Деловые культуры по отношению к времени подразделяются на монохромные и полихромные.
Для представителей монохромных культур (Скандинавия, Англия, Германия, США и др.) важной психологической установкой в бизнесе является последовательность и концентрация на одном деле в каждый данный момент времени. Представители монохромных культур обычно отличаются крайней пунктуальностью. Их лозунг: «время — деньги». Опоздание на деловой завтрак, встречу обычно рассматривается как нарушение делового протокола. На переговорах наблюдается стремление сразу сосредоточиться на главном.
Примерами полихромных культур служат азиатские, латиноамериканские и арабские страны, Южная и Западная Европа, в которых, напротив, считается нормальным заниматься одновременно несколькими деламию В странах полихромной деловой культуры (обычно полихромность дополняет высокую контекстуальность) бизнесмены относятся к времени более свободно. Опоздание на 10—20 минут на встречу часто является частью протокола и рассматривается как демонстрация значительности опоздавшего. Допускается приглашение на деловой завтрак или обед третьих лиц или партнеров по другим сделкам. Причем это может быть сделано без предварительного предупреждения участвующей стороны. В этом случае беседа может «скакать» с бизнеса на бизнес.
Специалист в области кросс-культурного менеджмента и маркетинга Г. Хофстеде на основе анкетирования в 40 странах 117 тыс. работников компании IBM выделил четыре важнейших параметра деловой культуры: соотношение индивидуализма и коллективизма; дистанция власти; отношение мужественности и женственности; отношение к неопределенности.
Важно отметить, что параметры деловой культуры Хофстеде (как и параметры деловой культуры, выделенные другими исследователями) всегда относительны, а не абсолютны. В любой культуре будут, например, проявления как индивидуализма, так и коллективизма. Однако их соотношение будет различным.
При выходе фирмы на международный рынок приходится учитывать влияние национальной культуры. Г. Хофстет выделил 4 ее параметра:
1. «Дистанция власти» (большая-малая)
Степень неравенства между людьми, которую население данной страны считает допустимой или нормальной. При этом малая дистанция характеризуется относительным равенством в обществе, т.е. руководитель и подчиненные – это коллеги (Скандинавские страны, Дания, Австрия, США В. Британия, Германия), а большая – наоборот (Франц, Бельгия, Ближний Восток, Латинская Америка, РФ). Для всех бедных стран характерны коллективизм и большая дистанция власти.
2. «Индивидуализм–коллективизм»
Индивидуализм предполагает, что человек, сам заботиться о себе и своих близких в семье, несет за все свои действия полную ответственность. Поэтому он не должен проявлять сильную лояльность по отношению группе (Германия, Великобритания, Канада, США, Нидерланды). В коллективистских обществах людям прививают уважение к группам, к кот. они принадлежат. Члены группы ожидают, что группа защитит их и будет нести за них ответственность, если они попадут в беду. (Восточное общество, Лат. Америка, Испания, Португалия, Греция, Австрия, Япония).
3. «Мужественность – женственность».
Отражает то, как люди дан культуры относятся к ценностям типа «настойчивость» и «самоуверенность», «высокий уровень работы», «успех и конкуренция», кот ассоциируются с ролью мужчины (Ирландия, Греция, Австрия, Италия, Швейцария, В.Британия, США).
В «женственных» обществах как для мужчин, так и для женщин доминирующими является ценности, традиционно ассоциируемые с женскими ролями: скромность, приоритет человеческих взаимоотношений по сравнению с деньгами, помощь другим. Преуспевающий индивидуум в женственном обществе вызывает подозрение (Швеция, Норвегия, Финляндия, Голландия, Япония).
4. «Неприятие неопределенности» (сильное – слабое)
Оно показывает, как общество и его отд. члены относятся к тому, что вынуждены жить в условиях неопределенности. Общества со слабым неприятием неопределенности подготавливают своих членов к принятию неопределенности и добиваются ослабления ее давления (В.Брит, США, Дания, Ирландия, Скандинавские страны). Общества с сильным неприятием неопределенности настраивают своих членов на попытки контролировать будущее; для таких обществ характерна повышенная нервозность людей, которые демонстрируют возбудимость, эмоциональность и агрессивность (Португалия, Греция, Германия, Бельгия, Перу, Япония).