Специфика работы журналиста на ТВ.
Журналисту на телевидении должны быть свойственны особые профессиональные черты, обусловленные спецификой работы на телевидении.
Например, если журналист-газетчик в процессе подготовки материала для публикации имеет дело только с автором, то журналист телевидения становится при подготовке передачи членом большой творческой группы, в которой он сотрудничает с режиссером, кино- и телеоператором, а также с художниками, звукорежиссерами, дикторами, ассистентами, администраторами.
Одна из главных задач начинающего тележурналиста — овладеть особенностями жанра телепередачи, где содержание, идейно-тематическое наполнение определяет структуру, стиль и форму передачи. Соблюдение общих и специфических законов жанра есть главное условие высокого качества и эффективности телепередачи.
Журналист выступает в роли репортера, как правило, в таких случаях, когда собирает материал на месте происшествия. Репортерпрежде всего информирует о событии. Но не это главное в репортаже. Журналист должен описать событие, образно показать, как оно произошло, дать возможность зрителю сопереживать вместе с ним, увидеть то, что произошло, его глазами.
Кстати, речь на телевидении в отличие от печатного слова определяется тройной зависимостью: изображение — звук — слово, что ближе всего к устной речи. Построение, стиль, характер речевой структуры зависят от специфики материала телепередачи, фильма.
Тележурналист должен уметь вести беседу. В беседе журналист обязан внимательно выслушать собеседника, оперевшись на один из его тезисов, согласиться с ним, затем развивать последовательно аргументы, лежащие в основе оценок, позиции журналиста. Высшая оценка и критерий его работы — способность убедить участников передачи, зрителей в своей правоте. Ведущий передачи не должен превращаться в ведомого.
Журналист должен освоить один из основных жанров на телевидении — интервью: кино- или видеоматериал, отражающий в кадре корреспондента, его вопросы и ответы участника событий или компетентного лица (лиц) на актуальные темы.
Журналисту надо помнить, что интервьюируемый — главное лицо, интервьюер — лишь посредник для слушателя. Часто журналисту хочется сообщить известную ему информацию, прокомментировать ответы, выразить собственное мнение. Ничего принципиального против этого возразить нельзя. Но таким образом интервью видоизменяется, становясь беседой или дискуссией, где оба партнера равноправны и попеременно исполняют более или менее идентичные роли.
Популярна среди тележурналистов и работа ведущегопередачи (модератора). Он работает в кадре, пользуется как собственным, так и подготовленным другим автором текстом, соединяет в себе качества комментатора, диктора и интервьюера.
К ведущему телепередачи предъявляется много требований: он должен уверенно проводить интервью с одним или несколькими участниками передачи, работать во всех формах вещания, быстро и точно ориентироваться в самых различных ситуациях. Вместе с тем уметь молчать, давая другим возможность высказаться. Ведущий обязан владеть ситуацией, придавать передаче «стиль», оказывать влияние на ее качество и продолжительность, уметь успокоить собеседника, а в случае необходимости «разогреть» его или «спровоцировать» на откровенный разговор. Ведущий может выступать в роли посредника, но в случае необходимости должен с достоинством выйти из положения, если его собеседник в полемическом задоре выскажет оскорбительное или неверное суждение.
Каждый ведущий работает по-своему. Передача считается удачной, когда у зрителей возникает чувство, что ведущий задает именно те вопросы, которые хотелось бы задать и им, и не превращает ее в трибуну для самовыражения. Главное — правильно осветить тему, не упрощать серьезные проблемы и не драматизировать безобидные события.
Нередко тележурналист выступает и как корреспондент, который обеспечивает редакцию оперативной информацией и другими материалами событийного характера, подготавливает и ведет телевизионные репортажи с места событий, выступает в передачах с собственными материалами. Корреспондент принимает участие в разработке перспективного и текущих планов отдела, редакции, организует выступления политических деятелей, специалистов народного хозяйства, представителей науки и культуры.
Тележурналист должен освоить и принять критерии качества телепередачи. По ним определяют ее идейный и художественный уровень. Основные из них:
— оперативность или актуальность темы;
— компетентность и авторитет участников передачи;
— оригинальность, неожиданность драматургического хода, сценарного замысла, авторской позиции;
— использование возможностей жанра, документального и игрового телевидения, их взаимодействия и взаимопроникновения;
— применение художественных приемов, эстетически обоснованное сочетание выразительных изобразительных средств — слова, видеоряда, музыки, шумов.
Журналист обязательно участвует вместе с режиссером в монтаже. Монтаж — это особая система смысловых, звукозрительных и ритмических соотношений между отдельными кадрами, их формальное и смысловое сочетание и сопоставление. Не может быть безучастным журналист и при монтаже по звуку.
Будучи автором, тележурналист, приступая к передаче, обязан четко определить ее цель и замысел. Цель не всегда удается достичь, чаше реализуется замысел. Высшая оценка и критерий передачи — единство воплощения творческого замысла и ее цели.