Акты Федерального Собрания РФ
Необходимо различать федеральные и иные законы, издаваемые российским парламентом, и акты его палат. Общая (единая) компетенция палат Федерального Собрания отсутствует.
Важнейшая роль отводится федеральным конституционным законам, перечень которых установлен конституционными нормами (ч. 2 ст. 65, ч. 1 и 2 ст. 56 и ст. 88, ч. 5 ст. 66, ч. 1 ст. 70, п. «в» ст. 84, ч. 3 ст. 87, п. «д»ст. 103, ч. 2 ст. 114, ч. Зет. 118, ч. Зет. 128, ч. 2 ст. 135). Они посвящены: а) конкретным государственно-правовым институтам; б) особым правовым режимам; в) федеративным отношениям и их субъектам; г) официальной государственной символике. Всего прямо обозначено четырнадцать подобных законов, но в связи с возможностью расширительной трактовки ч. 3 ст. 128 их число будет возрастать.
Федеральные конституционные законы отличаются содержанием, высшей юридической силой и особым порядком введения в действие. К федеральным конституционным законам примыкают законы РФ о поправках к Конституции России (речь идет о поправках к гл. 3—8).
Среди актов парламента немалую роль играют федеральные законы, издаваемые в порядке текущего законотворчества по различным отраслям права. В группе текущих законов необходимо выделять акты в виде кодексов, отличающиеся повышенной систематизированностью правовых предписаний, и основ законодательства (о культуре, охране здоровья, нотариате и др.). Последние принимаются парламентом по предметам совместного ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов.
Палаты выносят постановления по предметам своего ведения и по ?ам внутренней организации. Они принимаются большинством голосов от общего .числа депутатов (членов) палаты, если иной порядок не предусмотрен конституционными нормами.
Государственная Дума принимает постановления по ?ам об одобрении проекта конституционного закона, о поправках к Конституции, проекта федерального конституционного закона, о принятии федерального закона; о даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства России; о недоверии Правительству РФ об объявлении амнистии и др.
Порядок принятия постановлений определен конституционными (ч. 3 ст. 102 и ч. 3 ст. 107) и регламентными нормами.
Официальные заявления и обращения, которые не являются нормативными правовыми актами, принимаются в том же порядке, что и постановления палат.
Самостоятельное значение имеют Регламенты Государственной Думы и Совета Федерации, содержащие нормы материального и процессуального права и утвержденные постановлениями палат.
На основе Регламента парламент осуществляет принадлежащие ему полномочия. Издание Регламента — исключительная прерогатива представительного органа, свидетельство его самостоятельности важной государственной и политической роли. Парламент сам определяет наиболее целесообразный порядок работы, включая такую ответственную область, как законодательствование.
95. Правительство РФ: порядок формирования, полномочия, акты.Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти РФ. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.
Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы в следующие сроки:
не позднее двух недель после вступления в должность вновь
избранного Президента РФ;
не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства РФ;
в течение недели со дня отклонения представленной Президентом РФ на рассмотрение Государственной Думы кандидатуры Председателя Правительства РФ.
Государственная Дума имеет право дважды без всяких для себя последствий отклонить кандидатуру Председателя Правительства РФ, предложенную Президентом РФ. Если же Дума в третий раз отклонит представленную кандидатуру, то Президент самостоятельно назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
Вновь назначенный Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ свои предложения по структуре федеральных органов исполнительной власти и кандидатурам на должности своих заместителей и федеральных министров. Для решения оперативных ?ов российское Правительство может образовывать Президиум. Заседания Президиума Правительства проводятся по мере необходимости.
Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.
Наиболее важными полномочиями Правительства РФ являются:
реализация внутренней и внешней политики Российской Феде
рации;
решение текущих социально-экономических ?ов;
обеспечение единства системы исполнительной власти в РФ,
направление и контроль за деятельностью этих органов; формирование федеральных целевых программ и обеспечение
их реализации;
реализация права законодательной инициативы.
Контроль за деятельностью Правительства РФ существенно ограничен. Правительство обязано отчитываться перед законодателями только за исполнение бюджета. Кроме того, в исключительных случаях Государственная Дума может рассмотреть ? о доверии Правительству. Депутаты имеют право обратиться с запросом к любому члену Правительства и самому Правительству, на который им обязаны дать ответ.
Правительство РФ в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим ?ам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Все акты Правительства обязательны к исполнению в РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.
Судебная власть в РФ
Конституция РФ установила понятие судебной власти — необходимой и авторитетной ветви государственной власти в демократическом и правовом государстве.
Ее задачи — осуществление правосудия, обеспечение верховенства Конституции России и законов, а также в определенной мере — уравновешивание законодательной и исполнительной власти. Она призвана стабилизировать существующие общественные отношения.
Судебная власть характеризуется:
а) независимостью и самостоятельностью;
б) особым правовым статусом ее носителей — судей;
в) участием в осуществлении правосудия народных, присяжных и
арбитражных заседателей;
г) наличием властных полномочий.
Согласно конституционным нормам (ст. 118):
1. Правосудие в РФ осуществляется только
судом.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционно
го, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
3. Судебная система Федерации устанавливается Конституцией
России и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Выделяют принципы функционирования судебной власти:
а) равенство граждан перед законом и судом;
б) гласность судебного разбирательства;
в) состязательность и равноправие сторон в судопроизводстве;
г) обеспечение презумпции невиновности и положения о том, что.
обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
д) запрет использования доказательств, полученных с нарушением
федерального закона.
На федеральном уровне судебная власть принадлежит Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду РФ. На современном этапе проводится практическая работа по введению института мировых судей. На начало 2002 г. они имелись не во всех российских субъектах. Они не входят в федеральную судебную систему и относятся к судам субъектов Федерации. Осуществляемая с начала 90-х гг. судебная реформа выразилась в создании конституционных и арбитражных судов, суда присяжных, однако она далека от завершения. Одно из важных демократических завоеваний — возможность судебного обжалования арестов, заключения под стражу и содержания под стражей (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ).