Структура Конституции Республики Беларусь и основные принципы Конституционного строя.
В соответствии со ст.2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Содержание Конституции позволяет говорить о ней как об основе всей правовой системы государства. Так как её нормы являются основополагающими для различных отраслей права: административного, финансового, гражданского, трудового и др. Такое положение связано, прежде всего, с тем, что конституционные нормы регламентируют наиболее важные общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. В них определяются: правовое положение личности, форма правления и государственного устройства, система государственных органов и порядок их формирования, их взаимоотношения между собой. Она определяет правовой порядок функционирования общества, государства и роль граждан в этом процессе. Конституция нужна всем субъектам права.
Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями), принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1994 г., основывается на ряде принципов: демократизме и равноправии граждан, гуманизме, преемственности и стабильности, легитимности, реальности и гарантированности, законности и верховенстве права.
По своей структуре и содержанию – это кодификационный документ, единый закон, структура которого изложена в научно-обоснованной последовательности. Ныне действующая Конституция Республики Беларусь 1994 г. С изменениями и дополнениями, принятыми в 1996 г., состоит из преамбулы, девяти разделов, восьми глав, объединяющих 146 статей.
В Конституции Республики Беларусь закреплены основные принципы конституционного строя (1 раздел). Нормы, содержащиеся в этом разделе, регулируют наиболее важные общественные отношения, характеризующие государственность Беларуси. Конституционный строй– это определённый порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с Конституцией и законодательством.
К основным относятся следующие принципы конституционного строя Республики Беларусь.
- Суверенитет государства и народа (проявляется в том, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внешнюю и внутреннюю политику (ст. 1 Конституции Республики Беларусь); единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ (ст. 3 Конституции Республики Беларусь)).
- Приоритет прав и свобод человека, их защита – главная обязанность государства (проявляется в том, что государство берёт на себя обязательство признавать, соблюдать и обеспечивать права и свободы человека (ст. 2, 7, 21, 23 и др. Конституции Республики Беларусь)).
- Народовластие. Проявляется в том, что народ выступает первоисточником власти, а его воля, выраженная в юридических формах (законах), является подлинным и единственным базисом государства (ст. 3 Конституции Республики Беларусь).
- Разделение властей (ст. 6 Конституции Республики Беларусь). Согласно этой статье, «государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную, судебную». Сущность принципа разделения властей состоит в следующем:
· каждая из функций государства (законодательная, исполнительная, судебная) должна исполняться самостоятельно существующим органом государственной власти;
· ни одна из ветвей власти не должна вмешиваться в компетенцию другой власти, а тем более сливаться с другими властями. Они должны взаимодействовать друг с другом и ограничивать друг друга;
· споры в компетенции должны решаться только конституционным путём и через правовую процедуру.
- Верховенство права (ст. 7 Конституции Республики Беларусь). Означает, что государство, все его органы и должностные лица, а также граждане связаны правом независимо от политической конъюнктуры и действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Цель общественного развития – формирование правового государства, основным признаком которого является верховенство права.
- Приоритет общепринятых принципов международного права и обеспечение соответствия им законодательства (ст. 8 Конституции Республики Беларусь). Этот принцип правового государства даёт возможность сотрудничать с другими государствами. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить актам мирового сообщества. Таким образом, происходит унификация национальных правовых систем на самом высоком уровне. Провозглашая этот принцип, Республика Беларусь берёт на себя обязательство обеспечить соответствие национального законодательства подписанным и ратифицированным международным договорам.
- Единство и неотчуждаемость территории Республики Беларусь (ст. 9 Конституции Республики Беларусь). Этот принцип является одним из важнейших. Он позволяет обеспечить безопасность и неприкосновенность государства, защищать его целостность. Территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета страны.
- Равенство государственной и частной форм собственности (ст. 13 Конституции Республики Беларусь).
- Равенство прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности (ст. 13 Конституции Республики Беларусь).
- Равенство перед законом социальных, национальных и других отношений (ст. 14 Конституции Республики Беларусь).
- Полноправное участие в международном сообществе. Основные общепринятые принципы межгосударственных взаимоотношений нашли своё отражение в ст. 18 Конституции Республики Беларусь. К ним относятся:
· Равенство государств
· Неприменение силы или угрозы силой
· Нерушимость границ
· Мирное урегулирование споров
· Невмешательство во внутренние дела других государств
Во втором разделе Конституции «Личность. Общество. Государство» закрепляется правовой статус личности, её место и роль в социальной структуре общества.Перечисляются основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь.
Третий раздел «Избирательная система. Референдум» устанавливает основные принципы проведения выборов и референдумов в Республике Беларусь.
В разделах 4-6 содержатся нормы, регламентирующие статус государственных органов на основании принципа разделения властей. Здесь идёт речь о статусе главы государства, парламента – Национального собрания Республики Беларусь, Правительства – Совета Министров Республики Беларусь, органов судебной власти, местного управления и самоуправления, органов контроля и надзора.
В 7 разделе регулируются вопросы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
Важное значение имеет 8 раздел. В нём определяются вопросы действия Конституции и порядка её изменения.
Заключительные и переходные положения помещаются в разделе 9 Конституции.
Таким образом, Конституция Республики Беларусь – Основной Закон, выражающий волю народа и закрепляющий основы конституционного строя и политики государства, основы правового положения личности, государственное и административно-территориальное устройство, систему и виды органов государства, принципы их организации и деятельности, порядок принятия Конституции и законов Республики Беларусь.