Правовые основы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения
Особенность нарушений правил дорожного движения, отличает их от иных административных правонарушений, закрепленных в Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по следующим признакам:
Во-первых, Кодекс об административных правонарушениях РФ от 20.12.2001г. - единственный федеральный закон, регулирующий институт административной ответственности за нарушения правил дорожного движения. Соответственно в нем систематизированы нормы, объединенные общностью регулируемых ими однородных общественных отношений, возникающих при управлении транспортным средством области дорожного движения.
Во-вторых, Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 «О безопасности дорожного движения»[102] определил правовую основу объектов административных правонарушений. К их числу относятся регистрация транспортных средств, техническое состояние и оборудование транспортных средств, обеспечивающих безопасность дорожного движения, обязательный государственный технический осмотр, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии и др.
В-третьих, в целях обеспечения порядка и дисциплины в области дорожного движения Правительство Российской Федерации приняло «Правила дорожного движения». Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993г. № 1090 содержит правовые нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в сфере дорожного движения. За нарушения правил дорожного движения предусмотрена административная ответственность.
В-четвертых, перечисленные нормы права содержат материальные и процессуальные правила, которые составили правовую основу объекта нарушения правил дорожного движения.
Среди характерных особенностей нарушений правил дорожного движения можно выделить следующие черты:
1) нарушение правил дорожного движения представляет собой действие либо бездействие субъектов;
2) административное правонарушение - деяние, нарушившее установленные правила поведения общего характера, адресованные широкому кругу субъектов, например, физическим или юридическим лицам. Такими правилами являются правила дорожного движения.
3) в понятие нарушения правил дорожного движения заложены основные характеристики, которые закреплены в ст. 2.1 КоАП РФ. Cт. 2.1. КоАП РФ позволяет выявить особенности нарушения правил дорожного движения и общие признаки, присущие всем административным правонарушениям, отличающиеся от правомерного поведения, а также от иных противоправных деяний (преступлений, дисциплинарных проступков.). К числу таких общих и особенных признаков следует отнести следующие: общественная опасность, противоправность, виновность, административная наказуемость, административное пресечение. Указанные признаки позволят выяснить особенности нарушений правил дорожного движения.
В связи с этим выделяют объективные и субъективные признаки (элементы) состава административного правонарушения в области дорожного движения. Объективные признаки характеризуют объект противоправного посягательства и внешнее выражение такого деяния. В субъективных признаках отражаются юридическая характеристика личности и психическое отношение лица к содеянному и его последствиям. В свою очередь среди объективных и субъективных признаков состава административного правонарушения имеются как обязательные, так и факультативные признаки. Обязательные признаки присущи всем без исключения составам. Отсутствие в фактически совершенном деянии одного из обязательных признаков означает отсутствие состава административного правонарушения.
Факультативными называются признаки, которые характерны лишь для некоторых составов административных правонарушений и, следовательно, не имеют юридического значения.
Согласно статьи 12.1. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра
Согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (с изм. и доп.), собственники транспортных средств обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Регистрационные данные указываются в регистрационных документах, к которым относятся свидетельства о регистрации транспортных средств или технические паспорта транспортных средств.
Все зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним в целях, в частности, поддержания необходимого технического состояния, обеспечивающего безопасность дорожного движения, подлежат обязательному государственному техническому осмотру (ст. 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изм. и доп.)). Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» утверждено Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним, в соответствии с которым систематически проводится государственный технический осмотр транспортных средств.
Нормы статьи 12.3. КоАП РФ определяют ответственность за Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения.
В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции представлять им для проверки: водительское удостоверение, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения - временное разрешение; регистрационные документы на транспортное средство; документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, - в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца.
На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие Конвенции о дорожном движении, принятой на конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в Вене в 1968 г.
Документом, подтверждающим право владения, пользования или распоряжения управляемым транспортным средством, является доверенность (ст. 185 ГК РФ).
При осуществлении перевозок грузов водитель обязан иметь при себе путевой, а если он работает по найму у индивидуального предпринимателя на принадлежащем ему автомобиле - копию трудового договора (контракта), документа на перевозимый груз, которыми являются товарно-транспортные накладные на перевозку грузов автомобильным транспортом.
В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, водитель должен иметь при себе и представлять для проверки должностным лицам органов транспортного контроля и надзора лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.
В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» (ст. 7) деятельность по перевозке пассажиров и грузов подлежит лицензированию.
В приложении к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения», п.7.8 указан перечень неисправностей, запрещающий неправомерное (без соответствующего разрешения) оборудование транспортных средств проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами. Действующие нормативные правовые акты ограничивают круг служб, органов, должностных лиц, на транспортные средства которых разрешена установка специальных сигналов. В Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства определен Перечень, которым установлены неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация.
Правонарушения, указанные в ч. 2 статьи 12.5. КоАП РФ, заключаются в управлении транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) и тем самым в нарушении запретов, установленных п. 2.3.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» (с изм. и доп.).
Во втором разделе (Обязанности водителя) Правил дорожного движения устанавливается обязанность водителя при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым ремнем безопасности и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности; при управлении мотоциклом - быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (с изм. и доп.) право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, что подтверждается соответствующим удостоверением.
Составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 12.7. КоАП РФ, охватываются не только случаи, когда водитель не имел вообще права на управление транспортными средствами, но и когда в его водительском удостоверении не имелось отметки о праве управления транспортным средством данной категории. Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. № 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» (с изм. и доп.), все транспортные средства в зависимости от их типа, назначения и особенностей управления ими подразделяются на категории: A, B, C, D, E, трамвай, троллейбус, на право управления которыми выдается соответствующее водительское удостоверение. Лица, имеющие водительские удостоверения с разрешающими отметками в соответствующих графах, могут управлять определенными мототранспортными средствами в зависимости от упомянутых выше категорий.
Правила дорожного движения Российской Федерации (п. 2.7) запрещают водителю управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание; в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения. Также запрещается передавать управление лицам, находящимся в аналогичном состоянии.
Обязательным признаком рассматриваемых правонарушений является то, что водитель находится в состоянии опьянения. Для наличия состава данного правонарушения важно установление факта опьянения водителя, управлявшего транспортным средством. В соответствии со ст. 27.12 Кодекса освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов и медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ за невыполнение законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования установлена административная ответственность (ст. 12.26).
Для состава ч. 2 статьи 12.8. КоАП РФ характерно самоустранение водителя, который управлял или должен был управлять транспортным средством, и передача им управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения. При этом не имеет значения, имело ли лицо, которому было передано управление, право на управление транспортным средством, важен сам факт нахождения этого лица в состоянии опьянения.
Обязательным признаком состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, является удостоверение факта того, что водитель, управляющий транспортным средством, не имеет право управления транспортными средствами либо лишен права управления транспортными средствами (см. ст. 12.7).
Данная статья предусматривает ответственность за квалифицированный состав рассматриваемого административного правонарушения. Квалифицирующий признак ч. 4 ст. 12.8 Кодекса - повторное совершение действий, предусмотренных ч. 1 и 2 данной статьи, т.е. управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения. При этом следует учитывать, что повторным считается административное правонарушение, если за совершение первого правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (см. ст. 4.6).
Нормы статьи 12.9. КоАП РФ определяют ответственность за превышение установленной скорости движения.
В соответствии с Правилами дорожного движения РФ водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения. Установленный верхний предел скорости не гарантирует безопасности движения, поэтому водитель транспортного средства обязан самостоятельно выбирать оптимальный скоростной режим в пределах установленного Правилами с учетом совокупности факторов, указанных в п. 10.1 Правил (интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, видимость в направлении движения).
За нарушение правил движения через железнодорожные пути определена административная ответственность согласно статьи 12.10. КоАП РФ.
Нарушение правил движения через железнодорожные пути образует признаки составов правонарушений, предусмотренных данной статьей. Наиболее опасные виды нарушений влекут повышенную ответственность по ч. 1 данной статьи, которая предусматривает в виде альтернативной санкции лишение права управления транспортным средством.
Часть 3 данной статьи предусматривает ответственность за квалифицированный состав рассматриваемого административного правонарушения. Квалифицирующий признак данного состава - повторное совершение действий, предусмотренных ч. 1 ст. 12.10 Кодекса, т.е. пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде. При этом следует учитывать, что повторным считается административное правонарушение, если за совершение первого правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (см. ст. 4.6).
За нарушение правил движения по автомагистрали определена административная ответственность согласно статьи 12.11. КоАП РФ.
На автомагистрали разрешено движение со скоростью до 110 км/ч и установлен особый порядок движения.
Для исключения помех скоростному движению на автомагистрали не допускается движение тихоходных транспортных средств, установлены особые правила остановки и стоянки. Преднамеренная остановка разрешается только на специальных площадках, обозначенных соответствующими дорожными знаками.
За нарушение правил проезда перекрестков определена административная ответственность согласно статьи 12.13. КоАП РФ.
Правила дорожного движения Российской Федерации жестко регламентируют порядок проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков. В п. 13.4, 13.5, 13.6, 13.8, 13.9, 13.11, 13.12 Правил определена очередность проезда перекрестков при одновременном подъезде к нему как безрельсовых транспортных средств, так и трамваев. При этом водитель трамвая имеет преимущество при проезде перекрестков по отношению к водителям других безрельсовых транспортных средств, за исключением случаев, указанных в п. 13.6 Правил.
В местах, где дороги пересекаются на одном уровне и имеется интенсивное движение, его регулирование с помощью светофора является основным средством, обеспечивающим поочередный проезд пересекающихся транспортных потоков и возможность безопасного перехода проезжей части пешеходами.
Условия, при которых должно применяться светофорное регулирование, определены ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Значение сигналов светофора определено п. 6.2 Правил дорожного движения Российской Федерации.
Типовой перечень жестов сотрудника ДПС, осуществляющего регулирование дорожного движения, определен Наставлением по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 20 апреля 1999 г. № 297 (БНА ФОИВ. 1999. № 24; 1999. « 30; 2001. № 41; 2004. № 16; 2005. № 18).
Значения сигналов регулировщика определены п. 6.10 Правил дорожного движения Российской Федерации. Проезд на запрещающий жест регулировщика влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 12.12. КоАП РФ.
За нарушение правил маневрирования определена административная ответственность согласно статьи 12.14. КоАП РФ.
Пункт 8.1 Правил требует подавать сигнал поворота независимо от того, имеются ли вблизи другие транспортные средства или пешеходы. Сигнал должен быть подан заблаговременно, чтобы другие участники движения могли своевременно его воспринять и должным образом отреагировать.
В соответствии с п. 8.5 Правил перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение. Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам (п. 8.8 Правил).
В соответствии с п. 8.11 Правил разворот запрещается: на пешеходных переходах, в тоннелях, на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, на железнодорожных переездах, в местах видимости дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м, в местах расположения остановочных пунктов. Все перечисленные места представляют собой участки дороги со стесненными условиями движения или обладающие повышенной опасностью.
При движении задним ходом водитель должен осуществлять этот маневр с соблюдением необходимых мер предосторожности, исключив при этом возможные помехи для других участников движения. Учитывая это, Правилами запрещено движение задним ходом на перекрестках и в местах, где запрещен разворот.
Согласно статьи 12.15. КоАП РФ определена ответственность за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона.
Общие требования к расположению транспортных средств на проезжей части установлены разделом 9, обгона и встречного разъезда - разделом 11, пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней - абз. 4 п. 2.7, в движении по обочинам - п. 9.9 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (с изм. и доп.). Одним из наиболее сложных маневров является обгон. Обгонять разрешается только при определенных условиях, перечисленных в Правилах. Их невыполнение в 15% случаев приводит к дорожно-транспортным происшествиям.
Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, охватывается составом правонарушения статьи 12.16. КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями главы 12 Кодекса (ст. 12.9, ч. 2 ст. 12.13, ч. 2 и 3 ст. 12.14, ч. 2 ст. 12.15, ч. 1 и 2 ст. 12.19, ч. 1 ст. 12.21).
За непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами определена административная ответственность согласно статьи 12.17. КоАП РФ.
Правила предоставляют маршрутным транспортным средствам приоритет при отъезде от обозначенного знаком остановочного пункта.
В соответствии с указанными Правилами правом преимущественного проезда обладают транспортные средства с включенными специальными сигналами. Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Другие водители при приближении таких транспортных средств должны освободить полосу движения, снизить скорость или остановиться. Сопровождаемые транспортные средства также пользуются преимуществом при движении.
Правила (п. 8.3) обязывают водителя, выезжающего с прилегающей территории, уступить дорогу пешеходам, движущимся по ней. При съезде с дороги водитель должен уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, которые движутся в попутном направлении по расположенным рядом тротуарам, обочинам и велосипедным дорожкам. Правилами также установлен общий принцип, заключающийся в приоритете пешеходов и велосипедистов по отношению к поворачивающим транспортным средствам.
За непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения предусмотрена административная ответственность согласно статьи 12.18. КоАП РФ.
Статьей 12.24. КоАП РФ определена административная ответственность за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
Общее требование, содержащееся в Правилах дорожного движения Российской Федерации и предъявляемое ко всем участникам дорожного движения, состоит в том, что они должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
В соответствии со ст. 16 указанного Федерального закона техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать его безопасность. Обязанности по поддержанию транспортных средств в технически исправном состоянии возлагаются на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства. Запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения (ст. 19 Закона). Правила дорожного движения устанавливают обязанность водителя перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства (п. 2.3).
Составы правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 статьи12.24. КоАП РФ, предполагают последствия в виде причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. Понятия легкого или средней тяжести вреда здоровью даются в примечании к статье. Степень тяжести нанесенного вреда здоровью определяется в результате проведения судебно-медицинской экспертизы.
Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522.
За несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств предусмотрена административная ответственность согласно статьи 12.37. КоАП РФ.
Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изм. и доп.) и Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 263 (с изм. и доп.) определена обязанность по страхованию гражданской ответственности поскольку в ст. 32 указанного Федерального закона, а также в ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлен запрет на использование (эксплуатацию) таких транспортных средств на территории РФ, в случае неисполнения обязанности по страхованию.