Понятие и формы социального обеспечения

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Понятие, виды и функции социального обеспечения в Российской Федерации »

Руководитель курсовой работы Р.Р.Шафеев «___» _______________ 2014 г.
  Выполнил (а) студент (ка) гр. 3ПО-1 В.И. Луценко «___» _______________ 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1 Понятие, формы и виды социального обеспечения 5 5

1.1 Понятие, формы социального обеспечения 5

1.2 Виды социального обеспечения 11

2 Функции социального обеспечения, этапы становления 18

Заключение 29

Библиографический список 31

Приложение А 32

Приложение Б 37

ВВЕДЕНИЕ

Социальное обеспечение в РФ является неотъемлемой частью правоотношений, что гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в частности права на достойную жизнь граждан в обществе. В целях регулирования и разрешения вопросов прямо касающихся социального обеспчения, готовятся специалисты, производятся повышения числа кадров, совершенствуется их работа в сфере социального обеспечения, а также совершенствуется законодательство, поскольку вырастают потребности граждан которые нуждаются в той или иной форме государственной социальной помощи.

В качестве источников использующихся в данной курсовой работе и регулирующих данные правоотношения выступают такие нормативные правовые акты как: Федеральный закон от 17.07.1999 № 178 ФЗ (ред. 12.03.2014) «О государственной социальной помощи», Федеральный закон от 24.10.1997 № 134 ФЗ «О прожиточном минимуме» и др. нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В качестве главенствующего нормативного правового акта выступает Конституция Российской Федерации, которая является основным источником правоотношении, в том числе в сфере социального обеспечения. Также используется учебник В.П. Галаганова «Право социального обеспечения», статьи из журнала «Социальная защита».

Целью курсовой работы является повышение уровня знаний студента, четкому ориентированию в системе современного законодательства, применение полученных знаний на практике, разрешения вопросов и обращении граждан, вытекающих из данных правоотношений для правильной работы в органах социальной защиты населения, пенсионных фондов, других органов обеспечивающих социальное обеспечение, поддержку и помощь.

Задачами данной курсовой работы являются: раскрыть понятие социального обеспечения, виды и функции; определить, в соответствии с законодательством , категории граждан нуждающихся в той или иной форме социального обеспечения, и условия предоставления данного вида социальной помощи. Следует отметить что, теоретической стороны данной курсовой работы будет недостаточно, что говорит о том, что задачей также будет являться рассмотрение практики работы специалистов в сфере социального обеспечения, в соответствии с законодательством.

ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Понятие и формы социального обеспечения

«Содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщинном строе осуществлялось, скорее всего, в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либо форм обеспечения рабов в старости или в случае нетрудоспособности не существовало, а вот для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции вводятся пенсии; в Древнем Риме служба вознаграждается предоставлением земельного надела» [8, с. 34].

Как известно, предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70-х годов XX в.). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а также финансового права.

В период образования СССР (1922 г.) и позднее (в 30-х годах) социальное обеспечение считалось составной частью права социальной культуры и входило в отрасль административного права.

В 50-х годах XX столетия с появлением нового пенсионного законодательства социальное обеспечение рабочих и служащих стало рассматриваться в рамках предмета трудового права, а социальное обеспечение колхозников – в рамках предмета колхозного (аграрного) права.

Впервые вопрос о самостоятельности права социального обеспечения был поднят и обсужден на международном симпозиуме в Праге в 1966 г. Чехословацкие ученые-юристы Я. Клоушек, К. Пинц, И. Томеш и В. Вергайнер в своем докладе обратили внимание на специфику отношений по социальному обеспечению, на особенности приемов и способов их регулирования и пришли к выводу о самостоятельности этой отрасли права. Позиция чешских юристов была поддержана В.С. Андреевым, В.В. Караваевым и А.В. Левшиным.

Основоположником советского права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права стал заслуженный деятель науки профессор В.С. Андреев. Он впервые в нашей стране разработал учение о предмете и методе этой правовой отрасли, обосновал систему ее норм, сформулировал принципы социального обеспечения. Большой вклад в развитие науки права социального обеспечения внесли также Е. Астрахан, В. Ачаркан, Е. Азарова, К. Батыгин, И. Гущин, А. Зайкин, М. Захаров, Т. Иванкина, Р. Иванова, П. Маргиев, В. Тарасова, Э. Тучкова, Я. Фогель, В. Шайхатдинов и др.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием. Предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений:

1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты, субсидии, страховые выплаты);

2) отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан, лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение);

3) процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют отношениям, входящим в первые две группы (процедурные), сопутствуют им (процедурные и процессуальные) либо вытекают из них (процессуальные).

Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют “ядро” предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.

В систему пенсионных отношений в настоящее время включаются следующие виды пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, пенсии отдельным категориям граждан, социальные пенсии.

В системе отношений по обеспечению пособиями выделяют пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет; на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; женам военнослужащих и т.д.

Система отношений по обеспечению компенсационными выплатами включает: компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенок до достижения им возраста трех лет; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; компенсационные выплаты неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающим вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; компенсационные выплаты на питание детей, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям; компенсационные выплаты беженцам и вынужденным переселенцам; компенсационные выплаты лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье.

В систему отношений, связанных с предоставлением гражданам различных социальных услуг, входят: отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов (стационарное и полустационарное, срочное социальное обслуживание, обслуживание на дому, социально-консультативная помощь, реабилитационные услуги для инвалидов), отношения по социальному обслуживанию семей, имеющих детей, включая содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях (детских домах, домах-интернатах и т.д.), обслуживание детей-инвалидов в домах-интернатах для детей-инвалидов, в приемной семье, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и т.д.

К отношениям по предоставлению социальных услуг следует отнести и систему льгот, предусмотренных для различных категорий граждан (Герои России, Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, лица, подвергшиеся воздействию радиации, жертвы политических репрессий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы, ветераны различных категорий, граждане, награжденные медалью “За оборону Ленинграда”, знаком “Жителю блокадного Ленинграда”, многодетные семьи, дети первых двух лет жизни).

Самостоятельной подгруппой отношений по социальному обеспечению являются медицинская помощь и лечение, включающие профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными.

Отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению являются подгруппой отношений по медицинской помощи. Они предполагают обеспечение граждан путевками для санаторно-курортного лечения бесплатно либо на льготных основаниях (со скидкой).

Наконец, в систему отношений по медицинской помощи включается лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан.

Процедурные отношения включают две самостоятельные подгруппы:

1) отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся: факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.;

2) отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т.д.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении какой-либо пенсии, пособия, социальной услуги) путем обращения в вышестоящий орган социальной защиты или в суд.

Предмет науки права социального обеспечения (как и любой правовой науки) шире предмета отрасли, поскольку включает дополнительно знания о предмете, методе, принципах правового регулирования, о правоотношениях, истории развития отрасли, путях ее дальнейшего совершенствования и развития; изучает развитие права социального обеспечения в зарубежных странах и т.д.

Е. И. Астрахан выделяет следующие тенденции в развитии советского законодательства о социальном обеспечении: расширение субъектов права: расширение видов обеспечения; гуманизация условий, определяющих право на определённый вид социального обеспечения; непрерывное повышение уровня обеспечения.

Указанные тенденции были сохранены и российским законодательством, но только первые годы после начала реформ. Законы РСФСР «О занятости населения в РСФСР», «О государственных пенсиях в РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства», «О ритуальном пособии» и другие были направлены на решение тех социальных проблем, которые чётко обозначились уже в советский период, но не были решены государством. Однако вскоре указанные законы были кардинально изменены либо отменены в связи с принятием новых, существенно понижающих уровень гарантий и объём прав, законодательно закреплённых государством в ранее принятых законом и даже в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году и объявившей Россию социальным государством.

Социальная политика современного Российского государства должна быть направлена на социальное обеспечение такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. СССР (правопреемницей которого является Россия) ратифицировал Всеобщую декларацию прав и свобод человека и гражданина 1948 г., а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (18 сентября 1973 г.). В соответствии с этими актами каждый член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень (включая предметы первой необходимости, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных обстоятельств утраты средств к существованию по не зависящим от него причинам.

Наши рекомендации