Доказательства по делам об административных правонарушениях, их виды. Оценка доказательств

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП доказательствами по делу об административном правонарушении являются:

• 1) протоколы, предусмотренные КоАП;

• 2) объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности;

• 3) показания потерпевшего, свидетелей;

• 4) заключения эксперта;

• 5) документы, содержащие сведения, имеющие значение по делу;

• 6) показания специальных технических средств;

• 7) вещественные доказательства.

Документы признаются доказательствами по делу об административном правонарушении, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении

твами признаются материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, иные носители информации.

Показания специальных технических средств признаются доказательствами по делу об административном правонарушении, если данные технические средства утверждены в установленном порядке в качестве средств измерения, имеют соответствующие сертификаты и прошли метрологическую проверку

Вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении признаются предметы, которые служили орудием совершения или предметом административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы

Получение и оценка перечисленных видов доказательств производится лицами, наделяемыми государственно-властными полномочиями по делу об административном правонарушении.

Для получения доказательств лицо, осуществляющее производство, вправе совершать собственные процессуальные действия по сбору доказательств, вынести определение об истребовании сведений, направить запрос или поручить совершение отдельных процессуальных действий должностному лицу соответствующего территориального органа

Собранные по делу об административном правонарушении доказательства оцениваются лицом, осуществляющим производство, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
20. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, их виды.

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1) доставление;

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

9) привод;

10) временный запрет деятельности;

11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

21. Понятие и краткая характеристика стадий производства по делам об административных правонарушениях.

На каждой стадии совершаются разные действия. Решение задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности. После принятия такого акта начинается новая стадия. Стадии органично связаны между собой; последующая, как правило, начинается лишь после того, как закончена предыдущая, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше.

Производство состоит из четырех частей (стадий):

1) административное расследование;

2) рассмотрение дела;

3) пересмотр постановления;

4) исполнение постановления.

На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения проступка, данные о виновном и составляется протокол.

На второй — компетентный орган рассматривает дело и принимает постановление.

На третьей — факультативной — стадии постановление пересматривается по жалобе гражданина, протесту прокурора, она заканчивается принятием решения об отмене, изменении или оставлении постановления в силе.

На четвертой — исполняется принятое постановление. Законом четко решаются вопросы о том, кто из субъектов власти на каждой стадии выполняет основные процессуальные действия: составляет протокол, выносит постановление, принимает решение по жалобе, исполняет постановление.

На каждой стадии существуют этапы — группы взаимосвязанных действий:

I. Административное расследование: 1) возбуждение дела; 2) установление фактических обстоятельств; 3) процессуальное оформление результатов расследования; 4) направление материалов для рассмотрения по подведомственности.

II. Рассмотрение дела: 1) подготовка дела к рассмотрению; 2) анализ собранных материалов, обстоятельств дела; 3) принятие постановления; 4) доведение постановления до сведения.

III. Пересмотр постановления: 1) обжалование, опротестование постановления; 2) проверка законности постановления; 3) вынесение решения; 4) доведение решения до сведения.

IV. Исполнение постановления: 1) обращение постановления к исполнению;

2) фактическое исполнение; 3) окончание исполнения (дела).

22. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении и стадия рассмотрения дела об административном правонарушении.

Возбуждение административного дела – первоначальная ста­дия административного производства. Следует различать его пово­ды и основания.

Поводами к возбуждению дела являются: непосредственное об­наружение уполномоченным должностным лицом факта соверше­ния административного правонарушения; материалы, поступаю­щие из правоохранительных органов, а также от других государ­ственных органов, органов местного самоуправления, обществен­ных объединений; сообщения и заявления физических и юриди­ческих лиц; сообщения в средствах массовой информации.

Основанием для возбуждения дела является наличие достаточ­ных данных, указывающих на признаки административного пра­вонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбуж­денным с момента составления протокола о его совершении или вынесении прокурором постановления о возбуждении админи­стративного производства.

Протокол об административном правонарушении – процес­суальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния (конечно, предположительно). Его составляют уполномоченные должностные лица – представители тех органов, которые правомочны рассматривать дела об админи­стративных правонарушениях (например, должностные лица ми­лиции, контрольно-надзорных органов и т.п.).

Установлены реквизиты протокола: дата и место составления; данные о его составителе; сведения о личности нарушителя; место, время совершения и его существо; нормативный акт, предусматри­вающий административную ответственность за данное правонару­шение; данные о потерпевших и свидетелях; объяснения наруши­теля и иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола физическому лицу или законному предста­вителю юридического лица должны быть разъяснены их права и обязанности. К протоколу прилагаются их объяснения и замеча­ния, если таковые имеются. В случае отказа этих лиц от подписа­ния протокола в нем делается соответствующая запись. Копия про­токола вручается под расписку лицам, в отношении которых воз­буждено дело.

Протокол составляется сразу же после выявления факта со­вершения административного правонарушения. Если же требует­ся дополнительное выяснение обстоятельств дела, в том числе данных о. личности или сведений о юридическом лице, протокол составляется в течение суток с момента выявления правонару­шения.

Затем протокол направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента его составления. Если правонарушение влечет за собой админи­стративный арест, протокол передается судье немедленно после его составления.

Протокол об административном правонарушении составляется не во всех случаях (ст. 237). Так, при совершении правонаруше­ния, влекущего наложение административного взыскания в виде предупреждения или административного штрафа, не превышаю­щего одного минимального размера оплаты труда, протокол не со­ставляется. Штраф взимается уполномоченным должностным лицом на месте совершения правонарушения. Если лицо оспари­вает взыскание, налагаемое на месте, протокол составляется на общих основаниях. Протокол не составляется также в случаях, когда административное производство возбуждено постановлени­ем прокурора.

При невозможности составить протокол на месте совершения административного правонарушения, хотя его составление обяза­тельно, нарушитель может быть доставлен в милицию.

Рассмотрение дела об административном правонарушении – центральная стадия, в рамках которой проявляются важнейшие черты, свойственные юрисдикционной административно-процес­суальной деятельности.

Прежде всего орган (должностное лицо), уполномоченный рас­сматривать дела такого рода, осуществляет подготовку к рассмот­рению. При этом должны быть решены вопросы важного юриди­ческого значения, а именно: относится ли данное дело к компетен­ции данного органа (должностного лица); правильно ли составле­ны протокол и другие материалы, если таковые имеются; извеще­ны ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о месте и времени рассмотрения; имеются ли обстоятельства, исключающие возмож­ность рассмотрения дела; достаточно ли имеющихся по делу мате­риалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.

При этом учитывается, что данное дело не может рассматри­ваться в случаях родственных связей между участниками произ­водства либо наличия личной, прямой или косвенной заинтересо­ванности в решении дела судьи или должностного лица, рассмат­ривающего дело. При наличии этих обстоятельств они обязаны заявить самоотвод, а другие участники производства вправе за­явить отвод этим официальным лицам.

Установлен определенный порядок рассмотрения дел. Оно на­чинается с объявления о том, кто рассматривает данное дело, какое именно дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности. Затем устанавливается лич­ность участников производства, им разъясняются их процессу­альные права и обязанности. Далее оглашается протокол об ад­министративном правонарушении. Заслушиваются объяснения, показания, заключения участников производства, исследуются доказательства, заслушивается заключение присутствующего прокурора.

Главное в содержании данной стадии административного про­изводства состоит в том, что орган (должностное лицо) при рас­смотрении дела обязан выяснить: было ли совершено администра­тивное правонарушение, виновно ли данное лицо в его соверше­нии, подлежит ли оно административной ответственности, име­ются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответствен­ность, причинен ли имущественный ущерб. Аналогичные вопро­сы (кроме виновности) выявляются и в отношении юридических лиц.

При рассмотрении дела судьей или коллегиальным органом обязательно составляется протокол рассмотрения дела об админи­стративном правонарушении.

При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по данному делу, при объявлении нарушителю уст­ного замечания, при передаче дела на предмет привлечения винов­ного к дисциплинарной ответственности, а также при обнаруже­нии в нарушении признаков преступления рассмотрение дела за­вершается прекращением производства.

Наши рекомендации