Международные стандарты в сфере доступа и использования информации
В современном понимании право на информацию (и его составляющая – право на доступ к информации) было сформулировано западными философами и политологами, которые объясняли его необходимость следующими обстоятельствами.
Вопервых, право на свободный̆ поиск, получение и распространение информации является составляющей̆ права на свободу выражения мнения – одного из основных неотъемлемых прав человека, согласно Всеобщей̆ декларации прав человека Организации Объединённых Наций и принятым после неё соответствующим международным соглашениям. Свобода выражения мнений являлась бы пустым словом без гарантии свободного по тока и обмена информацией̆ и идеями без вмешательства со стороны государственных властей̆ и независимо от государственных границ.
Вовторых, право на информацию вытекает из священного в любом демократическом государстве права на свободные выборы. Своё основное демократическое право граждане реализуют раз в дватри года путём голосования, после чего избранные представители народа управляют делами государства.
Право на информацию и свобода информационного обмена выступают главными гарантами реализации права граждан на участие в управлении общественными делами, принципа народовластия.
Третий посыл заключается в том, что подавляющая часть информации, к которой̆ требуется право на доступ, то есть информация, собранная и созданная различными государственными органами, начиная с органов регистрации рождения, брака, водительских прав и заканчивая национальными службами безопасности, – государственная.
Отправной̆ точкой̆ современного отношения к вопросам права на информацию повсеместно считается принятиеГенеральной Ассамблеей̆ Организации Объединённых Наций в 1946 г. резолюции No 591. В этом документе сказано, что «свобода информации является основным правом человека и представляет собой̆ критерий всех видов свободы, защите которых Объединённые Нации себя посвятили». Однако под свободой̆ информации в данной̆ и в последующих резолюциях высший̆ орган ООН понимал вовсе не обязанность государственных органов предоставлять информацию гражданам, но «право повсеместно и беспрепятственно передавать и опубликовывать информационные сведения» во имя мира и мирового прогресса, то есть свободу СМИ. Основным же принципом свободы информации с точки зрения названной̆ резолюции «является моральная обязанность стремиться к выявлению объективных фактов и к распространению информации без злостных намерений».
Итак, право на свободу информации связано со свободой̆ выражения мнения, которая издавна признаётся одним из важнейших прав человека. Свобода выражения мнения имеет основополагающее значение для функционирования демократии, является необходимым условием осуществления других прав и сама по себе представляет неотъемлемое слагаемое человеческого достоинства. Всеобщая декларация прав человека защищает это право в следующей̆ формулировке статьи: «Каждый̆ человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает... свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». Принятый̆ Генеральной̆ Ассамблеей̆ ООН Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) гарантирует право на получение информации в тексте статьи 19: «Каждый̆ человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору».
Права человека не должны оставаться декларативными. Статья 2 МПГПП возлагает на государства обязанность «принятия таких законодательных или других мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в настоящем Пакте». Это означает, что от органов власти требуется не только воздерживаться от на рушения прав, не только препятствовать третьим лицам нарушать их, но и принимать позитивные меры для обеспечения всеми уважения прав человека, в том числе права на свободу выражения мнения. Фактически органы власти призваны создавать условия, удовлетворяющие право на селения на информацию, условия его реализации.
В 1998 г. Генеральная Ассамблея ООН принялаДекларацию о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (Декларацию о защитниках прав человека). Статья 6этого международного акта особо отмечает право на доступ к информации о правах человека:
«Каждый человек, индивидуально и совместно с другими, имеет право:
а) знать, искать, добывать, получать и иметь в своем распоряжении информацию о всех правах человека и основных свободах, включая доступ к информации о том, каким образом обеспечиваются эти права и свободы во внутреннем законодательстве, в судебной̆ или административной̆ системах;
b) знать, как предусматривается в международных до говорах о правах человека и других применимых международных договорах, свободно публиковать, передавать или распространять среди других мнения, информацию и знания о всех правах человека и основных свободах...»
В Декларации о защитниках прав человека сказано, что подобного рода деятельность необходима для защиты и эффективного осуществления прав человека и основных свобод.
Первым международным актом о праве на доступ к информации из государственных источников стала Конвенция Совета Европы о доступе к официальным документам, которая была принята Комитетом министров Совета Европы 27 ноября 2008 г. и открыта для подписания 18 июня 2009 г. На сегодняшний̆ день Конвенцию подписали 10 государств, ратифицировали – три, в то время как для вступления этого акта в силу необходимо десять ратификаций.
В Конвенции Совета Европы о доступе к официальным документам (КОДОД) обоснованы причины предоставления доступа к официальным документам в странах этого региона, а именно:
• доступ обеспечивает источник информации населения;
• он содействует формированию у населения представления о состоянии общества и об органах власти;
• доступ также содействует укреплению морали, компетентности, эффективности и подотчётности органов власти, тем самым помогая укреплению их законности.
Конвенция устанавливает ограничения, которые, как и в случае с правами человека по Европейской̆ конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть записаны в праве, необходимы в демократическом обществе и пропорциональны целям защиты следующих интересов:
• национальной̆ безопасности, обороны и международных отношений;
• общественной̆ безопасности;
• предотвращения, расследования и наказания уголовных преступлений;
• дисциплинарных расследований;
• проверок, контрольных и надзорных действий̆ органов власти; тайны личной̆ жизни и иных частных интересов;
• коммерческих и иных экономических интересов;
• экономической̆, финансовой̆ и валютной политики государства;
• равенства сторон в судебном процессе и эффективного правосудия;
• окружающей̆ среды; либо обсуждений внутри органов власти или между ними по тем или иным вопросам.