Ольгерда. Государственно-правовой статус белорусских земель в ВКЛ
Процесс объединения белорусских и литовских земель начался в верхнем Понеманье и центром его стал город Новогрудок. Он был относительно отдален от основных маршрутов походов крестоносцев и монголо-татарской агрессии, находился на пересечении торговых путей, связывающих его с Прибалтикой, Польшей, Киевом, Галицко-Волынскими землями, северной и восточной Русью. Это был город с высокой материальной культурой.
Развитые земеделие и ремесла, оживленная торговля с южнорусскими городами, с Полоцком, Прибалтикой, Польшей, Византией и Ближним Востоком свидетельствовали о высоком экономически-культурном потенциале не только Новогрудка, но и всего Белорусского Понеманья в XIII в. Все это увеличивало политический вес Новогрудка среди соседних восточно-славянских и балтских земель и дало ему возможность стать их государствообразующим центром. Его значение как центра нового государства впервые связывается с именем князя Миндовга. Он принадлежал к литовской династии, таким он упоминается в литовско-волынском договоре 1219 года. При нем были объединены балтские земли: Литва, Жемайтия, Дяволта, Упита, Нальшаны. Уже в 1236 г. в исторических источниках упоминается «Литва Миндовга». В сер. 40-х XIII в. он появляется в Новогрудке. Отметим, что в источниках нет никаких сведений о том, что Миндовг захватил Новогрудок насильственно, как и того, что он нашел там убежище, когда был почему-то изгнан из Литвы. Из общего контекста Густынской летописи следует, скорее всего, что он владел Литвой и Новогрудчиной одновременно и с согласия местного населения. Это можно понять, если исходить из того, что накануне Русь представляла собой общую политическую структуру. Захват татарами ее жизненных центров, в первую очередь Киева, означал, что Русь целиком попадает в зависимость от татарских ханов (так и произошло в дальнейшем со многими княжествами Рюриковичей). Избежать зависимости можно было только, «приобретя» князя из совсем другой династии, при этом такого, который имел способность при необходимости оказать татарам вооруженное сопротивление.
Итак, Миндовг был провозглашен Новогрудским князем, скорее всего, с согласия местного населения. В Новогрудке некоторое время находилась его резиденция. Густынская летопись утверждает, что в 1246 г. Миндовг принял христианство восточного обряда, хотя вероятность этого сообщения мизерная. Свою основную активность он проявил против Галицко-Волынского княжества. Предметом их борьбы стала Черная Русь, которая раньше находилась в зависимости от галицко-волынских князей. Но она попала под власть литовских князей, как считают историки, еще до объединения Литвы, в результате договора Данилы Галицкого с литовскими князьями против Конрада Мазовецкого в 1219 г. По этому договору Черная Русь с городами Гродно, Слонимом, Волковыском и др. была передана временно в качестве данницы литовским князьям. Позже Данила Романович не раз стремился возвратить эти земли, но безрезультатно – Черная Русь прочно вошла в состав вновь образовавшегося Литовского государства, позже получившего название ВКЛ. Более столетия (примерно 120–130 лет) шел процесс становления ВКЛ как государства. Не раз слетали головы его властителей – великих князей литовских. Путем убийств с исторической арены были убраны Миндовг, его сын Войшелк, жемайтский князь Тренята.
Далее следует рассмотреть период, когда ВКЛ преодолело самые тяжелые времена и начало постепенно, но неизбежно восходить к вершине своего могущества. В первую очередь это было связано с деятельностью великого князя Витеня (1293–1316 гг.). При нем в состав ВКЛ был окончательно закреплен Полоцк. В кон. XIII в. на полоцком престоле появился некий литовский князь (имя неизвестно), который принял католичество и, умирая бездетным, передал всю землю Рижскому архиепископу. Согласно наиболее распространенной в белорусской историографии версии, основанной преимущественно на сообщениях Матея Стрийковского, в 1305 г. в Полоцке появилось много католического духовенства, немцев-миссионеров, деятельность которых вызвала сопротивление полочан, и они попросили помощи у князя Витеня, который в 1307 г. освободил Полотчину от немцев и присоединил ее к своему княжеству. Тогда же на полоцкий престол был посажен брат Витеня – Воин. Объединение произошло на основе «рады» – договора 1307 г. с согласия полоцкого боярства и богатого кучества. Договор гарантировал полочанам автономность земли, сохранение местных законов и суда, вообще, неприкосновенность «старины». Витень ввел княжеский герб и общегосударственную печать с изображением Погони. Погоня со временем стала гербом династии великих литовских князей, а с 1384 г. – государственным гербом ВКЛ. Деятельность Витеня можно охарактеризовать как успешное противостояние крестоносцам при одновременном увеличении влияния на соседние русские земли.
Объединительную политику славянских и балтских земель активно продолжил великий князь Гедимин (1316–1341 гг.). Период его правления был временем стремительного территориального роста государства и его укрепления. В его состав включались главным образом земли Беларуси. Когда в нач. XIV в. верховенство власти литовского князя признавали из белорусских земель только Черная Русь и Полотчина, то к середине столетия в такую зависимость попала почти вся территория современной Беларуси, за исключением Поднепровья, Посожья и районов Нижней Припяти. Одной из первых к ВКЛ во времена Гедимина была присоединена Витебская земля. В 1318 г. Ольгерд Гедиминович женился на Марии – дочери последнего витебского князя Ярослава Васильевича, и когда в 1320 г. тот умер, княжество досталось Ольгерду. Брестская земля вошла в состав ВКЛ также в начале княжения Гедимина. Жители Брестчины были недовольны зависимостью от волынских князей, и Гедимину пришлось воевать не с населением, а с этими князьями. В 1315 г. Гедимин одержал победу в столкновении с галицко-волынским князем и овладел Брестской землей. А через десять лет Люборт (Дмитрий) Гедиминович, женившись на дочери последнего волынского князя Льва Юрьевича, получил всю Волынь в наследное владение.
Примерно в середине 1320-х г. власть литовского князя признали и центральные земли Беларуси. Минский князь Василий в 1326 г. уже входил в число послов Гедимина, направленных в Новгород Великий. Вассалами литовского монарха стали также князья друцкий и лукомльский. Следующим было присоединено Полесье. В 1330-х г. в Пинской земле уже сидел Наримонт (Глеб) Гедиминович. Правда, в Турове и Городке еще долгое время оставались местные Рюриковичи. Письменные источники не дают никаких фактов насильственного подчинения Полесья. Оно было присоединено к ВКЛ добровольно. Гедимин расширил свое влияние также на Киев, Тверь и Вязьму. Продолжил борьбу своих предшественников против Ордена, но добился значительно больших успехов. Он выступил в поддержку восстания в Жемайтии против Ордена. Послал туда войско во главе с воеводой Гаштольдом, однако он был разбит и попал в плен. Тогда Гедимин собрал большое союзное войско и вместе с татарами, полочанами выступил против крестоносцев. В результате орденские войска были разгромлены и Жемайтия возвращена в ВКЛ.
Столицей государства при Гедимине становится Вильно. Существует красивое предание об основании им этого города после вещего сна, который приснился князю во время охоты. На самом деле археология свидетельствует, что город на месте позднейшего Кривого замка, на лысой горе существовал еще с XIII в. С именем Гедимина можно уверенно связывать основание каменного замка на горе, который сейчас носит его имя. Уже в 1323 г. Вильно назывался в Гедиминовых грамотах «Королевским городом», это значит столицей. Себя же он называл «королем Литвы и Руси».
Таким образом, при Гедимине большая часть современных белорусских земель оказалась в составе ВКЛ. Политическая мудрость государя проявлялась в том, что при включении новых земель он гарантировал им автономию и неподельность территории, декларировал «старины не нарушать», сохранять местные законы, неприкосновенность прав и владений феодалов, мещан, духовенства, подсудность их только своим местным судам, самостоятельность при заключении торговых соглашений.
Пути вхождения белорусских земель в состав Литовского государства были различные. В одних случаях территории присоединялись при помощи военной силы, в других – путем династических браков, в третьих – на основе соглашений между литовскими и русскими князьями. За столетие своего стремительного роста, от Миндовга до Гедимина, небольшое княжество в Понеманье присоединило территории, заселенные славянами и балтами, и преобразовалось в Великое княжество Литовское и Русское. Термин «Литва» относился тогда к верхнему и среднему Понеманью, под «Русью» понималось верхнее Подвинье и Поднепровье. Земли Беларуси сохранили в государстве Гедимина определенную автономию и свой политический вес. Об этом свидетельствуют земские грамоты великих князей литовских, которые утверждали автономный статус, в частности, Полоцкой и Витебской земель в составе Великого княжества. Главные черты этой автономности были связаны, во-первых, с правом полочан и витеблян высказывать свое мнение при назначении наместников и воевод в своих землях, которое обязательно должен был учитывать великий князь литовский. Во-вторых, автономность земель предусматривала ограничение судебной власти наместников и воевод. Фактором автономности, в-третьих, оставалось функционирование полоцкого и витебского вече, на которых решались многие вопросы местного самоуправления. Монопольное право полоцкого и витебского боярства на все должности местного управления также было фактором автономного статуса этих земель в составе ВКЛ. Полоцк и Витебск самостоятельно подписывали торговые договоры с Ригой.
В 1341 г. Гедимин погиб в бою с крестоносцами, после чего литовским князем стал его средний сын Явнутий. Но это вызвало недовольство среди многочисленных наследников Гедимина. Усложнилось и внешнеполитическое положение государства. Немецкие крестоносцы предприняли попытку захватить Жемайтию и все левобережье Немана от Ковно до Гродно, чтобы лишить Литву выхода к Балтийскому морю. Стремясь предотвратить катастрофу, старший сын Гедимина – Ольгерд в союзе с младшим братом – Кейстутом в 1345 г. отстранили Явнутия от власти. Ольгерд стал великим князем литовским (1345–1377 гг.). Однако следует иметь в виду, что Ольгерд и Кейстут правили в ВКЛ совместно. Братья разделили территорию государтва на две части. Кейстут получил во владение западную часть – Жемайтию, Троки, Гродно, Подляшье с Бельском и Брестскую землю, а Ольгерд – все восточные земли. Кейстут сделал своей резиденцией Троки, его главной задачей была борьба с немецкими крестоносцами.
Ольгерд сконцентрировал в своих руках так называемый «русский вопрос». Он высказал претензии на объединение всех земель Руси в ВКЛ. Для этого имелось несколько оснований. Одно из них заключалось в том, что на русских землях пробуждалось стремление к эффективной централизованной власти. Между тем новый московский князь Иван Иванович (Красный) хоть и получил от хана ярлык на великое княжение, по характеру и способностям значительно менее подходил на роль объединителя, чем его отец и брат Семен, погибший от чумы. Кроме того, была и другая причина – ордынское государство находилось как раз в фазе распада. От бывшей монолитности оно неумолимо переходило к той децентрализации, из которой Русь уже начинала выходить. Все это способствовало претензиям Ольгерда на роль собирателя наследия Киевской Руси. В 1358 г. он открыто провозгласил свою политическую программу, заявив послам германского императора, что «вся Русь должна принадлежать Литве».
Для достижения своей цели Ольгерд предпринял следующие политические шаги:
1 Он активно поддержал оппозицию Тверского и Рязанского княжеств Москве. С этой целью он вступил в брак с Ульяной Тверской.
2 Попытался создать религиозный центр русских земель, альтернативный Киевско-Владимирской митрополии. Ольгерд основал самостоятельную литовскую митрополию с центром в Новогрудке. Попытка эта оказалась неудачной.
3 Подчинил себе спорные с Москвой Брянское, Смоленское, Киевское и Черниговское княжества, назначив туда своих сыновей или наместников. Киев и Чернигов вошли в состав ВКЛ на договорной основе. Включил также территории с городами Речица, Гомель, Старобуд, Новгород-Северский, Курск и др. В результате территория ВКЛ увеличилась на одну треть.
4 Ольгерд использовал ситуацию кризиса и феодальной раздробленности в Золотой Орде и начал претендовать на территории, которые платили ей дань и были подчинены ордынским ханам. В 1363 г. войска Ольгерда разбили татарских князей, отколовшихся от Золотой Орды. Битва произошла на Синих водах. После этой битвы были освобождены из-под ига и присоединены в ВКЛ значительные территории Волыни и Подолья.
5 Ольгерд попытался уничтожить или максимально ослабить главного конкурента – Московское княжество. В 1368, 1370, 1372 гг. он осуществил три похода на Москву. В первых двух походах он дошел до самого Кремля, но все же взять новые московские укрепления не удалось. На длительную осаду Ольгерд не решился и отошел. В третьем походе его встретило Московское войско и под городом Любуцком противники сошлись у глубокого яра, но никто из них не рискнул перейти этот яр. Простояв так несколько дней, Ольгерд и Дмитрий Московский согласились разойтись с миром. Великий князь литовский вынужден был смириться с тем, что его враг по-прежнему остался гегемоном в Северо-Восточной Руси.
В результате проводимой политики не все цели Ольгерда осуществились. Ему не удалась объединительная программа, он не смог стать лидером всех русских земель и объединить их в едином государстве. При нем возникают «две Руси» – Русь Литовская и Русь Московская. Вместе с тем ему удалось создать самую большую в Европе державу с территорией в 900 тыс. кв. км. При Ольгерде территория ВКЛ увеличилась вдвое. Именно при нем завершилось включение всех белорусских земель и всей юго-западной части бывшей Киевской Руси в состав ВКЛ. Но на этом этапе процесс становления ВКЛ как государства еще не завершился. Это произойдет при преемниках Ольгерда, через несколько десятилетий.