Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе
В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет при решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач.
Традиционно функции государства подразделяют на внутренние и внешние по сферам реализации общезначимых целей.
Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.
Внешние функции - это основные направления его деятельности на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более взаимосвязанным.
Виды и содержание основных внутренних и внешних функций государства представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Основные внешние и внутренние функции государства
Внутренние функции государства | ||
Функция | Содержание | Пример |
Экономическая функция | Создание условий для эффективного функционирования экономической системы, ведения рыночного хозяйства | Установление налогов; создание правовых основ рынка; борьба с монополизмом; кредитная политика и др. |
Политическая функция | Осуществление гармонизации интересов различных социальных групп | Проведение референдумов, выборов; формирование парламента; защита конституционного строя |
Социальная функция | Обеспечение нормальных условий жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. | Установление МРОТ, пенсий, стипендий, пособий; выделение средств на здравоохранение, культурный отдых, просвещение и др. |
Правоохранительная функция | Обеспечение точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами | Разработка и принятие законов; борьба с правонарушениями |
Экологическая функция | Государственное управление и координация деятельности в области охраны природы | Экологический контроль и надзор, стимулирование введения безотходных технологий |
Внешние функции | ||
Функция обороны | Защита государства от внешней угрозы | Ведение оборонительных войн; деятельность контрразведки |
Дипломатическая функция | Поддержание приемлемых отношений со всеми странами | Участие в работе различных международных организаций, в военно-политических блоках и союзах и т.д. |
Поддержка мирового правопорядка | Сохранение мира на земле | Борьба с международным терроризмом; |
Внешнеэкономическая функция | Развитие взаимовыгодного сотрудничества государств | Координация товарооборота кредитно-финансовые связи |
1.2. Форма государства: понятие и элементы
Форма государства - совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.
Форма государства включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и государственный (политический) режим.
Элементный состав формы государства изображен на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Элементный состав формы государства
Форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением.
Форма правления может быть в виде:
ü монархии;
ü республики.
Монархия(от греч. – один и власть, т.е. единовластие). Вся полнота власти или ее часть принадлежит единоличному главе государства (монарху, а власть обычно переходит по наследству и является бессрочной).
Выборные монархии – редкое исключение (Например, современные Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия).
Разновидности монархий по объему властных полномочий представлены в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Разновидности монархий по объему властных полномочий
Вид монархии | Основные черты | Пример |
Абсолютная | Предполагающая неограниченную власть монарха | Ватикан, Кувейт, Катар, |
Ограниченная (конституционная), в т.ч - Дуалистическая - Парламентарная | Власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений. Монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию | Марокко, Иордания Великобритания, Япония, Швеция, Испания, Дания и др. |
Республика – (лат. -общее, общественное дело). Верховная власть принадлежит избираемым на определенный срок и сменяемым государственным органам (парламенту, президенту), зависимым от воли избирателей.
Юридические признаки республики:
ü Выборность высших органов государственной власти;
ü Избрание органов верховной власти на определенный срок;
ü Осуществление власти от имени народа;
ü Юридическая ответственность органов власти за принимаемые решения;
ü Принцип разделения властей;
ü Гарантированность прав человека и гражданина.
Виды республик и их основные черты представлены в таблице 1.4.
Таблица 1.4
Виды республик и их основные черты
Вид республики | Основные черты | Пример |
Парламентская | Перевес полномочий в пользу парламента. Правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Должность президента, как правило, предусмотрена, но он избирается обычно парламентом (кроме Болгарии) и имеет незначительные полномочия. Широкие полномочия имеет премьер-министр | Германия, Австрия, Болгария, Италия, Индия и др. |
Продолжение таблицы 1.4
Президентская | Характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Президент – координатор всех ветвей власти. | США, Аргентина, Бразилия, Мексика |
Смешанная (полупрезиденская) | Сочетает в себе черты парламентской и президентской республики. Обычно президент и парламент избираются всем народом, но президент формально не является главой правительства, а само правительство формируется президентом с участием парламента и ответственно перед ним. Президент осуществляет взаимодействие всех ветвей власти. Он наделен обширными полномочиями: глава государства, верховный главнокомандующий, издает указы, налагает вето и т.д. | Россия, Франция, Финляндия, Польша и др. |
Суперпрезидентская | Власть президента практически не ограничена, хотя он и парламент избираются народом и провозглашено формально разделение властей. Президент избирается пожизненно либо выборы проводятся формально и контролируются исполнительной властью | Туркмения, Малави, Ливия, Индонезия, Гвинея и др |
Форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.
Выделяют следующие формы государственного устройства:
1. Унитарное государство– форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.
Основные признаки унитарного государства:
ü единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
ü единые для всей страны высшие органы власти;
ü единая система законодательства;
ü единое гражданство;
ü единая денежная единица;
ü составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.
Это, как правило, относительно небольшие и однонациональные государства (Франция, Нидерланды, Турция, Дания, Португалия, Япония и др.)
2. Федеративное государство – форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определенной политической самостоятельностью.
Основные признакифедеративных государств:
ü двухуровневая система органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта федерации).
ü наличие федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации;
ü принцип бикамерализма в построении союзного парламента (двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат, как правило верхняя, представляет интересы субъектов федерации);
ü верховенство федерального права;
ü непризнание за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками);
ü финансовая зависимость субъектов федерации от федеральной власти (субъекты лишены реальной финансовой власти: права чеканить монету, права эмиссии банковских билетов и других денежных знаков), посредством которой создается механизм подчинения себе центральной властью субъектов федерации;
ü принцип двойного гражданства;
ü отсутствие у субъектов федерации права сецессии, т.е. выхода из состава федерации.
Обычно это многонациональные государства, как правило, с большой территорией. Федераций среди государств меньшинство (около 1/10 от существующих ныне государств). К федеративным государствам относятся: Россия, США, Индия, Канада, Бельгия, Германия, Бразилия и т.д.
3. Конфедеративное образование - добровольное объединение независимых государств для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы.
Основные признаки конфедерации:
ü не является единым государством;
ü нет единого государственного органа, гражданства, системы законодательства;
ü каждое из государств имеет право отказа от решения союзного координационного органа – конфедеративного акта;
ü свободный выход из конфедерации
Государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо преобразуется в федерацию. В настоящее время конфедераций не существует.
Политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти.
Это наиболее изменчивая часть формы государства. Если государственная власть попеременно находится у различных политических сил, то режим будет постоянно изменяться. Причем изменение государственного режима существенно отражается на форме правления и форме государственного устройства.
Исторически сложилось много видов режимов: деспотический, тиранический, аристократический, олигархический, бюрократический, полицейский, либеральный и др. Но в настоящее время наиболее значимо деление на демократический и недемократический режимы.
Демократический режим - политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.
Недемократическийрежим представлен авторитарным и тоталитарным режимами.
Авторитарный режим (от лат. – устанавливающий режим личной власти) - это форма власти, при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей) провозглашает сам себя имеющим право на власть.
Тоталитарный режим (от фр. - всеобщий) связан с максимальным контролем власти за всеми сферами общественной жизни.
Основные характеристики политических режимов представлены в таблице 1.5
Таблица 1.5
Основные характеристики политических режимов
Вид режима | Характеристика | Пример |
Демократический Типы: Представительная демократия; Прямая демократия; Либеральная и др. | 1. Признание за гражданами широких прав, свобод и их гарантированность; 2. Равенство всех перед законом и судом; 3. Соблюдение законности и правопорядка, признание принципа конституционности; 4. Разделение властей, многопартийность, идеологический плюрализм; 5. Гластность и отсутствие цензуры в СМИ; 6. Всеобщие свободные выборы высших органов власти; 7. Наличие гражданского общества и др. | Россия, США |
Продолжение таблицы 1.5
Авторитарный Типы: - абсолютистская монархия; - олигархический тип; - военный режим; - «социалистическая ориентация» и др. | 1. Небольшое число носителей власти (диктатор, военная хунта, олигархическая группа); 2. Неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётность их населению; 3. Ограничение прав и свобод граждан; 4. Игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют; 5. Монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции | Узбекистан, Грузия, Саудовская Аравия, и др. |
Тоталитарный Типы: Фашизм Национал-социализм Сталинизм Маоизм Исламский фундаментализм и др. | 1. Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества; 2. Крайняя централизация управления; 3. Усиление роли карательных органов; 4. Отсутствие зачатков гражданского общества или их искоренение; 5. Массовое нарушение прав человека; 6. Большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения; 7. Централизованное планирование экономики. 8. Административный контроль над отправлением правосудия. | Иран, Туркмения, гитлеровская Германия, сталинский СССР, маоистский Китай и др. |