Привилей от 20 февраля 1387 года

ПРИНЯТИЯ ОБЩЕЗЕМСКИХ ПРИВИЛЕЕВ

Привилей от 20 февраля 1387 года.

В 80-е годы XIV века новый великий князь Ягайло проводил тради­ционную для Великого княжества Литовского политику. На его действия накладывала свой отпечаток своеобразная политическая ситуация, создав­шаяся во взаимоотношениях между представителями правившей династии Гедеминовичей-Ольгердовичей, с одной стороны, и местных (более древ­них династий), с другой. К этому добавлялась крайне тяжелая и неблаго­приятная для государства внешнеполитическая обстановка. В своей дея­тельности Ягайло вынужден был считаться с геополитическими претен­зиями Короны Польской, Ордена, Московского княжества, татарских ха­нов и государств Западной Европы.

В первой половине 80-х годов были созданы условия для политиче­ского объединения Польши и ВКЛ. Корона шла на союз охотно. Большие разногласия вызывал вопрос об унии у литовской стороны. К 1385 году в княжестве фактически не был решен вопрос о власти, и стояла проблема сохранения территориальной целостности государства. Корректно будет указать на три политические силы, боровшиеся в этот период времени за власть в ВКЛ: Витовт. Андрей Полоцкий и Ягайло. Разрешить кипящее противоречия могла та сторона, которая заручится более надежным и мо­гущественным внешним союзником. После своей неудачной попытки сблизиться с Москвой Ягайло сделал ставку на Польшу. В то же время, его политические противники внутри княжества опирались на Орден или ве­ликого князя московского.

Решившись на союз с западным соседним государством, великий ли­товский князь шел на то, что бы перенять и культурные ценности Польши. Они могли быть использованы им и в политических целях по укреплению своей личной власти в ВКЛ. Одним из основных достижений польской правовой мысли к XIV веку было издание общеземских привилеев коро­лями Польши.

Этому же принципу последовал и Ягайло в 1387 году. Он издал три привилея - 20 и 22 февраля, а также грамоту от 3 марта.

Внутренние противоречия с восточными православными князьями (Андреем Полоцким, Дмитрием Брянским и Дмитрием Волынским), по нашему мнению, не позволили князю уравнять в дававшихся грамотами правах православных и католиков. Зато наделение особыми привилегиями Витовта могло способствовать временному союзу с ним и борьбе против сближения восточных земель - Полоцка и Витебска - с Москвой. С другой стороны, православная сторона, с изданием привилея, практически не те­ряла ни одно из своих старинных прав. Она просто не получала новых. Это вело не к бесправию ортодоксальных христиан, а к тому, что они не полу­чали опасных, с точки зрения целостности государства, политических, имущественных и судебных прав. Кроме этого Ягайла смог привлечь на свою сторону католические силы ВКЛ и Польши для борьбы с восточным сепаратизмом и для продол­жения гражданской войны в княжестве.

Грамота от 20 февраля, с текстом которой студенты могут познако­миться в приложениях, давала феодалам католического вероисповедания следующие привилегии:

1. Возможность свободно распоряжаться недвижимой собственностью.

2. Право свободно выдавать замуж своих вдов, внучек и родственниц.

3. Феодалы-католики освобождались от всех государственных повинно­стей, кроме замковой и военной.

В грамоте была зафиксирована попытка упорядочить вопросы на­следственного права и судопроизводства. Так вся территория княжества, в соответствии с текстом грамоты, делится на административные единицы - каштелянии, поветы и области со своим собственным судебным аппаратом каждая. Наблюдается попытка сократить штат судебных чиновников до одного судьи и юстициария на одну административно-территориальную единицу. Здесь, как мы видим, центральная власть не расширяла. А наобо­рот сокращала права католиков на местах. Делалось это путем сокращения количества судов, действовавших в различных частях княжества.

В разделе грамоты, касающемся наследственных прав женщин мож­но проследить стремление власти обеспечить землей и имуществом детей умершего, как будущих слуг государства, наследством и попытку сохране­ния земельных владений в руках старых родов государства. Получалось, что вдова после смерти мужа не могла передать его земли во владение но­вой семьи, если она решит выйти замуж вторично. Имения не могли пе­рейти под власть иностранцев или служить цели укрупнения и увеличения богатства нового рода. Из этого можно сделать вывод, что великий князь стремился письменно закрепить свое исключительное право на пожалова­ние новых земель отличившимся перед ним подданным.

Привилей 1413 года.

Как известно, после победы под Грюнвальдом, Витовт постарался в очередной раз разорвать отношения с Польшей и Ягайло. Поэтому поль­ский король был вынужден начать новые переговоры о восстановлении унии Короны и ВКЛ. В 1413 году в замке Городле над Бугом состоялся съезд польских феодалов и, вероятно, 47 феодалов-католиков княжества. Польская сторона подарила на этом съезде новые права и свои гербы като­ликам ВКЛ.

Витовт пошел на заключение этого союза по той причине, что ока­зался в том же положении, что и Ягайло в 1387 году. Его централизаторская политика встречала сопротивление в отдельных землях ВКЛ. Для поддержания огромного государства, которым постепенно становилось княжество, нужен был мир с соседними государствами. Войны, которые князь вел в конце XIV века и в начале XV подрывали экономическую мощь государства. Нужно было заниматься восстановлением хозяйственных свя­зей, с одной стороны, и освоением новых, присоединенных территорий, с другой. Кроме этого, отказ от унии мог привести к тому, что ВКЛ получило бы на своих западных границах открыто враждебное государство.

В соответствии с текстом грамоты от 2 октября 1413 года все феода­лы-католики получали право участвовать в выборах великого князя, могли избираться в сейм и иметь официальные гербы. Фиксировалась относи­тельная свобода от католических церквей от светской власти.

В отличие от привилея 1387 года указывалось, что права подданных по распоряжению своим имуществом ограничиваются со стороны короля. Именно он накладывал свое разрешение на все виды разрешенных опера­ций с имуществом феодалов. Последние должны были декларировать свои операции с собственностью лично перед князем или его чиновниками. Этим обеспечивался контроль за земельными сделками со стороны госу­дарства.

Особо следует отметить тот факт, что через всю грамоту проходит мысль об унификации правовых норм ВКЛ и Польши. При этом происхо­дило перенятие норм, действовавших в Короне.

Привилей 1434 года.

С заключением Городельской унии удалось оттянуть войну между ВКЛ и Польшей. Однако после смерти Витовта княжеский престол занял Свидригайло Ольгердович. Он повел открыто враждебную по отношению к Короне политику. После 1430 года начались военные действия между двумя государствами. В 1432-1434 гг. отношения их немного наладились. Однако противоречия не были решены полностью. Польша не смогла ин­корпорировать ВКЛ в свой состав, а княжество не получило самостоятель­ности и внутреннего единства. Со смертью Ягайло в 1434 году уния двух государств была полностью прекращена.

Как ставленник восточных частей княжества, Свидригайло должен был выступать с идеями защиты их прав и расширения привилегий. В сво­ей деятельности до 1430 года он опирался на поддержку Москвы, был ей обязан и не мог не учитывать ее стремлений. Высшие должности в госу­дарстве теперь стали занимать православные феодалы, что создавало угро­зу для прокатолических и католических кругов в обеих державах. Польша не могла напрямую отвергнуть те преобразования, которые были им сде­ланы ранее.

После неудачного покушения на нового великого князя в 1432 году на престол был посажен брат Витовта - Жигимонт. Его кандидатура была выгодна Короне по той причине, что при своем брате он не занимал больших должностей, считался правителем небольшого городка Стародуба, и его можно было использовать как игрушку в руках Ягайло. Это привело к расколу государства на управляемое Жгимонтом Великое княжество Ли­товское и Великое княжество Русское, управлявшееся Свидригайло.

Для того, чтобы лишить своего противника основных сил (военных и политических) в лице православного населения, Ягайло пошел на уравне­ние в правах католиков и православных в ВКЛ. По этому поводу были из­даны привилей 1432 и 1434 гг.

Наши рекомендации