Правовой статус личности
В наиболее общей формулировке правовой статус определяют как юридически закрепленное положение личности в обществе. «В широком смысле под правовым статусом, – утверждает Н. И. Матузов, – понимается положение личности в обществе»[278]. Согласно В. А. Кучинскому правовой статус «представляет собой совокупность закрепленных в нормах действующего права определенных прав и обязанностей, устанавливающих пределы возможного и должного поведения, общие для всех лиц, подпадающих под определенные признаки»[279]. Правовой статус характеризуют, и как правовую модель поведения, и как систему социально-правовой информации, и нормативно-ценностных ориентиров, и как юридическое выражение свободы и необходимости должного и возможного. Те, кто отождествляет право с законодательством, под правовым статусом понимают «законодательно установленные государством и взятые в единстве права, свободы и обязанности личности»[280].
Непосредственно правовой статус личности исходит из свободы человека, являющейся предпосылкой реализации его природы, его сущности как величайшей ценности. И именно право, такое законодательство, которое олицетворяет общесоциальную политическую справедливость, призвано своими принципами и нормами определить юридическое состояние личности вообще в ценностном ракурсе и отдельного человека в конкретном обществе на соответствующем этапе его развития. В связи с этим правовой статус личности необходимо рассматривать в двух аспектах – широком, в плане субъекта права (личности как важнейшей ценности), и узком, в русле субъекта правовых отношений, в которых практически реализуются юридические права и обязанности правосубъектного индивида.
Теоретическое обоснование правового статуса личности как субъекта права наиболее характерно выразилось в естественноправовой доктрине, прошедшей транзитом от античных времен до наших дней в лице возрожденной школы естественного права и современной теории прав человека.
Классическая школа естественного права, созданная в XVII–XVIII вв. Г. Гроцием, Б. Спинозой, Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо и др. выдающимися мыслителями, стала универсальной, всемирной. Она имела своих сторонников во всех странах мира и являлась господствующей теорией на протяжении двух столетий. Эта школа интерпретировала естественное право как требования человеческого разума, коренящиеся в природе человека. Человеческая же природа обусловливает требования: не трогать чужого добра; возвращать то, что нам не принадлежит; вознаграждать за причиненный вред; исполнять обещания; воздавать заслуженное наказание; искать мир. Естественное право – это право на жизнь; на восстание, если возникает угроза гибели народа; право на честь и достоинство; равенство перед законом; свобода договоров; законность; незыблемость частной собственности. В частной собственности естественная школа права усматривает проявление человеческого совершенства и конечную цель развития, высшую форму всех возможностей человека, его разума. Согласно естественноправовой доктрине право волеустановленное, иначе говоря, положительное, т. е. устанавливаемое в обществе законодательство должно соответствовать естественному праву. Никто не может, не должен нарушать естественное право. У государственной власти есть пределы ее воздействия, две границы ее распространения – естественная (не может) и нравственная (не должна). Государственная власть не должна вторгаться, в частности, в среду свободы мысли, вероисповедания, науки.
В XX в. школа естественного права возрождается в неотомистском, экзистенциалистском, феноменологическом, герменевтическом и других направлениях. Каждое направление по-своему интерпретирует естественное право, однако все они в конечном счете сходятся в том, что его истоками признают общечеловеческие ценности (неотчуждаемые права человека, справедливость, безопасность, каждому свое, социальное правовое государство, моногамную семью, экзистенцию и т. д.), коим и должны соответствовать нормы позитивного права. В отличие от прежней естественно-правовой доктрины, считавшей естественные права человека неизменными, раз и навсегда данными, некоторые нынешние ее сторонники исходят из того, что права изменяются в зависимости от складывающейся реальной ситуации и круг их может расширяться.
Концепция прав человека, по сути дела, зиждется на теории естественного права с акцентом на нравственные принципы, устои общей морали. Известный современный американский исследователь Дж. Милн Финнис в основе прав человека и усматривает принципы общей моральности, к которым он относит благожелательность, уважение к человеческой жизни, справедливость, товарищество, социальную ответственность, свободу от произвольного вмешательства, честное поведение, вежливость, благоденствие детей. Этим устоям корреспондируются основные моральные права: право человека на жизнь, на беспристрастное к себе отношение, на помощь со стороны других в случае острой нужды, на свободу от произвольного вмешательства, на честное отношение, на проявление вежливости, право детей на заботу со стороны взрослых. Российский профессор Р. М. Кличенко исходит из того, что права человека коренятся в ценности человеческой жизни; свободе человека, в том числе свободе выбора образа жизни; равенстве и отсутствии дискриминации; социальной справедливости, т. е. удовлетворении насущных потребностей человека, справедливом распределении материальных ресурсов, защите от всех форм угнетения; солидарности при трагических ситуациях; социальной ответственности; обеспечении мира, отказа от всякого насилия.
В теории прав человека выделяют три поколения. Первое поколение связывают главным образом с принятием в ходе французской революции Декларации прав человека и гражданина 1789 г.
Следует, однако, отметить, что в истории законодательства о правах человека речь шла и раньше. В частности, в Англии в 1215 г. королем Иоанном Безземельным была подписана грамота под названием Великая хартия вольностей, явившаяся результатом острой борьбы угнетенных подданных за расширение прав и свобод крестьян и других слоев населения. В 1689 г. английским парламентом принимается Билль о правах, которым резко ограничивается власть короля, гарантировались права парламента, закладывались основы конституционной монархии страны.
И все-таки надо признать, что классическим воплощением в жизнь теории естественных прав человека было принятие национальным собранием Франции в августе 1789 г. знаменитой Декларации прав человека и гражданина, узаконившей справедливость, свободу, равенство, братство, безопасность, веротерпимость, равноправие. Собственность личности признавалась пьедесталом ее свободы.
Положения, содержащиеся в Декларации прав человека и гражданина, явились предпосылкой дальнейшего развития законодательства о правах человека и были в конечном итоге восприняты всеми конституциями современных демократических государств, в том числе и Конституцией Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами о правах человека.
Права человека первого поколения обычно группируют на политические, гражданские и личные (право на участие каждого гражданина в управлении государством, право на равенство перед законом, право на свободу мысли, свободу и безопасность и др.).
Второе поколение прав человека правоведы связывают с расширением прав личности, возникших под воздействием социалистических идей и движений (право на труд, право на отдых, право на образование, право на социальное обеспечение, право на медицинское обслуживание, право на защиту материнства и детства и др.).
Третье поколение прав видится в юридическом закреплении тех прав, которые выражаются в праве народов на мир, независимость, самоопределение, достойную жизнь и др., которые связывают с послевоенным движением за мир и национально-освободительным движением бывших колоний, что нашло свое отражение в национальном законодательстве, а особенно в международно-правовых актах.
В настоящее время именно международно-правовые акты емко, универсально отражают права человека. К ним относится прежде всего Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г., и с этого времени мир ежегодно отмечает эту дату как День прав человека. В ноябре 1950 г. была принята и в сентябре 1953 г. вступила в силу Европейская конвенция о защите прав и основных свобод с дополнительными протоколами к ней, введенными в силу соответственно в 1970 и 1971 гг., исходя из Всеобщей декларации прав человека. В октябре 1961 г. принимается и в 1965 г. вступила в силу Европейская социальная хартия, в 1966 г. – Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. Оба пакта вступили в силу в 1976 г. Образовался, по сути дела, международный билль о правах человека, включающий в себя Всеобщую декларацию прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1976), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1976), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1976), в котором отразились универсальные права человека. Человек официально стал субъектом международного права. Лейтмотив билля, его основной постулат сформулирован в ст. 2 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек должен обладать правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения».
Третье поколение прав человека сопряжено не только с юридическим их закреплением на международном уровне, но и созданием механизма их реализации.
Концепция прав человека, по утверждению французского правоведа Р. А. Мюллерсона, направлена на то, «чтобы отстоять права и достоинства личности по отношению к коллективу и обществу, защитить индивида от злоупотреблений и произвола со стороны государственной власти, равно как и от всех, кто располагает возможностями принуждения, а также обеспечить достойное существование»[281]. На уровне национальных правовых систем основные права человека закреплены в конституциях демократических государств. В области прав человека общепризнанным мировым сообществом принципом является приоритет международного права по отношению к внутригосударственному.
Права человека – определяющий компонент правового статуса личности. Однако права человека органически связаны с корреспондирующими им чьими-то обязанностями. Без этих обязанностей соответствующие права не могут быть обеспечены, реализованы. В числе обязанных лиц всегда являются субъекты права, независимо от того, кто они – организации или лица. Организации тоже состоят из лиц. Следовательно, единство прав и обязанностей лежит в основе правового статуса личности. Основные обязанности закреплены в правовых конституциях и конкретизируются в текущем законодательстве. Однако юридические обязанности касаются лишь человека как субъекта правоотношений. На ребенка не могут возлагаться те обязанности, которые должен выполнять совершеннолетний. Юридические обязанности несут лишь лица, обладающие правосубъектностью, т. е. праводееспособностью.
Некоторые авторы полагают, что «понятие правового статуса включает в себя следующие элементы:
а) правосубъектность;
б) общие права и обязанности;
в) общие правоотношения;
г) состояние гражданства;
д) систему правовых гарантий положения личности в обществе»[282].
Однако поскольку личность в праве выступает и как субъект права, и как субъект правовых отношений, постольку правовой статус личности (в широком его понимании) включает в себя не правосубъектность, т. е. праводееспособность, а лишь правоспособность – способность иметь права. Правоспособность же, как известно, связана с появлением человека и, следовательно, с его прежде всего естественными правами – правом на жизнь и т. д. Одни авторы полагают, что естественные права человека принадлежат ему с момента рождения, которые не могут быть «отчуждены» в пользу государства, поскольку они не «даруются» государством, законодателем[283]. Другие же утверждают о необходимости исходить из «признания права на жизнь за каждым из человеческих существ, начиная с момента зачатия»[284]. В связи с этим и возникает проблема абортов в плане их правомерности или неправомерности. Во всяком случае правовая защита человека начинается еще при нахождении его в утробе матери. Подтверждением тому является, например, неприменение смертной казни по отношению к беременным женщинам или право еще не родившегося ребенка на наследование при соответствующих обстоятельствах.
Правовой статус личности вытекает не только из принципа единства прав и обязанностей. Он концентрирует в себе все правовые устои, все принципы права. Правовой статус личности – это единство юридических прав и обязанностей человека, соответствующих принципам права.
Различают три вида правового статуса: общий, специальный, индивидуальный (частный)[285].
Общий правовой статус личности определяется международно-правовыми актами о правах человека и правовыми конституциями демократических государств.
Специальный правовой статус – это статус гражданина, иностранца, апатрида (лица без гражданства), бипатрида (лица с двойным гражданством).
Индивидуальный правовой статус – статус конкретного человека в зависимости от его возраста и социального положения в обществе (ребенка, студента, солдата, рабочего, инженера, офицера и т. д.).
Частный (индивидуальный) правовой статус непосредственно вытекает из соответствующего специального правового статуса и предопределяется в конечном счете общеправовым статусом.