Форма государственного правления: понятие, виды

Форма правления — порядок (способ), принцип формирования высших органов государственной власти, взаимоотношение между ними, распределение властных полномочий.

Заметим, что в качестве высших формоопределяюших органов государства рассматривают следующие: главу государства (прези­дент или монарх), высшие представительные законодательные органы государства, правительство (как коллегиальный орган исполнительно-распорядительной власти) и высшие судебные учреждения.

Следовательно, уяснение особенностей формы правления по­зволяет понять, как устроена, организована система высших орга­нов государственной власти в обществе.

Форму государственного правления определяют:

порядок образования верховных государственных органов;

строение высших органов государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия);

характер взаимоотношений органов высшей государственной власти с населением;

степень участия населения в формировании этих органов и влияния на принимаемые решения, т. е. порядок взаимодействия между властными органами и населением.

В современной литературе принято различать две разновидно­сти формы правления — монархическую (монархию) и республи­канскую (республику).

Монархия — форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит представителю правящей династии — монарху (королю, царю, шаху и т. п.). Монарх наследу­ет государственную власть в определенном порядке, выступает еди­ноличным главой государства.

Признаки монархической формы правления:

- существование единоличного носителя верховной государ­ственной власти;

Я династическое наследование верховной власти;

- пожизненная принадлежность власти монарху: законы мо­нархии не предусматривают отстранения монарха от власти;

-отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия (например, по Воинскому уставу ПетраI государь «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»).

Монархия — весьма гибкая и жизнеспособная форма правле­ния. Она возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме стала основной формой государственного правления. Монархическая форма правления не утратила своего значения и существует в ряде современных буржуазных государств (Англия, Испания и др.).

С точки зрения полноты власти монарха выделяют две разновид­ности монархий: абсолютную и конституционную.

Абсолютная (неограниченная) монархия — форма правления еди­нодержавного характера: монарх единолично издает законы, руко­водит правительством, контролирует правосудие (Россия XVII— XVIII вв., абсолютные монархии эпохи феодализма; в современный период — Бруней). Основным признаком абсолютной монархии является неограниченная и не перед кем неподотчетная власть монарха. В таком государстве нет парламента — законодательного органа, избираемого населением; нет конституционных актов, ограничивающих власть монарха.

В настоящее время абсолютная монархия — редкая форма прав­ления. Признается, что по всем показателям она существует в Омане, Брунее.

Абсолютной монархии присущ авторитарный режим, которому свойственны концентрация властных полномочий в руках одного лица, приказная система управления. Разновидность абсолютной монархии — теократическая монархия, т. е. форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть (Саудовская Аравия).

Конституционная (ограниченная) монархия — форма правления при которой власть монарха ограничена выборным органом пар­ламентом - и особым правовым актом - конституцией. Здесь имеет место распределение полномочий верховной власти между единоличным органом — монархом и коллективным органом — парламентом. Конституционная монархия в настоящее время суще­ствует в Великобритании, Дании, Бельгии, Испании, Японии и дру­гих странах.

Конституционная монархия может быть дуалистической и пар­ламентарной. Дуалистическая монархия характеризуется тем, что организация высших органов государственной власти носит двой­ственный характер: монарх сосредоточивает в своих руках исполни­тельную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту. При этом монарх обладает правом роспуска парламента или его нижней пала­ты, может налагать абсолютное вето на законы, принятые парла­ментом. Акты монарха по юридической силе равны и даже выше законов парламента.

Дуалистическая монархия возникает в большинстве случаев на стыке двух исторических эпох — феодальной и буржуазной. В настоящее время таковыми признаются Марокко, Иордания, Кувейт и некоторые другие государства.

Парламентарная (конституционная) монархия отличается суще­ственным ограничением власти монарха конституцией, другими законодательными актами, действующими представительными и иными органами. Очевидна особая значимость коллегиального органа законодательной (представительной) власти (парламента), коллегиального органа исполнительной власти (правительства) и системы судебных органов. Правительство формируется парламен­том из лидеров партии большинства и ответственно перед парла­ментом. Если монарху и принадлежит право вето или право рос­пуска парламента, то фактически монарх данными полномочиями не пользуется.

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

-власть монарха ограничена в основных сферах государствен­ной власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм;

-законодательная власть полностью принадлежит парламенту;

-исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парла­ментом, а не монархом;

-правительство формируется из представителей партии, по­бедившей на выборах;

-главой правительства становится лидер партии, обладающей большим числом депутатских мест в парламенте;

- законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.

Более широкое распространение, в сравнении с монархией, имеет в современном мире республиканская форма правления.

Республика (лат. respublica; res — «дело», publicus — «обществен­ный», «всенародный») как форма правления возникла в античном мире, известна Средневековью и эпохе Возрождения. Однако при­знание, распространение и закрепление она получила после свер­шившихся в ряде стран буржуазных революций.

республика — форма государствен­ного правления, в максимальной степени обеспечивающая принцип народовластия и демократии

Признаки республиканской формы государственного правления: — представительный характер высших органов государственной власти — президента и парламента, осуществляющих свои властные полномочия от имени граждан государства;

— формирование высших органов государственной власти выборным путем и реализация ими властных полномочий в течение „„ определенных законодательством сроков; юридическая ответственность представителей государственной власти (в том числе и главы государства) за принимаемые решения;

— возможность досрочного прекращения властных полномочий представителей государственной власти. Основные виды республик: парламентская, президентская, смешанная (парламентско-президентская). Парламентская республика характеризуется тем, что в системе государственной власти ведущую роль играет законодательный орган, т. е. парламент. К ее признакам относятся следующие: — парламент — важнейший из органов государственной власти;

-правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте;

-правительство ответственно перед парламентом;

-фактическим руководителем государства является глава пра­вительства — премьер-министр (как правило, лидер партии, победившей на выборах);

-в парламентских республиках предусмотрена должность пре­зидента, избираемого, как правило, парламентом, а не населением;

- президент наделен определенными властными полномочиями, но осуществлять их может, как правило, с согласия правительства,

К парламентским республикам в современном мире относятся Венгрия, Германия, Италия, Молдавия, Турция, Чехия, Эстония, Греция и др. К недостаткам парламентских республик относят нестабильность государственной политики и ее зависимость от расстановки сил в парламенте, смена правительства вследствие вотумов недоверия.

Президентская республика характеризуется сосредоточением наибольшего объема властных полномочий у главы государства — президента.

В президентской республике законодательная власть принадле­жит высшему представительному органу, который издает законы, а исполнительная — правительству.

Президент является главой государства и главой правительства (исполнительной власти). Обычно он самостоятельно назначает министров и формирует правительство. Правительство (министры) ответственно за свою деятельность перед президентом, а не перед парламентом. Президент может самостоятельно смещать членов правительства.

Особенности президентской республики проявляются и в том что президент:

-избирается народом либо коллегией выборщиков и, следова­тельно, независим от парламента;

-обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства;

-имеет право законодательной инициативы, назначения рефе­рендума, право введения чрезвычайного положения;

-наделен полномочиями, позволяющими контролировать дея­тельность высшего законодательного органа (право роспуска парла­мента, право вето и др.);

-выполняя функции главы исполнительной власти, одновре­менно является арбитром между ветвями власти, символом ее един­ства;

-по должности является главнокомандующим вооруженными силами;

-издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты (указы, декреты и т. п.), которые занимают важное место в системе законодательства страны.

Президентская республика — распространенная форма правле­ния. Это многие государства Латинской Америки (Аргентина, Бра­зилия, Мексика), Азии (Филиппины и др.). Типичный пример пре­зидентской республики — США. Недостатком президентских рес­публик считается тенденция к усилению президентской власти, снижению роли парламента.

Смешанная (парламентско-президентская) форма правления отличается определенным сочетанием полномочий президента и парламента. К ее основным признакам относятся:

-в стране одновременно имеется «сильный» парламент и «сильный» президент;

-президент избирается в результате всенародного голосования имеет широкие полномочия, однако не является главой правительства;

-наряду с президентом предусмотрена должность премьер-ми­нистра, также наделенного широкими полномочиями;

-и президент, и парламент участвуют в формировании прави­тельства;

-правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка).

Примерами парламентом президентских (смешанных) респуб­лик являются Франция, Украина. По мнению отдельных ученых- юристовf к числу полупрезидентских республик относится и совре­менная Россия.

В подтверждение этого вывода называются следующие отличительные черты формы правления в современной России, позволяющие характеризовать ее как смешанную ( палупрезилентскую);

— Президент РФ избирается всеобщим голосован л ем, что дает возможность ему иметь определенную свободу действии по отношению к парламенту. позволяет быть во многом независимым от Н^Ш парламента;

— сильная президентская власть, в частности, проявляемая в том, что глава государства самостоятельно формирует правительство. утверждает структуру правительства и т. д. Вместе с тем премьер-ми­нистра он назначает с согласия парламента;

-глава государства не относится ни к одной ветви государ. ственной власти;

-наличие парламента — высшего законодательного (предста­вительного) органа государственной власти;

-наличие правительства как высшего органа исполнительной власти;

-возможность отставки правительства парламентом;

-возможность роспуска президентом нижней палаты парла­мента;

-Президент РФ действует независимо от правительства и пар­ламента;

-парламент может объявить импичмент президенту, т. е. поста­вить вопрос об отстранении президента от должности.

Вместе с тем существенно то, что президент — выборный глава российского государства в стране с республиканской формой прав­ления.

Наши рекомендации