Источники правового регулирования выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ
44. Понятие и содержание принципов выборов.
Принципы избирательного права — это установленные законом исходные начала, обеспечивающие реализацию и защиту активного и пассивного избирательного права, организацию и проведение демократических выборов. Основными принципами избирательного права в России являются: всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании, обязательность и периодичность выборов, свобода выборов и добровольность участия в них граждан, состязательность в ходе выборов. Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательными правами в России может пользоваться широкий круг лиц. Право избирать принадлежит гражданам РФ, достигшим возраста 18 лет. Право избираться принадлежит гражданам РФ, достигшим возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, законодательством субъектов РФ.. При этом установление максимального возраста кандидатов на всех уровнях выборов в России не допускается.
Существуют ограничения всеобщего избирательного права. Не имеют права избирать и быть избранными граждане РФ, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В федеральном законодательстве о выборах не допускается возможность дополнительных ограничений активного избирательного права. Ограничения пассивного избирательного права допускаются только в связи с возможностью устанавливать положения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более определенного количества сроков подряд. Принцип равного избирательного права заключает в своем содержании три элемента: а) все субъекты избирательного процесса наделяются равным объемом прав и обязанностей; б) каждый избиратель обладает на выборах одинаковым количеством голосов, то есть «один избиратель — один голос»; в) на выборах должно обеспечиваться равное представительство избирателей. Каждое должностное лицо должно избираться приблизительно от одинакового числа граждан, и голоса избирателей, таким образом, должны иметь «равный вес». Принцип прямого избирательного права при тайном голосовании означает, что каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом, лично участвует в выборах. Голосование за других избирателей допускается только в исключительных случаях, установленных законом. При тайном голосовании исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Тайна результатов голосования избирателя обеспечивается заполнением избирательного бюллетеня в кабине или ином специально оборудованном месте, где присутствие других лиц недопустимо. Принцип обязательности и периодичности выборов означает, что граждане должны иметь возможность контролировать деятельность выборных органов, отстраняя в результате очередных выборов одних должностных лиц от управления делами государства и наделяя других полномочиями на осуществление власти. Периодичность выборов определяется установленными сроками полномочий соответствующих органов власти. Периодические выборы обеспечивают постоянный доступ к участию в управлении делами государства всем гражданам и являются гарантией реализации ими активного и пассивного избирательного права. Принцип свободы выборов и добровольности участия в них граждан означает, что каждый избиратель добровольно реализует свои избирательные права. Не допускается любое принуждение его к участию в выборахПринцип состязательности означает, что выборы не могут быть безальтернативными, т. е. избиратели должны иметь возможность выбора между двумя и более кандидатами
45. Основные стадии избирательного процесса.
Избирательный процесс — это урегулированная законом деятельность граждан, политических партий, избирательных комиссий и других субъектов выборов по подготовке и проведению последних. Избирательный процесс является упорядоченным и состоит из последовательно осуществляемых стадий (этапов). К основным из них относятся: назначение выборов; регистрация избирателей; образование избирательных округов и избирательных участков; образование избирательных комиссий; выдвижение и регистрация кандидатов; предвыборная агитация; голосование; подсчет голосов, определение и опубликование результатов выборов; второй тур голосования (повторное голосование) или проведение повторных выборов. На стадии назначения выборов определяется дата проведения голосования. Выборы назначают уполномоченные на то органы или должностные лица. Например, выборы Государственной Думы назначает Президент РФ. На этапе регистрации избирателей составляются списки избирателей. Включение гражданина в список избирателей означает, что этот гражданин будет допущен к голосованию. Списки составляются соответствующими избирательными комиссиями. Например, на выборах депутатов Государственной Думы — это территориальные и участковые избирательные комиссии. Сведения об избирателях (фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес проживания) формируют и уточняют уполномоченные на то органы или должностные лица местного самоуправления, в частности, глава муниципального образования, а также командиры воинских частей, если избиратели — военнослужащие. Следующий этап — образование избирательных комиссий. Основными полномочиями избирательных комиссий являются: составление списков избирателей, образование избирательных округов, регистрация кандидатов, организация голосования и определение результатов выборов на соответствующей территории, рассмотрение жалоб субъектов избирательного процесса. Необходимым этапом является образование избирательных округов и избирательных участков. Избирательные округа представляют собой территориальные единицы, образуемые с целью объединения проживающих в них граждан для избрания кандидатов на выборные должности. В России избирательные округа могут быть одномандатными, когда в округе избирается один кандидат, многомандатными, когда в округе избираются два и более кандидата. На этапе выдвижения регистрации кандидатов определяется круг лиц, которые будут баллотироваться на выборные должности. В России выдвижение кандидатов допускается в порядке самовыдвижения, в том числе при поддержке группы избирателей с определенным числом участников и в порядке выдвижения политическими партиями. На выборах местного самоуправления выдвигать кандидатов, списки кандидатов могут общественные организации или общественные движения. Выдвижение кандидата не обязательно приводит к его регистрации, а значит, к его участию в предвыборной агитации и включению в избирательный бюллетень для голосования. Выдвинутым кандидату, списку кандидатов для регистрации необходимо выполнить одно из следующих условий:• собрать определенное число подписей избирателей;• внести избирательный залог (за исключением выборов Президента России).Предвыборная агитация может проводиться на телевидении и радио, в периодических печатных изданиях, посредством проведения массовых мероприятий (например, встреч с избирателями, митингов, демонстраций, шествий, публичных дискуссий), путем распространения агитационных материалов и иных не запрещенных законом методов.
Кандидатам и их сторонникам запрещается осуществлять подкуп избирателей, вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы. Следующим этапом избирательного процесса является голосование. Законодательство предусматривает жесткие требования к помещениям для голосования: специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями; стенд, на котором размещается информация о кандидатах.На заключительном этапе избирательного процесса осуществляется подсчет голосов избирателей, определение и опубликование результатов выборов. После окончания времени голосования участковые избирательные комиссии начинают подсчет голосов избирателей и составляют протоколы об итогах голосования. Экземпляры протоколов незамедлительно направляются в вышестоящие избирательные комиссии с последующей передачей этих данных в комиссию, определяющую результаты выборов. В ходе избирательного процесса возможны: второй тур голосования (повторное голосование) или повторные выборы. Повторное голосование допускается.Повторные выборы назначаются избирательными комиссиями в случаях признания ими выборов несостоявшимися или недействительными.
45 Порядок выдвижения, регистрации и правовой статус кандидатов на должность Президента РФ. В соотв. с К. РФ и ФЗ № 76 «О выборах Президента РФ» последний избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, сроком на четыре года.
Выборы Пр. РФ назначает СФ ФС РФ. День выборов - первое воскресенье после истечения срока, на ~ был избран предыдущ. Пр. РФ. Исчисление срока, на ~ был избран Пр. РФ. начинается со дня его избрания. Срок со дня назначения выборов до дня выборов - не менее 4 месяцев. Если СФ не назначит выборы Пр. РФ в указанные в К. сроки, выборы проводятся Центральной избир. комиссией РФ в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента РФ.
Выборы проводятся по всей терр. РФ. Право выдвижения кандидата на должность Пр. принадлежит избирателям, избирательным объединениям, избирательным блокам.
Требования к кандидату:
· д.б. гражданином РФ.
· он должен обладать избирательными правами (д.б. дееспособным и не отбывать наказания в виде лишения свободы)
· нижний предел возрастного ценза - 35 лет.
· ценз оседлости - кандидат должен постоянно проживать на терр. РФ не менее 10 лет.
· одно и тоже лицо не м. занимать должность Президента РФ боле двух сроков подряд.
Кандидат на должность Пр. РФ избранн при - более половины голосов избирателей (50 % + 1 голос). принявших участие в голосовании (но не менее половины внесенных в списки избирателей). Повторное голосование назначает Центризбирком РФ - по двум кандидатам, получившим наиб. число голосов.При повторном голосовании избран - получивший большее число голосов (но число голосов за него д.б. не менее числа голосов поданых против всех).
Если выборы признаны несостоявшимися (участвовало менее половины избирателей из списков), недействительными (нарушение ФЗ), или если ни один из кандидатов не был избран - СФ назначает повторные выборы.
Избранный Пр. в соотв. с К. и ФЗ № 76 вступает в должность на 30 день со дня офиц. объявления результатов выборов.
При вступлении в должность Пр приносит присягу (в присутствии СФ, ГД и судей К. Суда) - с этого момента Пр. вступает в должность.
46.
Порядок выдвижения, регистрации и правовой статус кандидатов на должность депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта федерации (на примере Кемеровской области).
Подсчет голосов и определение результатов голосования (избирательная система в узком смысле) на выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта федерации (на примере Кемеровской области).
49. Порядок обжалования нарушения избирательных прав граждан России.
Решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан Российской Федерации, могут быть обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами. Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды. Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие). По запросам комиссий суд сообщает о принятых к рассмотрению жалобах (заявлениях) на нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, а также о принятых им по таким жалобам (заявлениям) решениях. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.