Источники правового регулирования выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ

44. Понятие и содержание принципов выборов.

Принципы избирательного права — это установленные законом ис­ходные начала, обеспечивающие реализацию и защиту активного и пас­сивного избирательного права, организацию и проведение демократиче­ских выборов. Основными принципами избирательного права в России являются: всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном го­лосовании, обязательность и периодичность выборов, свобода выборов и добровольность участия в них граждан, состязательность в ходе выборов. Принцип всеобщего избирательного права означает, что избира­тельными правами в России может пользоваться широкий круг лиц. Право избирать принадлежит гражданам РФ, достигшим возраста 18 лет. Право избираться принадлежит гражданам РФ, достигшим возрас­та, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, зако­нодательством субъектов РФ.. При этом установление максимального возраста кандидатов на всех уровнях выборов в России не допускается.

Существуют ограничения всеобщего избирательного права. Не име­ют права избирать и быть избранными граждане РФ, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по при­говору суда. В федеральном законодательстве о выборах не допускается возможность дополнительных ограничений активного избирательного права. Ограничения пассивного избирательного права допускаются толь­ко в связи с возможностью устанавливать положения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность бо­лее определенного количества сроков подряд. Принцип равного избирательного права заключает в своем содер­жании три элемента: а) все субъекты избирательного процесса наделя­ются равным объемом прав и обязанностей; б) каждый избиратель обла­дает на выборах одинаковым количеством голосов, то есть «один изби­ратель — один голос»; в) на выборах должно обеспечиваться равное представительство избирателей. Каждое должностное лицо должно из­бираться приблизительно от одинакового числа граждан, и голоса изби­рателей, таким образом, должны иметь «равный вес». Принцип прямого избирательного права при тайном голосовании означает, что каждый гражданин, обладающий активным избиратель­ным правом, лично участвует в выборах. Голосование за других избира­телей допускается только в исключительных случаях, установленных законом. При тайном голосовании исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Тайна результатов го­лосования избирателя обеспечивается заполнением избирательного бюл­летеня в кабине или ином специально оборудованном месте, где присут­ствие других лиц недопустимо. Принцип обязательности и периодичности выборов означает, что граждане должны иметь возможность контролировать деятельность выборных органов, отстраняя в результате очередных выборов одних должностных лиц от управления делами государства и наделяя других полномочиями на осуществление власти. Периодичность выборов опре­деляется установленными сроками полномочий соответствующих орга­нов власти. Периодические выборы обеспечивают постоянный до­ступ к участию в управлении делами государства всем гражданам и яв­ляются гарантией реализации ими активного и пассивного избиратель­ного права. Принцип свободы выборов и добровольности участия в них граж­дан означает, что каждый избиратель добровольно реализует свои изби­рательные права. Не допускается любое принуждение его к участию в выборахПринцип состязательности означает, что выборы не могут быть безальтернативными, т. е. избиратели должны иметь возможность вы­бора между двумя и более кандидатами

45. Основные стадии избирательного процесса.

Избирательный процесс — это урегулированная законом деятель­ность граждан, политических партий, избирательных комиссий и дру­гих субъектов выборов по подготовке и проведению последних. Избира­тельный процесс является упорядоченным и состоит из последователь­но осуществляемых стадий (этапов). К основным из них относятся: назначение выборов; регистрация избирателей; образование избиратель­ных округов и избирательных участков; образование избирательных комиссий; выдвижение и регистрация кандидатов; предвыборная аги­тация; голосование; подсчет голосов, определение и опубликование ре­зультатов выборов; второй тур голосования (повторное голосование) или проведение повторных выборов. На стадии назначения выборов определяется дата проведения голо­сования. Выборы назначают уполномоченные на то органы или должностные лица. Например, выбо­ры Государственной Думы назначает Президент РФ. На этапе регистрации избирателей составляются списки избирате­лей. Включение гражданина в список избирателей означает, что этот граж­данин будет допущен к голосованию. Списки составляются соответству­ющими избирательными комиссиями. Например, на выборах депутатов Государственной Думы — это территориальные и участковые избиратель­ные комиссии. Сведения об избирателях (фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес проживания) формируют и уточняют уполномоченные на то органы или должностные лица местного самоуправления, в частно­сти, глава муниципального образования, а также командиры воинских частей, если избиратели — военнослужащие. Следующий этап — образование избирательных комиссий. Основ­ными полномочиями избирательных комиссий являются: составление списков избирателей, образование избирательных округов, регистрация кандидатов, организация голосования и определение результатов выбо­ров на соответствующей территории, рассмотрение жалоб субъектов из­бирательного процесса. Необходимым этапом является образование избирательных округов и избирательных участков. Избирательные округа представляют собой территориальные единицы, образуемые с целью объединения прожива­ющих в них граждан для избрания кандидатов на выборные должности. В России избирательные округа могут быть одномандатными, когда в округе избирается один кандидат, многомандатными, когда в округе избираются два и более кандидата. На этапе выдвижения регистрации кандидатов определяется круг лиц, которые будут баллотироваться на выборные должности. В России выдвижение кандидатов допускается в порядке самовыдвижения, в том числе при поддержке группы избирателей с определенным числом участ­ников и в порядке выдвижения политическими партиями. На выборах местного самоуправления выдвигать кандидатов, списки кандидатов могут общественные организации или общественные движения. Выдвижение кандидата не обязательно приводит к его регистрации, а значит, к его участию в предвыборной агитации и включению в изби­рательный бюллетень для голосования. Выдвинутым кандидату, списку кандидатов для регистрации необ­ходимо выполнить одно из следующих условий:• собрать определенное число подписей избирателей;• внести избирательный залог (за исключением выборов Президента России).Предвыборная агитация может проводиться на телевидении и радио, в периодических печатных изданиях, посредством проведения массовых мероприятий (например, встреч с избирателями, митингов, демонстра­ций, шествий, публичных дискуссий), путем распространения агитаци­онных материалов и иных не запрещенных законом методов.

Кандидатам и их сторонникам запрещается осуществлять подкуп избирателей, вручать им денежные средства, подарки и иные матери­альные ценности, кроме как за выполнение организационной работы. Следующим этапом избирательного процесса является голосование. Законодательство предусматривает жесткие требования к помещениям для голосования: специально оборудованные места для тайного голосо­вания, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями; стенд, на котором размещается информация о кан­дидатах.На заключительном этапе избирательного процесса осуществляется подсчет голосов избирателей, определение и опубликование результа­тов выборов. После окончания времени голосования участковые изби­рательные комиссии начинают подсчет голосов избирателей и составля­ют протоколы об итогах голосования. Экземпляры протоколов незамед­лительно направляются в вышестоящие избирательные комиссии с последующей передачей этих данных в комиссию, определяющую ре­зультаты выборов. В ходе избирательного процесса возможны: второй тур голосования (повторное голосование) или повторные выборы. Повторное голосование допускается.Повторные выборы назначаются избирательными комиссиями в случаях признания ими выборов несостоявшимися или недействительными.

45 Порядок выдвижения, регистрации и правовой статус кандидатов на должность Президента РФ. В соотв. с К. РФ и ФЗ № 76 «О выборах Президента РФ» последний избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, сроком на четыре года.

Выборы Пр. РФ назначает СФ ФС РФ. День выборов - первое воскресенье после истечения срока, на ~ был избран предыдущ. Пр. РФ. Исчисление срока, на ~ был избран Пр. РФ. начинается со дня его избрания. Срок со дня назначения выборов до дня выборов - не менее 4 месяцев. Если СФ не назначит выборы Пр. РФ в указанные в К. сроки, выборы проводятся Центральной избир. комиссией РФ в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента РФ.

Выборы проводятся по всей терр. РФ. Право выдвижения кандидата на должность Пр. принадлежит избирателям, избирательным объединениям, избирательным блокам.

Требования к кандидату:

· д.б. гражданином РФ.

· он должен обладать избирательными правами (д.б. дееспособным и не отбывать наказания в виде лишения свободы)

· нижний предел возрастного ценза - 35 лет.

· ценз оседлости - кандидат должен постоянно проживать на терр. РФ не менее 10 лет.

· одно и тоже лицо не м. занимать должность Президента РФ боле двух сроков подряд.

Кандидат на должность Пр. РФ избранн при - более половины голосов избирателей (50 % + 1 голос). принявших участие в голосовании (но не менее половины внесенных в списки избирателей). Повторное голосование назначает Центризбирком РФ - по двум кандидатам, получившим наиб. число голосов.При повторном голосовании избран - получивший большее число голосов (но число голосов за него д.б. не менее числа голосов поданых против всех).

Если выборы признаны несостоявшимися (участвовало менее половины избирателей из списков), недействительными (нарушение ФЗ), или если ни один из кандидатов не был избран - СФ назначает повторные выборы.

Избранный Пр. в соотв. с К. и ФЗ № 76 вступает в должность на 30 день со дня офиц. объявления результатов выборов.

При вступлении в должность Пр приносит присягу (в присутствии СФ, ГД и судей К. Суда) - с этого момента Пр. вступает в должность.

46.

Порядок выдвижения, регистрации и правовой статус кандидатов на должность депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта федерации (на примере Кемеровской области).

Подсчет голосов и определение результатов голосования (избирательная система в узком смысле) на выборах Президента РФ, депутатов Государствен­ной Думы Федерального Собрания РФ и представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта федерации (на ­примере Кемеровской области).

49. Порядок обжалования нарушения избирательных прав граждан России.

Решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан Российской Федерации, могут быть обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами. Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды. Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие). По запросам комиссий суд сообщает о принятых к рассмотрению жалобах (заявлениях) на нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, а также о принятых им по таким жалобам (заявлениям) решениях. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.

Наши рекомендации