Билет №31. Международные отношения и внешняя политика СССР в 1945-1985 гг
После Второй мировой войны произошли коренные изменения в мире. Союзные войска четырех держав - СССР, США, Великобритании и Франции оккупировали территорию Германии и Австрии в соответствии с решениями Потсдамской конференции. Политическое влияние Советского Союза распространялось на Польшу, на часть Германии, Чехословакию, Венгрию, Болгарию, Югославию, Румынию.
В мае 1955 г. СССР подписал Государственный договор о восстановлении суверенитета Австрии. В том же году июльская встреча лидеров четырех держав-победительниц в Женеве обозначила потепление мирового политического климата, усталость народов от конфронтации
В ответ на настойчивое обсуждение в 1950-1953 гг. Генеральной Ассамблеей ООН вопроса о германских и японских военнопленных СССР подготовил условия для установления прямых дипломатических, торговых и культурных связей с Западной Германией и Японией. В сентябре 1955 г. Москву посетил канцлер ФРГ К. Аденауэр. Стороны договорились о прекращении состояния войны, установлении дипломатических отношений и возвращении в Германию немецких военных преступников, осужденных в СССР. В октябре следующего года были нормализованы отношения с Японией. СССР отказался от всех репарационных претензий, согласился на репатриацию военнопленных японцев, осужденных в СССР, поддержал просьбу Японии о ее вступлении в ООН. Восстановление советско-японских дипломатических отношений сопровождалось согласием правительства СССР в случае подписания мирного договора между двумя странами передать Японии острова Хабомаи и Шикотан. Исполнение взятого обязательства было заблокировано заключением в 1960 г. японо-американского соглашения о безопасности, выдвижением дополнительных территориальных претензий на острова Кунашир и Итуруп, нагнетанием русофобии в Японии.
СССР с самого начала выступил с поддержкой национально-освободительного движения. В первой половине 60-х гг. руководители СССР побывали в Индии, Индонезии, Бирме, Афганистане, Иране и др. странах. Было подписано более 20 соглашений, причем довольно значительными были размеры помощи освободившимся странам.
Советская внешняя политика в отношении развивающихся стран рассматривалась Западом как попытка распространить советскую систему союзов на весь мир, отсечь развитые страны Запада от рынков и источников сырья. В результате Запад усилил военное давление на СССР, а после карибского кризиса в США была принята программа создания стратегических ракет наземного базирования. Естественно, эти шаги вызвали ответную реакцию СССР, что привело к новому витку гонки вооружений. В этой обстановке решались некоторые конкретные задачи.
Основной целью советской дипломатии была стабилизация обстановки в Европе путем узаконивания послевоенного положения. Речь шла о подписании мирного договора с обоими немецкими государствами. Не были зафиксированы новые польские границы.
Советский Союз на конференциях «большой тройки» в годы войны постоянно выступал за сохранение единой Германии. После войны Берлин был разделен на зоны оккупации. В 1949 г. сначала западная зона оккупации Германии провозгласила создание Федеративной Республики Германии, затем восточная, советская зона стала Германской Демократической республикой. После принятия ФРГ в Северо-Атлантический блок (1955) был создан Варшавский договор – военно-политический блок социалистических стран (напомним, НАТО возникла в 1949 г.).
Сложными были отношения с США. Существование двух сверхдежав, не равных по мощи, но значительно опережавших других, определяло особый статус их отношений. В сентябре 1959 г. после 15 лет конфликтов и напряженности между странами Хрущев посетил США. В мае 1960 г. была запланирована встреча руководителей СССР, США, Франции и Англии, но она была сорвана по вине США (инцидент с самолетом-шпионом). Осенью 1960 г. состоялся новый визит Хрущева в США во главе делегации на Генеральную Ассамблею ООН. По предложению СССР была принята резолюция о полной и окончательной ликвидации колониального режима управления, что повысило авторитет СССР в глазах зависимых стран.
Карибский кризис имел огромные последствия. Кубинская революция выстояла. Лидеры двух держав проявили государственную мудрость, пойдя на уступки друг другу. Стало ясно, что СССР, оказывая помощь, должен был учитывать возможность или неизбежность столкновения с США. Вместе с тем, при смене Хрущева ему поставили в вину, как поражение, уход с Кубы. Успех же США породил эйфорию, что позднее повлияло на решение идти до конца во вьетнамской войне.
В августе 1963 г. в Москве США, СССР и Англия подписали договор, ограничивший испытания ядерного оружия только подземными. В этом же году заключен договор о нераспространении ядерного оружия.
В конце 60-70-х гг. начался процесс разрядки международной напряженности. К этому времени был достигнут военно-стратегический паритет между СССР и США, Варшавским договором и НАТО. Во-вторых, на позицию правящих кругов оказывали воздействие демократические антивоенные выступления. Наконец, война во Вьетнаме показала опасность и бесперспективность региональных конфликтов.
Большое значение для укрепления мира, доверия между странами стало подписание договоров по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1, ОСВ-2) между США и СССР.
32 вопрос. Обострение системного кризиса в СССР середина 80-х гг. XX столетия. Перестройка как опыт «обновления социализма»: противоречие целей и результатов.
К середине 1980-х гг. в СССР наступил экономический, социальный и политический кризис. Он выражался в падении темпов роста промышленного и сельскохозяйственного производства, снижении уровня жизни населения, усилении коррупции, развитии теневой экономики, нарастании социальной апатии. В общественном сознании зрело понимание необходимости глубоких перемен. Их желали все слои общества — от рядовых граждан до определенной группы партийных и государственных чиновников. Страна стояла на пороге перемен. Начало перестройки связано с именем М. С. Горбачева, который в марте 1985 г. стал Генеральным секретарем ЦК КПСС. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Предусматривалось усовершенствовать структуру управления народным хозяйством, за счет “Скрытых резервов” в короткий срок добиться подъема экономики, преодолеть застойные явления, значительно. Улучшить материальное положение советских людей. Особое внимание уделялось активизации “человеческого фактора”, через укрепление дисциплины и стимулирование новых форм труда. Все преобразования, разумеется, должны были осуществляться в рамках социализма. По мере углубления перестроечных процессов выявилась необходимость политической реформы. Без обновления политических структур общества новые экономические методы хозяйствования не могли дать ощутимых результатов. Осознавая это, Горбачев и его единомышленники пошли на демократизацию политических структур. Главным ее инструментом стала гласность — объективное освещение всех сторон жизни общества. В процессе дальнейшей демократизации общественной жизни в стране из Конституции СССР была исключена 6-я статья (о руководящей роли КПСС), ликвидирована однопартийная система руководства страной, стали возникать различные партии и общественные движения.
В результате: Дальнейшее развитие событий не оправдало оптимистических прогнозов. Справиться с кризисом не удалось.
· 1988 г. Провал антиалкогольной кампании. Госбюджет не досчитался с 1985 по 1988 г. около 67 млрд. руб, резко выросло самогоноварение
· Закон о трудовых коллективах предусматривал создание советов трудовых коллективов с широкими полномочиями, включавшими выбор руководящих работников, регулирование заработной платы, соблюдение социальной справедливости в оплате труда и даже цены выпускаемой продукции. В реальной жизни вскоре стало ясно, что трудовые коллективы склонны к «коллективному эгоизму», стремлению любой ценой повысить заработную плату и цену выпускаемой продукции, выбирать покладистого начальника..
Предпринятых усилий оказалось недостаточно, и обстановка в экономической и социальной сферах значительно ухудшилась к 1987 г. расходы бюджета росли быстрее, чем абсолютный прирост национального дохода страны. Это означало несостоятельность выбранного курса, движение экономики к финансовому кризису.
Билет 33 1953-1964гг: Смерть диктатора открыла новый период в истории страны, получивший название «оттепели». Ключевым событием этого противоречивого периода был ХХ съезд КПСС (1956 г.), оформивший курс на десталинизацию советского общества. Однако следует отметить, что процессы обновления начались уже с весны 1953 года, когда были прекращены массовые репрессии, появились первые статьи о необходимости развития демократии. Началась массовая реабилитация невинно пострадавших людей. Были приняты новые основы законодательства по всем отраслям права. Либерализация проявилась также в сфере государственного строительства. Происходило расширение прав союзных республик в экономической и правовой сферах.Однако политика обновления отличалась противоречивостью, соединяя в себе демократическую новизну и стойкие стереотипы старого. Это хорошо заметно в создании системы совнархозов и непрерывном усложнении ее структуры, в переходе к семилетнему планированию, в разделении партийных, советских и других структур на «промышленные» и «сельскохозяйственные».В середине 50-х - начале 60-х годов развитие новых отраслей народного хозяйства было весьма динамичным. В социальной сфере обозначились крупные позитивные сдвиги, быстро росли заработная плата и потребление товаров. В 1964 г. впервые были введены пенсии колхозникам. Реальные сдвиги, достигнутые благодаря усилиям Хрущева в сельском хозяйстве, во многом были перечеркнуты кукурузной кампанией. Противоречивым было воздействие Хрущева и на культурную жизнь общества, где полезные начинания в сфере народного образования сочетались с грубым и некомпетентным вмешательством в развитие искусства. Возникли трудности с обеспечением населения продовольствием и товарами народного потребления, качество товаров снижалось, так как производство их было нацелено на количество(ради плана). Причины этих трудностей заключались в несоответствии форм управления экономикой новому уровню развития производительных сил. При командно-административном управлении широко распространены субъективизм, волюнтаризм, игнорировались объективные данные науки и передовой практики. Были проведены перемены в составе высших органов власти.1964-1985гг Руководство вынуждено было пойти на хозяйственную реформу (1965 г.), суть которой заключалась в усилении экономических рычагов, расширении самостоятельности предприятий. В 70-е годы происходит скатывание советской экономики к стагнации. В 1966 г. был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию. От восьмой (1966 - 1970 гг.) к одиннадцатой (1981 - 1985 гг.) пятилетке неуклонно снижались основные экономические показатели. В тяжелом положении оказалось сельское хозяйство. Обладая плодородными землями, СССР превратился в мирового лидера по закупкам зерна за границей. Потери сельскохозяйственной продукции доходили до 40 %. С начала семидесятых годов в СССР перестала увеличиваться средняя продолжительность жизни и начала расти детская смертность. К началу 80-х годов страна находилась лишь на 35 месте в мире по продолжительности жизни и на 50-м по уровню детской смертности. Андропов сделал ставку на «наведение порядка» путем ужесточения режима. Усилились репрессии по отношению к диссидентам. В стране обозначился кризис социальной сферы, росла апатия людей, деформировалась мораль. Во всех областях общественной жизни явственно чувствовалось загнивание.Практически исчезла критика «культа личности», прекратилась реабилитация жертв сталинских репрессий. Принятая в 1977 году новая Конституция СССР провозгласила построение в Советском Союзе «развитого социализма». В 6-й статье она закрепила монопольное положение КПСС в политической системе, определив партию как руководящую и направляющую силу общества.Фактически партия превратилась в элемент государственной структуры. Представительные органы в 70-е годы имели декоративное значение.