Вопрос Восстания в Уральской и Тургайской областях, на Мангышлаке
В декабре 1868г. Антиколониальное восстание в Тургайской и Уральской областях, длилось по ноябрь 1869г. Восстание возглавили Сеил Туркебаев и Беркин Оспанов, контролировавшие территорию по реке Эмба. Были посланы карательные силы для подавления восстания. 6 мая 1868г.около урочища Жамансай повстанцы атаковали отряд фон Штемпеля из 200 всадников и роты пехоты. С марта по июнь 1869г. на аулы султанов, биев, волостных управителей и аульных старшин было совершено 41 нападение с участием примерно трех тысяч человек. Напуганные размахом восстания, царские власти потребовали решительных действий по его подавлению. Карательную экспедицию возглавил Н.А. Веревкин. Восстание было подавлено. Основную массу восставших составляли бедные казахи, шаруа. Участвовали практически все слои общества во главе с родовыми правителями.
В марте 1870г. началось восстание на полуострове Мангышлак. Поводом послужили угрозы силой заставить, кочевавших здесь казахов племени адай, принять «Временные положения» и попытки запретить пользоваться традиционными летними кочевьями в долине Эмбы. Восстание возглавили Досан Тажиев и Иса Тленбаев. 20 марта 1870 восставшие разгромили отряд пристава Рукина. Весть о разгроме послужила сигналом к освободительному движению. Повстанцев поддержали рыбаки. Количество восставших достигло 10 тыс. человек. Атаковали форпосты, организована своеобразная флотилия. 9 апреля с Кавказа в форт прибыли войска под командованием графа Кутаисова. Восстание подавлено. Руководители восстания И. Тленбаев и Д. Тажиев, преследуемые карателями, в декабре 1870г. ушли со своими сторонниками в пределы Хивинского ханства.
64 вопрос Культурные преобразования в Казахстане в 20–30-е гг. XX в.
В области культуры главной задачей ставилось воспитание нового общества, необходимого для нового государственного и партийного аппарата, также отход от традиционного образа жизни и воспитание атеизма.
26 декабря 1919г. был подписан декрет Совнаркома о ликвидации безграмотности. 27 августа 1930- введено всеобщее обязательное начальное образование. Созданы первые учебники на казахском языке, их авторами стали Аймаутов, Байтурсынов, Сейфулин, Букейханов, Дулатов, Сатпаев. Серьезный урон был нанесен языку при переводе казахского алфавита в 1928г. с арабской графики на латинскую. Открывались школы, педагогические техникумы, 1928г. открыт Казгу им. Абая, 1930г.- Казахский сельскохозяйственный институт,
В 1926г. первый национальный каз. Театр, первая пьеса «Енлик-Кебек», в 1934г. –театр оперы и балета имени Абая. Первая Казахская Опера Брусиловского-«Айман-Шолпан» . 1934г. появился оркестр имени Курмангазы. 1936г филармония имени Курмангазы. В 1934г. была впервые в Казахстане открыта первая студия художественных фильмов. В 1938г. был снят Ленфильмом первый казахский звуковой фильм- Амангельды. Затаевич собрал сборник «1000 песен казахского народа», «500 песен и кюев казахского народа». К 1940 году ликвидация неграмотности трудоспособного населения среди казахов в основном была завершена. Но были и отрицательные стороны в развитии образования и культуры, начались преследования видных государственных и общественных деятелей Казахстана под лозунгом национал-уклонизма и групповой борьбы. В 1928г. бывших деятелей «Алаш орды объявили буржуазными националистами». В Казахстане были созданы лагеря: Дальний, Степной, КарЛаг(1930г.), Алжир, куда отправляли репрессированных. Наиболее знаменательными событиями стали- перенос столицы Казахстана в 1929г. из Кзыл-Орды, в Алмату и преобразование КАССР в Казахскую Советскую Социалистическую Республику.
Билет. (15,40,65)
15 вопрос Ахмет Ясави. Аль-Фараби.
Ахмет Ясави, средневековье. Глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, поэт. Дата смерти 1166. Наставник жителей Туркестана – титул. Родился в Сайраме. Наставник – Арыстан Баб. Широкая известность Ясави на территории Мафераннахра, поволожья, Анатолии, Азербайджана. Основал тюркское мусульманское браство йасавийа. Знаток исламских наук, арабской и персидской литературы. Произведение «Диван-и-хикмет» - книга мудрости написано на кыпчакском диалекте тюркского языка. Предположительно дальний потомок пророка Мухаммеда. Соединил религиозную идеологию ислама с массовым сознанием тюркских народов, тенгриано-шаманистскими представлениями. В честь него построен мавзолей в Туркестане по указу эмира Тимура.
Аль-фараби. знаменитый персидский философ и один из крупнейших представителей восточной философии. Cчитается, что Фараби родился в местности Фараб, Продолжать образование философ отправился в Багдад, крупный культурный центр Арабского халифата. приступил к изучению различных отраслей науки и языков. медицину, логику и греческий язык. В 941 году Фараби перебирается в Дамаск, где проводит оставшуюся часть жизни, занимаясь научной работой. Существуют две версии смерти Фараби. Согласно первой версии, он умер естественной смертью в Дамаске, согласно второй — убит грабителями при поездке в Аскалан Идеи Фараби о бытии близки идеям аристотелизма и неоплатонизма. Согласно его учению, всё сущее распределено по шести ступеням-началам, связанным отношениями причины и следствия. Ряд социально-этических трактатов аль-Фараби посвящен учению об общественной жизни («Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Книга о достижении счастья») Большая книга музыки.
40 вопросЧ. Ч. Валиханов и его научное наследие
Родился в крепости Кушмурун, обучался в частной школе, окончил Сибирский кадетский корпус в городе Омск, где изучал не только армейские дисциплины, но и другие гуманитарные и точны науки. Вышел в звании корнета армейской кавалерии.
- в 1855 г. принимал участие в экспедиции от Омска до Заилийского Алатау, где закладывалось укрепление Верное. В этот период он собрал огромные материалы по истории, фольклору, обычаям казахского народа.
- Ему принадлежит знаменитое произведение «Манас» - киргизский эпос – огромный вклад в изучение устного народного творчества.
- Член Русского географического общества
- 1858-1859 гг. путешествие в Кашгар. Здесь им был собран исторический и этнографический материал. Обнаружил исторические источники, например «Тарих-и Рашиди», «Жизнеописание султана Сатук Богра-хана» и т.д.
- работал в Военно-учетном комитете Генерального штаба, а также в Азиатском департаменте.
-ему принадлежат богатые труды, которые являются научным наследием.
Его труды: «Аблай», «Киргизское родословие», «Записка о судебной реформе»,»О мусульманстве в степи».
- везде, где ему посчастливилось побывать, он всегда записывал, делал какие-то зарисовки, был человеком любознательным.
- научный вклад по истории, этнографии, литературе, социальному и экономическому развитию.
- работал с такими понятиями, как этногенез, социальная структура, национально-освободительная борьба, роль ислама.
Был знаком с Достоевским, Григорьевым, Бекетовым, Васильевым.
65 вопросКазахстан - арсенал фронта в годы Великой Отечественной войны
Во время ВОВ СССР потерял много территорий, поэтому здесь огромную роль сыграли природные запасы Казахстана. Война потребовала увеличения выпуска продукции черной и цветной металлургии, угольной и нефтяной промышленности, редких металлов. Началась перестройка экономики на военный лад. Т.е. во время ВОВ в Казахстане появляется лёгкая промышленность. Также Казахстан принимает предприятия (эвакуация предприятий в тыл). Это были 220 заводов и фабрик, цехов и артелей, в основном из Украины, Белоруссии, Молдавии, Москвы, Ленинграда. Основными районами размещения перебазированных предприятий были Алма-Ата, Уральск, Петропавловск, Чимкент, Семипалатинск. Караганда, Актюбинск. Всего в 1941-1945 годах в Казахстане было построено 460 предприятий, включая и эвакуированные. Сельские труженики Казахстана не только давали фронту хлеб, мясо, сырье, сохранив и увеличив посевные площади и поголовье скота, но и спасли эвакуированный скот из прифронтовой полосы. Также сюда эвакуировали и людей – тех, кто был нужен стране. Но основной массой эвакуированных являлись творческие люди (для поднятия духа людей). Образована ЦОКС (киностудия), которая в то время выпустила много фильмов. Также это были историки (для преподавания в ВУЗах). Народ отдавал деньги на оружие, на боеприпасы. Хаджи Мукан Монакпасов – цирковой борец, пожертвовал деньгами, на которые построил самолет.
Билет. (16,41,66)
16 вопрос Юсуф Баласагуни. Махмуд Кашгари.
Юсуф. Родился в Баласагуне в 1015016 г. Хорошее образование, знатная семья. Был министром при правителе восточной части гос-ва Караханидов. Поэма Кутадгу билик (наука быть счастливым) – философский трактат о мировоззренческих проблемах и месте человека в обществе и природе. Похоронен в мавзолее в городе Кашгар.
Махмуд Кашгари. Автор сочинений о языке, фольклоре, этнографии тюркских племен. Даты жизни и смерти – 1029-1101. Из высшей караханидской знати. Образование в Кашгаре и Бухаре. Книга Диван лугат ат-тюрк – словарь тюркских наречий. В ней представлены основные жанры тюркоязычного фольклора. Единственный источник информации о жизни тюрков в средние века.
41 вопросИ. Алтынсарин и его роль в развитии образования в Казахстане
Алтынсарин (1841 – 1889) - казахский просветитель, педагог и общественный деятель.
-воспитывался у деда, учился в казахской школе при Пограничной комиссии.
- является создателем первых начальных и средних учебных заведений. Были открыты женские, ремесленные, сельскохозяйственные училища.
- занимался этнографией, педагогикой, фольклористикой.
- ему принадлежит труд «Киргизская хрестоматия», «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку».
-публиковал статьи по этнографии.
- прогресс видел только в просвещении.