Концептуальная основа институционной системы ЕС.
При построении системы институтов Сообществ и Союза государства-члены во многом заимствовали концептуальные построения и практику собственного государственно-правового развития. Видимо, это обстоятельство послужило основанием для использования при описании принципов построения и функционирования институциональной структуры ЕС теории разделения властей.
Подобный подход к выявлению основных начал построения институциональной структуры Сообществ и Союза не вполне оправдан. Дело заключается не просто в тех или иных особенностях реализации принципа разделения властей. Отличны сами исходные посылки. Прежде всего концепция разделения властей как средство ограничения абсолютистской власти и обуздания ее произвола. Соответственно главным назначением принципа разделения властей было создание такой системы осуществления власти, при которой ни одна из ее ветвей — законодательная, исполнительная и судебная — не могли бы узурпировать осуществление власти.
Применительно к Сообществам и Союзу главная задача состоит не в том, чтобы предотвратить возможность узурпации публичной власти. Такой прямой и непосредственной угрозы демократическим началам построения и осуществления публичной власти в рамках созданного в Союзе пространства демократии, безопасности и законности практически не существует.
В условиях Евросоюза в построении институциональной системы решается иная проблема. Главным является здесь не предотвращение узурпации власти путем сдержек и противовесов, а обеспечение сбалансированного сочетания полномочий, принадлежащих Сообществам и Союзу, с одной стороны, и суверенным государствам-членам — с другой. Иначе говоря, основной задачей выступает сбалансированное распределение полномочий, которое исключило бы возможность чрезмерного усиления институтов Сообществ и Союза в ущерб интересам национальных государств-членов и наделение институтов ЕС и Союза такими полномочиями, которые позволили бы им обеспечивать достижение задач и целей, обусловленных самой интеграцией.
В результате применительно к Европейскому Союзу можно говорить не о разделении властей, а о распределении суверенных полномочий между государствами-членами и самими интеграционными образованиями. Соответственно, в основе построения системы институтов Европейского Союза лежит не концепция разделения властей, а концепция распределения полномочий.
Пожалуй, наиболее отчетливо это нашло свое отражение в учредительных Договорах и других нормативно-правовых актах, провозглашающих и закрепляющих принципы пропорциональности и субсидиарности.
Концепция распределения полномочий имеет в виду два главных аспекта или направления деятельности институтов. С одной стороны, они должны обладать полномочиями, необходимыми для достижения целей интеграции, и это предполагает передачу в ведение Сообществ и Союза, а следовательно и представляющих их институтов, необходимых суверенных прав и прерогатив от государств-членов. С другой стороны, в силу того, что различные институты воплощают начала межнационального или наднационального характера, требуется строгое разграничение компетенции между самими институтами интеграционных образований.
Концепция распределения полномочий, обеспечивая сочетание наднационального и межнационального в построении и деятельности институтов Сообществ и Союза, отражает одновременно различие в подходе к конструированию и определению политической и правовой природы Сообществ и Союза.
Среди институтов ЕС и Союза принято вычленять институты политического и неполитического характера. Система политических институтов и органов Европейского Союза, к которым относят прежде всего Европейский Совет, Совет, Комиссию и Парламент, построена таким образом, чтобы важнейшие решения, оформляемые в виде нормативно-правовых предписаний, принимались не каким-либо из институтов единолично, а но общему правилу, совместно с другими институтами.
Европейский совет
Европейский совет (англ. European Council) — высший политический орган Европейского союза, состоящий из глав государств и правительств стран-членов ЕС и их заместителей — министров иностранных дел. Членом Европейского совета является также председатель Еврокомиссии.
В основе создания Европейского совета лежала идея президента Франции Шарля де Голля о проведении неформальных встреч лидеров государств Европейского союза, что должно было препятствовать снижению роли национальных государств в рамках интеграционного образования. Неформальные саммиты проводились с 1961 года. В 1974 году на саммите в Париже данная практика была формализована по предложению Валери Жискар д`Эстена, занимавшего в то время пост президента Франции.
Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции — основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом министров Европейский совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня.
После ратификации странами-членами Лиссабонского договора 2009 года Европейский совет приобрел статус института Европейского союза. В его рамках осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно значимость и высокую легитимность. Также Европейский Совет получил право принятия юридически обязательных актов, тогда как до ЛД этого права у него не было.
Деятельность данного института определяется ДЕС и ДФЕС в редакции Лиссабонского договора, его внутренним регламентом, а также Лондонской Декларацией 1977 г. и Торжественной Декларацией 1983 г.
Статус и полномочия Европейского Совета:
1)Осуществляет функцию стратегического планирования в отношении всех сфер деятельности как Союза в целом, так и его государств-членов (устанавливает общие принципы и ориентиры внешней политики, уполномочен принимать решение о создании «общей обороны», представительство Союза на международной арене в сфере ОВПБ);
2)Является высшей политической инстанцией для урегулирования разногласий и противоречий внутри Союза( юридические конфликты разрешаются в судах).
3) определяет ориентиры для составления программ законодательной и оперативной деятельности в сфере пространства свободы, безопасности и правосудия (ст.68 ДФЕС), обсуждает представленный Комиссией проект «главных ориентиров экономической политики». ежегодно рассматривает состояние занятости в ЕС, после чего Совет по предложению Комиссии разрабатывает соответствующие «ориентиры» (ст.148 ДЕС).
4)Европейскому Совету также отводится ключевая роль в процедуре пересмотра учредительных документов ЕС (право самостоятельно принимать решения о пересмотре отдельных положений учредительных документов).
5) полномочия по формированию органов и назначению должностных лиц право выдвигать кандидата на пост Председателя Европейской комиссии, право назначать Комиссию (ст. 17 ДЕС) и право назначать Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности. Ввoдится пост постоянного председателя Европейского совета, который будет избираться европейскими лидерами сроком на 2,5 года с возможностью переизбрания на второй срок. Постоянный председатель Европейского совета будет представлять Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам Общей внешней политики и политики безопасности, что не умаляет роли Высокого представителя (Ст. 9b Договора о ЕС).
Нормативно-правовые акты, которые вырабатываются по итогам каждой сессии Европейским Советом, носят название «заключений» (положения программного характера, адресуемые государствам-членам и институтам). Данный орган по специальным вопросам издаёт также резолюции и декларации.
По Л.Д. Евросовет становится полноценным институтом Союза. Он состоит из глав государств или правительств государств-членов, его председателя и председателя Комиссии. В работе будет участвовать Высокий представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности (см. ниже).
Е. Комиссия Общ. Хар-ка
Официальное наименование. Комиссия ведет свое происхождение от Верховного органа ЕОУС, который в рамках первого из Европейских сообществ осуществлял как исполнительную, так и законодательную функцию. Римские договоры о ЕЭС и Евратоме наделили законодательной властью Совет, а надгосударственный исполнительный институт был назван Комиссией.
С 1967 г. Комиссия, как и Совет — единый орган для ЕЭС, ЕОУС и Евратома — Комиссия европейских сообществ. Данное наименование сохраняется в официальных документах по сей день, вБельгии и т.д.). Правила ротации должен установить Совет, что пока еще не сделано.
Несмотря на существование национальных квот, в отличие от Совета и аналогично Европарламенту члены Комиссии не являются представителями государств-членов, а рассматриваются как представители «общих интересов Сообщества» (ст. 213 ДЕС).
Согласно той же статье все лица назначаются в состав Комиссии «с учетом их общей компетентности»,^ их «независимость не должна вызывать сомнений» (государствам-членам запрещено предпринимать любые «попытки повлиять на членов Комиссии при выполнении ими своих обязанностей»).
Еще одна немаловажная гарантия — несовместимость должностей: членам Комиссии запрещено заниматься любой побочной деятельностью (даже безвозмездно).
Любой член или бывший член Комиссии, который нарушил эти правила, может быть привлечен к ответственности перед Судом Ев-ропейских сообществ (см. ниже, п. 6 настоящего параграфа), а затем и перед национальными судами (в случае возбуждения уголовного дела по факту коррупции).
Как уже отмечалось выше, в Комиссии как исполнительном органе осуществляется распределение обязанностей между входящими в ее состав лицами.
Каждый комиссар, таким образом, не только несет коллегиальную ответственность вместе с Комиссией, но также есть должностное лицо, индивидуально ответственное за порученную ему отрасль управления.
Срок полномочий Комиссии в целом составляет ныне пять лет (ранее, до создания Европейского Союза, он был на год меньше). Досрочное прекращение полномочий Комиссии (кроме случаев добровольной отставки) возможно только по решению Европейского парламента, а именно, при вынесении Комиссии вотума недоверия (см. ниже, п. 6 настоящего параграфа).
Порядок формирования ЕК
Предселатель-Жозе Мануэлу Баррозу. Формирование Комиссии в соответствии с действующей редакцией Договора о Европейском сообществе (ст. 214) включает пять этапов:
1. Выдвижение кандидата на пост Председателя Комиссии.
В настоящее время оно осуществляется Советом ЕС квалифицированным большинством, что означает отсутствие у отдельных государств права вето.
2. Утверждение Председателя Европейским парламентом2.
3. Подбор кандидатов на посты остальных членов Комиссии. Этот этап и соответствующие действия, которые в государствах обычно называют формированием «кабинета», осуществляются в настоящее время совместно (по общему согласию) Председателем и Советом. Кандидатов в комиссары, как правило, выдвигают сами государства.
4. Вотум доверия Комиссии в целом со стороны Европейского парламента2.
В этой связи нельзя исключить ситуацию, когда представительный орган Союза не одобрит состав Комиссии, представленный утвержденным им же Председателем. В таком случае процедура возвращается на предыдущий этап.
5. Назначение Председателя и других членов Комиссии.
После того как Комиссия в целом получила парламентскую инвеституру, все ее члены назначаются специальным решением Совета.
Состав Комиссии в конечном счете призван отражать волю народов отдельных стран ЕС, выражаемую через национальные правительства, и волю населения всего Европейского Союза, представителем которой выступает Европарламент. Правительства государств-членов более не могут самостоятельно формировать «правительство» ЕС, но и Парламент Союза сам это сделать не вправе.
Полномочия Европ.Комиссии
Полномочия Комиссии имеют различное происхождение:
во-первых, полномочия, закрепленные непосредственно в учредительных договорах («первичные»);
во-вторых, полномочия, делегированные Комиссии законодательными актами Совета и Европарламента («производные», делегированные).
А. Полномочия в сфере исполнительной власти
Полномочия по сбору информации. -
С одной стороны, право (а нередко и обязанность) Комиссии самой собирать информацию, в том числе путем инспекций и проверок в государствах-членах, на предприятиях и в организациях.С другой стороны, в ряде случаев на государства-члены и частные лица может быть возложена прямая обязанность уведомлять Комиссию о некоторых своих действиях и решениях, например, обязанность каждого государства-члена сообщить Комиссии о выдаче лицензии каждому банку или иному кредитному учреждению.
Полномочия по расследованию правонарушений и наложению штрафов. Если на основании полученной информации (в том числе по жалобам частных лиц) Комиссия приходит к выводу о вероятном нарушении объективного права ЕС государствами-членами, она уполномочена возбуждать против соответствующего государства официальное расследование
Полномочия по санкционированию определенных действий. Комиссия осуществляет также предварительный контроль, дающий возможность пресечь вероятные правонарушения еще до того, как их попытаются совершить.
В. Полномочия в сфере законодательной власти.
Право законодат. инициативы, а равно иные меры, входящие в компетенцию Европейского Союза, Комиссия обладает в рамках всех трех его опор. В рамках Европейского сообщества, где издается подавляющее большинство всех законодательных актов Союза, право инициативы Комиссии является исключительным, т.е. принадлежащим ей и только ей (это относится и к бюджету).
Договор о ЕС закрепляет и гарантию рассматриваемой прерогативы, а именно, право вето Комиссии на поправки в ее законопроект.
С. Полномочия по формированию органов и назначению должностных лиц
Комиссия как главный исполнительный орган ЕС концентрирует в своих руках назначение на большинство постов в системе гражданской службы Европейских сообществ. Подавляющая часть этих должностей находится в аппарате самой Комиссии, ее структурных подразделений (например, генеральных директоратов).
D. Полномочия в сфере международных отношений
Европейскую комиссию традиционно рассматривают в качестве официального представителя Европейского сообщества на международной арене.
Именно на Комиссию возложена обязанность «поддержания надлежащих связей с любыми международными организациями», в том числе с ООН (ст. 302 ДЕС).
Комиссия также ведет переговоры с государствами-кандидатами на вступление в Европейский Союз об условиях их присоединения к этой организации.
С ноября 2014 г. Комиссия будет состоять из числа представителей, соответствующего 2/3 количества стран-членов ЕС, «в случае, если Евросовет единогласно не примет иного решения». Таким образом, в обычных условиях Комиссия будет состоять из 18 представителей от 27 стран. Члены Комиссии будут избираться на основе системы равной ротации между государствами-членами.
Европ. парламент
Официальное наименование. Европейский парламент ведет свое происхождение от Общей ассамблеи ЕОУС, учрежденной в числе других институтов Парижским договором 1951 г. Термин «ассамблея» был использован для обозначения аналогичных органов ЕЭС и Евратома. Однако в 1958 г. к тому времени уже единая Ассамблея Европейских сообществ провозгласила себя Парламентской ассамблеей, а в 1962 г. — Европейским парламентом.
Место в системе органов Европейского Союза. Ассамблея Европейских сообществ первоначально занимала очень скромное положение в системе надгосударственных институтов.
Ассамблея являлась преимущественно консультативным органом, хотя и имела некоторые властные полномочия.
Однако в 70-е гг. XX в. положение стало меняться. В первую очередь Европейский парламент (еще в качестве Ассамблеи) получил совместно с Советом право утверждать бюджет.
С 1979 г. Ассамблея начинает избираться прямым всеобщим голосованием граждан Сообществ, что существенно повысило ее влияние и авторитет. Единый европейский акт 1986 г. расширил ее полномочия в законодательном процессе (ввел так называемую процедуру сотрудничества), а Договор о Европейском Союзе превратил Европар-ламент в орган, совместно законодательствующий с Советом по ряду вопросов.
Каждая последующая реформа учредительных договоров (Амстердамский договор 1997 г. и Ниццкий договор 2001 г.) постепенно расширяла законодательную власть Парламента Союза, который аналогично представительным органам парламентских республик и монархий приобрел также право утверждать «правительство» ЕС — Европейскую комиссию — и отдельно ее главу (Председателя Комиссии).
Подводя итог сказанному, место Европарламента в системе органов Европейского Союза можно определить следующим образом. Парламент — надгосударственный представительный орган, осуществляющий законодательную власть Европейского Союза совместно с Советом при ведущей роли последнего.
Местонахождение. В соответствии с протоколом о местонахождении институтов Союза официальной резиденцией Европарламента является г. Страсбург (Франция)2. Здесь же заседает и Парламентская ассамблея Совета Европы, с которой иногда путают Европейский парламент3.
Аппарат Парламента (Генеральный секретариат) и его подразделения находятся в Люксембурге, а дополнительные заседания своей ежегодной сессии Европарламент проводит в Брюсселе, куда он неоднократно выражал желание переехать на постоянное место работы (чтобы «воссоединиться» с Советом и Комиссией).