вмешиваться в исполнительно-распорядительную деятельность административных структур.
11. Общегосударственный и региональный уровни управления: понятие, соотношение, причины и принципы регионализации государственного управления.
Понятие общегосударственного управления
Общегосударственное управление осуществляется на всей территории государства.
Общегосударственное управление осуществляется высшими и центральными органами государства. Их полномочия распространяются на всю территорию страны, они почти всегда расположены в столице государства. К числу высших органов государства относятся: глава государств: монарх, президент (в единичных странах — коллегиальный глава), парламент, правительство (совет, кабинет министров), верховный суд, конституционный суд (совет), в некоторых странах — высший административный суд, высший хозяйственный суд, высший арбитражный суд.
Центральные органы государства это, как правило, отраслевые органы — министерства и ведомства. В федеративных государствах - это только федеральные министерства и ведомства.
Общегосударственный характер управления, осуществляемого высшими и центральными органами государства, находит свое выражение в порядке их формирования, территориальной и предметной сферах деятельности, в порядке подчиненности и ответственности, формах и методах деятельности. Высшие органы государства формируются либо непосредственно гражданами государства, либо другими высшими органами.
В России половина членов Совета Федерации («верхней» палаты) назначается губернаторами (главами администраций субъектов Федерации), а половина избирается их законодательными органами. Как правило, в современных условиях «верхняя» палата имеет меньше полномочий по сравнению с «нижней».
Главы государства — президенты республик также во многих странах избираются прямыми выборами (в том числе в России). В США применяются косвенные выборы (сначала избираются выборщики, которые голосуют за президента), в ряде стран президенты избираются парламентами (Венгрия, Чехия и др.)
Правительства формируются парламентами, с их участием (в России премьер-министра президент назначает с согласия Государственной Думы) или назначаются президентами (министры в США, премьер-министр и министры в Египте).
Остальные высшие и центральные органы назначаются либо одной из палат парламента (Конституционный Суд в России — Советом Федерации по представлению Президента РФ), либо по частям обеими палатами парламента (Счетная палата в России), либо по частям обеими палатами и главой государства (Центральная избирательная комиссия в России).
Региональный уровень управления (штатов, земель, провинций, республик). В федеральных государствах преобладающая доля задач административного управления приходится именно на этот уровень. Здесь реализуется как большинство федеральных законов, так и собственное право. При осуществлении федеральных законов, как правило, различают два уровня:
• управление по поручению федерации (например, при строительстве автомагистралей, эксплуатации ядерных установок и выдаче разрешений на нее), при этом административные органы региона подвергаются как правовому, так и специальному надзору, и подчиняются распоряжениям федерального правительства;
• осуществление федерального права под собственную ответственность, при этом административные органы региона подвергаются только правовому надзору. Федеральное правительство может отдавать им распоряжения лишь с одобрения представительных органов региона
В самом общем виде региональное управление - это регулирование поведения управляемого объекта (государственного и негосударственного) региональными органами, организациями, должностными лицами в целях, определяемых государством и регионом, направление деятельности объекта путем применения самых различных средств: экономических, административных, идеологических, правовых и не правовых, путем стимулирования, требований, запретов и т. д.
Важнейшей материальной базой регионального управления являются ресурсы управления: наличие соответствующих органов управления; наличие кадров; финансовые возможности; укомплектованность управленческой техникой и др.
Необходимость интеграции информационной, аналитической, экспертной, прогнозной составляющей работы всех служб и структур региональных органов управления и координация их деятельности очевидны с точки зрения управляемости и ресурсной обеспеченности. Столь же очевидны и логически обоснованы принципы построения децентрализованной региональной информационно-телекоммуникационной системы. Формирование региональной информационно-аналитической системы, имеющей распределенные источники информации, распределенных пользователей и распределенные компоненты - локальные банки данных, является основной задачей в концепциях информатизации и совершенствования систем регионального управления практически всех регионов страны.
12. Государственное и муниципальное управление: сравнительная характеристика, соотношение и формы взаимодействия.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ - практическое, организующее и регулирующее воздейст-вие государства (в лице его органов и должностных лиц) на общественную (публичную) и частную жизнедеятель-ность людей в целях её упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу госу-дарства.
Сущностью ГУ является удовлетворение потреб-ностей и интересов управляемого общества путём сохранения суверенитета, целостности и безопасности соответствующей страны и упорядочения повседневной жизни проживающих в ней людей.
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: