Картина мира: | Основные понятия: многопартийность, Декларация о государственном суверенитете России, первые всенародные выборы президента России, ГКЧП, Содружество независимых государств. Общее представление об основных процессах в 1990-1991 годах, приведших к распаду СССР. |
Историческое мышление | Умение сравнивать различные позиции (попытки группы «Союз» и участников новоогаревских переговоров сохранить союзное государство) и выявить причины распада СССР. |
Нравственное и гражданское самоопределение: | Осознание своей сопричастности к событиям августа 1991 года, высказывание собственных суждений о том, можно ли было избежать распада СССР. |
1. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемного задания. | Работа с текстами после параграфа Сравните факты, приведенные в первом и во втором тексте. В чем главное противоречие? | 1-й текст | | 2-й текст | Результаты референдума марта 1991 года: граждане за сохранение СССР | →← | Решение трех президентов в декабре 1991 года о прекращении существования СССР | | |
| Какое проблемное задание нам нужно выяснить на уроке? | Почему распался СССР? | |
2.Выдвижение версий. | Какой предполагаемый ответ на поставленный вопрос можем дать? | Распад СССР произошел по ряду причин: - Кризис советской системы
- Обострение межнациональных конфликтов
- Стремление руководства большинства республик к самостоятельности
- Заинтересованность Запада в распаде СССР
- Действия ГКЧП
| |
3.Актуализация знаний. | 1.Работа с понятиями: демократия, диктатура, капитализм, социализм. Объедините данные понятия в пары и укажите главный видовой признак каждого понятия. | Демократия – диктатура политический режим, основанный на участии народа в решении важнейших государственных дел | сосредоточении власти в руках одного лица | Капитализм – социализм общественный строй, основанный на частной собственности и разделении общества на капиталистов и наемных рабочих | общественной собственности и на равенстве и справедливости | | |
| 2. Соотнесите политические течения, образовавшиеся в ходе перестройки, с их целями. 1.демократы а. социализм – неудачный путь России 2.коммунисты б.у России должен быть особый путь развития 3.национал-патриоты в. обращение к западным ценностям г. восстановление Российской империи, самодержавной монархии д. сохранение общественно-государственной собственности в. сохранение завоеваний социализма | 1 – а, в 2 – д, е 3 - б, г | |
4. Открытие нового знания. | Как будем выполнять поставленное задание? | Нужно выяснить какие процессы происходили в СССР в 1990-1991 годах и как они повлияли на распад СССР. | |
| Залание1. На основе текста учебника, иллюстраций на стр.325-327 выпишите процессы, которые вызвали кризис Советского Союза. Можно также использовать данные хронологической таблицы на стр.314. | Январь1990г. Март 1990г. Май 1990г. Лето 1990г. 1990г. | – демонстрации с требованиеми перехода к рыночной экономике и демократии - Внесение изменений в Конституцию: а) восстановление многопартийности б)учреждение поста президента СССР - Горбачев избран президентом СССР на III съезде народных депутатов - Выборы в союзных республиках, в некоторых из них – победа демократов и националистов – сторонников национальной независимости Главой Верховного Совета России избран Б.Н.Ельцин – один из лидеров движения «Демократическая Россия» Принятие Декларации о государственном суверенитете России (12 июня) Большинство союзных республик принимают декларации о государственном суверенитете. Нехватка самых необходимых товаров. Миллиардные кредиты на Западе на закупку продовольствия, рост внешнего долга СССР Расчет многих политиков Запада на скорый распад СССР | | |
| Задание 2. На основании текста учебника на стр. 328-330 определите КЕМ были предприняты попытки сохранения союзного государства. | 1 Парламентской группой «Союз» и ее сторонниками. 2 Горбачевым и лидерами 9 союзных республик, которые начали переговоры в Ново-Огарево | |
| Попробуйте сравнить эти две попытки сохранить союзное государство. Процесс сравнения всегда предполагает не только выделение объектов сравнения. Но и линий (вопросов), по которым будет проводиться сравнение. Объекты сравнения нам ясны: группа «Союз» и ее сторонники, участники новоогаревских переговоров. По каким вопросам будем сравнивать их попытки сохраненить союзное государство? - КАКИМ они хотели сохранить союзное государство?
- Какие действия они предприняли для сохранения союзного государства?
- Каковы были результаты их действий?
| | |
| Можно на классной доске наглядно представить процесс сравнения. | | |
| Вопросы для сравнения | Группа «Союз» | Участники новоогаревских переговоров | Теперь дадим ответы на выдвинутые вопросы ( на уроке сравнение будет происходить устно, дома – они могут оформить таблицу) | | Группа «Союз» | Участники новоогаревских переговоров | 1-й вопрос | Реальная власть у союзного правительства, президента СССР при сохранении «вертикали» коммунистической партии | Республики получают значительные полномочия по руководству экономикой, внешняя политика, оборона – за союзным правительством. С согласия республик назначаются новые союзные власти. | 2-й вопрос | На высшие посты назначены сторонники жестких мер (Пуго, Янаев, Павлов и др.) Неудачные попытки устранения неугодного руководства союзных республик (Вильнюс, Рига). Попытки установления власти ГКЧП (19-21 августа 1991г) | Началась разработка нового союзного договора. На 20 августа намечено подписание нового союзного договора. | 3-й вопрос | Провал попыток установления власти ГКЧП. Запрет КПСС, разрушение государственных структур СССР | Новый союзный договор не подписан | | |
| Задание 4. Можно по событиям 19-21 августа 1991года поручить учащимся составить картинный план, для чего из текста учебника выделить ключевые фразы, передающие основные эпизоды этих событий. В фразы можно вносить некоторые изменения, сокращения перестановки слов. | | |
| 19 августа – утро | В выпуске новостей дикторы объявляют, что президент СССР Горбачев по состоянию здоровья не может исполнять свои обязанности…, вся власть переходит к ГКЧП. По распоряжению ГКЧП в Москву вводятся армейские части… Президент и народные депутаты России собираются в здании Верховного Совете – Белом доме. | 19 августа - день | Небольшая радиостанция белого дома… сообщает, что к зданию подходит колонна танков…, что она подняла трехцветные флаги и перешла на сторону российского правительства | 19 августа - вечер | Ельцин поднимается на танк… и зачитывает свое обращение к россиянам, называя действия ГКЧП государственным переворотом, призывая граждан «дать отпор пучистам», военнослужащих – «не принимать участия в перевороте». | 20 августа | Вокруг Белого дома для защиты президента и депутатов России собирается до 160 тысяч мирных граждан. Открыто против ГКЧП выступают целые научные институты, Союз журналистов и другие организации. | Ночь 20-21 августа | Лидеры ГКЧП отдают приказ о штурме Белого дома силами армейских подразделений и спецгрупп КГБ. Баррикады. Бойцы спецгрупп «Альфа» и «Вымпел» впервые отказываются выполнить приказ о штурме. | 21 августа | Министр обороны Язов приказывает войскам выйти из Москвы. Горбачев отказывается разговаривать с прибывшими к нему «заговорщиками». Арест членов ГКЧП. | | | |
| Примечание: задание на составление картинного плана выполняется при наличии времени на уроке. | | |
| Задание 5. Перечислить обстоятельства, которые после 21 августа 1991г. привели к распаду СССР (текст учебника, иллюстрации на стр.334-336). | Роспуск всех партийных структур КПСС, которые связывали Москву с каждым районом и предприятием СССР. Новые переговоры по созданию не федерации, а конфедерации. Признание Госсоветом независимости Литвы, Латвии, Эстонии. Заявление Ельцина, что «Россия не допустить возрождения центра, стоящего над ней» Большинство жителей Украины на референдуме проголосовали за независимость. 8 декабря 1991 года подписание Беловежских соглашений России, Украины и Белоруссии о роспуске СССР и создании СНГ. | |
| Можно дополнительно поставить задание: На ваш взгляд, можно ли было избежать распада СССР? | Учащиеся высказывают свое мнение. | |
5. Применение нового знания. | Продолжение заполнения таблицы «Перемены в нашей стране на рубеже ХХ-ХХI веков» строка 1990-1991годы. | | |
| Годы | Состояние экономики и населения | Развитие культуры | Отношения власти и граждан | Национальные отношения | Международное положение | 1990-1991 | Сокращение выпуска нужных товаров. Дефицит. Огромные очереди. Карточки. Кредиты у стран запада на закупку продовольствия. Рост внешнего долга СССР | | Демонстрации с требование перехода к рыночной экономике, к демократии. Восстановление многопартийности. Учреждение поста президента СССР. Горбачев – первый и последний президент СССР. Массовые забастовки шахтеров и других рабочих. 19-21 августа 1991г. – провал попыток установления власти ГКЧП, запрет КПСС, разрушение государственных структур СССР. | Декларации о государственном суверенитете Росси (12 июня) и большинства союзных республик (лето 1990г.). Первые выборы президента России – 12 июня 1991г. Референдум о сохранении СССР (март 1991г.).Выработка Горбачевым и лидерами 9 союзных республик нового союзного договора. Срыв его подписания. Декабрь 1991г. – подписание Беловежских соглашений России, Украины и Белоруссии о распаде СССР и создании СНГ. | Согласие СССР на объединение ФРГ и ГДР в единую Германию и ее вхождение в НАТО. Расчет многих политиков Запада на распад СССР. Подписание Договора СССР и США о СНВ-1 | | |
| Сделайте вывод, по каким причинам распался СССР? | Кризис советской системы. Межнациональные конфликты, их обострение. Стремление руководства большинства республик к самостоятельности. Попытки силовыми способами устранить неугодное руководство союзных республик. Заинтересованность Запада в распаде СССР. Нерешительность Горбачева. Действия лидеров КГЧП, которые ускорили распад СССР. | |
| Домашнее задание:§33, вопросы и задания перед ним. Если на уроке учащиеся не выполняли задание №3 к параграфу: Представь. Что ты – гражданин современной России – оказываешься на месте жителя Москвы 19-21 августа 1991 года. Объясни, каковы будут твои действия, поступки, то его можно дать для домашней работы. | | |
| | | | |