Форма государственного правления: понятие, виды
Форма правления — порядок (способ), принцип формирования высших органов государственной власти, взаимоотношение между ними, распределение властных полномочий.
Заметим, что в качестве высших формоопределяюших органов государства рассматривают следующие: главу государства (президент или монарх), высшие представительные законодательные органы государства, правительство (как коллегиальный орган исполнительно-распорядительной власти) и высшие судебные учреждения.
Следовательно, уяснение особенностей формы правления позволяет понять, как устроена, организована система высших органов государственной власти в обществе.
Форму государственного правления определяют:
порядок образования верховных государственных органов;
строение высших органов государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия);
характер взаимоотношений органов высшей государственной власти с населением;
степень участия населения в формировании этих органов и влияния на принимаемые решения, т. е. порядок взаимодействия между властными органами и населением.
В современной литературе принято различать две разновидности формы правления — монархическую (монархию) и республиканскую (республику).
Монархия — форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит представителю правящей династии — монарху (королю, царю, шаху и т. п.). Монарх наследует государственную власть в определенном порядке, выступает единоличным главой государства.
Признаки монархической формы правления:
- существование единоличного носителя верховной государственной власти;
Я династическое наследование верховной власти;
- пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не предусматривают отстранения монарха от власти;
-отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия (например, по Воинскому уставу ПетраI государь «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»).
Монархия — весьма гибкая и жизнеспособная форма правления. Она возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме стала основной формой государственного правления. Монархическая форма правления не утратила своего значения и существует в ряде современных буржуазных государств (Англия, Испания и др.).
С точки зрения полноты власти монарха выделяют две разновидности монархий: абсолютную и конституционную.
Абсолютная (неограниченная) монархия — форма правления единодержавного характера: монарх единолично издает законы, руководит правительством, контролирует правосудие (Россия XVII— XVIII вв., абсолютные монархии эпохи феодализма; в современный период — Бруней). Основным признаком абсолютной монархии является неограниченная и не перед кем неподотчетная власть монарха. В таком государстве нет парламента — законодательного органа, избираемого населением; нет конституционных актов, ограничивающих власть монарха.
В настоящее время абсолютная монархия — редкая форма правления. Признается, что по всем показателям она существует в Омане, Брунее.
Абсолютной монархии присущ авторитарный режим, которому свойственны концентрация властных полномочий в руках одного лица, приказная система управления. Разновидность абсолютной монархии — теократическая монархия, т. е. форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть (Саудовская Аравия).
Конституционная (ограниченная) монархия — форма правления при которой власть монарха ограничена выборным органом парламентом - и особым правовым актом - конституцией. Здесь имеет место распределение полномочий верховной власти между единоличным органом — монархом и коллективным органом — парламентом. Конституционная монархия в настоящее время существует в Великобритании, Дании, Бельгии, Испании, Японии и других странах.
Конституционная монархия может быть дуалистической и парламентарной. Дуалистическая монархия характеризуется тем, что организация высших органов государственной власти носит двойственный характер: монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту. При этом монарх обладает правом роспуска парламента или его нижней палаты, может налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом. Акты монарха по юридической силе равны и даже выше законов парламента.
Дуалистическая монархия возникает в большинстве случаев на стыке двух исторических эпох — феодальной и буржуазной. В настоящее время таковыми признаются Марокко, Иордания, Кувейт и некоторые другие государства.
Парламентарная (конституционная) монархия отличается существенным ограничением власти монарха конституцией, другими законодательными актами, действующими представительными и иными органами. Очевидна особая значимость коллегиального органа законодательной (представительной) власти (парламента), коллегиального органа исполнительной власти (правительства) и системы судебных органов. Правительство формируется парламентом из лидеров партии большинства и ответственно перед парламентом. Если монарху и принадлежит право вето или право роспуска парламента, то фактически монарх данными полномочиями не пользуется.
Для парламентарной монархии характерны следующие черты:
-власть монарха ограничена в основных сферах государственной власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм;
-законодательная власть полностью принадлежит парламенту;
-исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом;
-правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах;
-главой правительства становится лидер партии, обладающей большим числом депутатских мест в парламенте;
- законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.
Более широкое распространение, в сравнении с монархией, имеет в современном мире республиканская форма правления.
Республика (лат. respublica; res — «дело», publicus — «общественный», «всенародный») как форма правления возникла в античном мире, известна Средневековью и эпохе Возрождения. Однако признание, распространение и закрепление она получила после свершившихся в ряде стран буржуазных революций.
республика — форма государственного правления, в максимальной степени обеспечивающая принцип народовластия и демократии
Признаки республиканской формы государственного правления: — представительный характер высших органов государственной власти — президента и парламента, осуществляющих свои властные полномочия от имени граждан государства;
— формирование высших органов государственной власти выборным путем и реализация ими властных полномочий в течение „„ определенных законодательством сроков; юридическая ответственность представителей государственной власти (в том числе и главы государства) за принимаемые решения;
— возможность досрочного прекращения властных полномочий представителей государственной власти. Основные виды республик: парламентская, президентская, смешанная (парламентско-президентская). Парламентская республика характеризуется тем, что в системе государственной власти ведущую роль играет законодательный орган, т. е. парламент. К ее признакам относятся следующие: — парламент — важнейший из органов государственной власти;
-правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте;
-правительство ответственно перед парламентом;
-фактическим руководителем государства является глава правительства — премьер-министр (как правило, лидер партии, победившей на выборах);
-в парламентских республиках предусмотрена должность президента, избираемого, как правило, парламентом, а не населением;
- президент наделен определенными властными полномочиями, но осуществлять их может, как правило, с согласия правительства,
К парламентским республикам в современном мире относятся Венгрия, Германия, Италия, Молдавия, Турция, Чехия, Эстония, Греция и др. К недостаткам парламентских республик относят нестабильность государственной политики и ее зависимость от расстановки сил в парламенте, смена правительства вследствие вотумов недоверия.
Президентская республика характеризуется сосредоточением наибольшего объема властных полномочий у главы государства — президента.
В президентской республике законодательная власть принадлежит высшему представительному органу, который издает законы, а исполнительная — правительству.
Президент является главой государства и главой правительства (исполнительной власти). Обычно он самостоятельно назначает министров и формирует правительство. Правительство (министры) ответственно за свою деятельность перед президентом, а не перед парламентом. Президент может самостоятельно смещать членов правительства.
Особенности президентской республики проявляются и в том что президент:
-избирается народом либо коллегией выборщиков и, следовательно, независим от парламента;
-обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства;
-имеет право законодательной инициативы, назначения референдума, право введения чрезвычайного положения;
-наделен полномочиями, позволяющими контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.);
-выполняя функции главы исполнительной власти, одновременно является арбитром между ветвями власти, символом ее единства;
-по должности является главнокомандующим вооруженными силами;
-издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты (указы, декреты и т. п.), которые занимают важное место в системе законодательства страны.
Президентская республика — распространенная форма правления. Это многие государства Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Мексика), Азии (Филиппины и др.). Типичный пример президентской республики — США. Недостатком президентских республик считается тенденция к усилению президентской власти, снижению роли парламента.
Смешанная (парламентско-президентская) форма правления отличается определенным сочетанием полномочий президента и парламента. К ее основным признакам относятся:
-в стране одновременно имеется «сильный» парламент и «сильный» президент;
-президент избирается в результате всенародного голосования имеет широкие полномочия, однако не является главой правительства;
-наряду с президентом предусмотрена должность премьер-министра, также наделенного широкими полномочиями;
-и президент, и парламент участвуют в формировании правительства;
-правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка).
Примерами парламентом президентских (смешанных) республик являются Франция, Украина. По мнению отдельных ученых- юристовf к числу полупрезидентских республик относится и современная Россия.
В подтверждение этого вывода называются следующие отличительные черты формы правления в современной России, позволяющие характеризовать ее как смешанную ( палупрезилентскую);
— Президент РФ избирается всеобщим голосован л ем, что дает возможность ему иметь определенную свободу действии по отношению к парламенту. позволяет быть во многом независимым от Н^Ш парламента;
— сильная президентская власть, в частности, проявляемая в том, что глава государства самостоятельно формирует правительство. утверждает структуру правительства и т. д. Вместе с тем премьер-министра он назначает с согласия парламента;
-глава государства не относится ни к одной ветви государ. ственной власти;
-наличие парламента — высшего законодательного (представительного) органа государственной власти;
-наличие правительства как высшего органа исполнительной власти;
-возможность отставки правительства парламентом;
-возможность роспуска президентом нижней палаты парламента;
-Президент РФ действует независимо от правительства и парламента;
-парламент может объявить импичмент президенту, т. е. поставить вопрос об отстранении президента от должности.
Вместе с тем существенно то, что президент — выборный глава российского государства в стране с республиканской формой правления.