Попытки осуществления политиче­ских и экономических реформ

Основной задачей послевоенного разви­тия страны было восстановление народного хозяй­ства и перевод его на мирные рельсы. В 1946-1950 гг. было восстановлено большинство про­мышленных предприятий. Разворачивалось но­вое крупное промышленное строительство, осо­бенно на востоке страны, в Поволжье, Закав­казье. Были технически переоборудованы вос­станавливаемые предприятия. Восстановлена ме­таллургическая и топливно-энергетическая база страны. К 1950 г. был реконструирован железно­дорожный транспорт и оста­новлены важнейшие отрасли земледелия. Послевоенное политическое развитие Советского государства ха­рактеризовалось усилением тоталитарных тенден­ций. В 1946 г. высший исполнительно-распоря­дительный орган - СНК и наркоматы были преобра­зованы в Совет Министров (председатель - И. Ста­лин) и министерства, а возникшее в 1944 г. Бюро СНК было преобразовано в Президиум Совета министров. Ведущую роль в контроле за страной играли КГБ и НКВД.

В конце 40-х гг. проявились тенденции стремле­ния Сталина к единоличной власти. С марта 1939 г. по октябрь 1952 г. не созывались съезды партии, а с 1947 по 1952 г. - Пленумы ЦК ВКП (б). Политбюро ЦК партии утратило свое значение. Важнейшие во­просы решались на совещаниях узкого круга лиц, куда входили Л. Берия, Г. Маленков, Л. Каганович, Н. Хрущев, др. Во второй половине 40-х гг. возобно­вились репрессии, однако не достигавшие масшта­бов 30-х гг. Смерть Сталина 5 марта 1953 года привела к борьбе за власть. Наиболее сильными были позиции Г.Маленкова ( Председатель совета министров и глава Секретариата ЦК), Л. Берии ( глава МВД) и Н.С.Хрущева (секретарь ЦК)

Обеспокоенные возможностью прихода к власти Берии, имеющего диктаторские амбиции, остальные руководители объединились и выступили против него используя поддер­жку армии. Берия был осужден и расстрелян. Устранение главы политической полиции сделало возможным ее реор­ганизацию с целью ослабить роль карательных институтов в системе государственной власти. В частности, были устранены «тройки» - органы внесудебного рассмот­рения политических дел. У МВД также отобрали систему управления лагерями, передав его Министерству юстиции. Политическая полиция была преобразована в самостоятель­ную организацию, получившую название Комитета государ­ственной безопасности (КГБ) Контро­ль за ее деятельностью были предоставлены прокуратуре. Некоторые политические заключенные, в основ­ном бывшие военнопленные, были амнистированы.

Внутриполитическая жизнь в стране характеризовалась продолжением борьбы за власть. Пре­тендентами оставались председатель Совета министров Г.М. Маленков и один из ближайших соратников Сталина Н.С. Хрущев, ставший в сентябре 1953 года первым секре­тарем ЦК КПСС. Позиции Маленкова были ослаблены вследствие падения Берии, с которым он был связан как один из организаторов послевоенных репрессий. Хрущев, напротив, сумел укрепить свои позиции. В начале 1955 года Маленкова сняли с поста председателя Совета министров, возложив на него полити­ческую ответственность за отставание сельского хозяйства.

После отстранения Маленкова с поста председателя Сов­мина, во главе государства фактически становится Хрущев, занявший в 1957 году эту должность. С именем Хрущева связывается политика, получившая название «оттепели», затронувшая общественно-политическую жизнь страны. На XX съезде партии он выступил с разоблачением культа личности, сталинских репрессий. Вслед за этим из тюрем и лагерей были возвращены сотни тысяч людей, арестован­ных по политическим мотивам. Предпринимаются некото­рые шаги по де­мократизации политической системы: расширяются права Советов всех уровней в решении хозяйственных и соци­альных проблем, увеличивается объем полномочий обще­ственных организаций, в частности, профсоюзов.

Главным направлением политических преобразований хрущевского руководства являлось расширение самостоятель­ности местных государственных и экономических структур. Все про­блемы и трудности хозяйственного развития Хрущев объяснял недо­статком управления – сверх централизацией и бюрократи­зацией. Он считал, что существующий порядок согласова­ния решений и ограниченные полномочия местных органов власти не отвечают потребностям страны, тормозят ее социально-экономическое развитие. Еще в 1954 году по инициа­тиве Хрущева производится упрощение структуры мини­стерств и сокращение численности аппарата государствен­ных служащих. В последующие два года было упразднено около десяти тысяч главков, трестов и прочих организаций. Весной 1955г. принимаются меры по расширению прав союз­ных республик в финансово-экономической сфере. Так были созданы предпосылки для осуществления глав­ной реорганизации хрущевского руководства - перестройки системы управления народным хозяйством по территориаль­ному принципу и создание совнархозов. Хрущев полагал, что реорганизация ограничит всевластие министерств и ведомств, будет способствовать развитию инициативы на местах. Согласно закону от 10-го мая 1957 г. промышлен­ные министерства были заменены сотней совнархозов, уп­равляющих предприятиями на региональном уровне. Рефор­ма в целом принесла мало положительных результатов. Ко­нечно, она облегчила развитие некоторых отраслей местной промышленности, финансировавшихся по остаточному прин­ципу ранее, когда руководство осуществлялось из центра, но затруднила функционирование ряда секторов крупной промышленности. Главным результатом реформы стало воз­буждение недовольства десятков тысяч чиновников, вынуж­денных отправиться из столицы в регионы.

Бесконечные нововведения Хрущева постепенно вызы­вали все растущее недовольство партийного аппарата. По­нижению его авторитета способствовали сложности в экономическом развитии, обозначившиеся в начале 60-х годов. Ухудшилась ситуация в главном «детище» вождя - сельском хозяйстве. Провальным в аграрном производстве оказался 1960 год. Сократился урожай зерна и других сель­скохозяйственных культур, уменьшилось производство мяса. Правительство было вынуждено повысить цены на продук­ты, что вызвало массу недовольства. Пытаясь как-то отрегулировать ситуацию в стране, удер­жать растущий спад производства, Хрущев предпринима­ет ряд организационных мер: он лично выезжает в дерев­ню, пытаясь наладить на месте управление сельским хо­зяйством, обрушивается на «спекулянтов». Способ реше­ния экономических проблем Хрущев видит в очередной перестройке системы управления - партийно-хозяйствен­ного аппарата. Еще в 1961 году принимается новый устав партии, в котором подчеркивается необходимость перио­дического обновления партийных кадров всех уровней - от сельских парт ячеек до ЦК. На каждых выборах замене подлежало определенное количество членов выборных ор­ганов. Дополнительное правило запрещало избираться в одни и те же инстанции более определенного количества раз. Хрущев, будучи непритязательным в быту человеком, начинает требовать чуть ли не аскетизма от сво­их приближенных. Он стал закрывать спец распределители и переводить аппаратчиков на обслуживание через обыч­ную торговую сеть. В начале шестидесятых годов был рез­ко сокращен перечень лиц, имеющих право на пользова­ние персональными государственными автомобилями. Вес­ной 1962 года Хрущев начал перестройку административ­но-хозяйственного управления в сельских районах. Не за­кончив ее, он сразу взялся за коренную реорганизацию партийного руководства по производственному принципу. Областные и районные комитеты партии были разделены на промышленные и сельские, что лишь привело к резко­му увеличению численности функционеров. Затем, с осени 1962 года, началось укрупнение совнархозов. Но все эти попытки административно-силового решения экономиче­ских проблем окончились крахом.

Действия Хрущева привели к дезорганизации экономи­ки и политической жизни. Организационные реформы Хру­щева окончательно настроили против него номенклатуру. В условиях безраздельного господства партийного аппарата Хрущев фактически становится его заложником. Аппарат стал сплачиваться для отпора вождю, что в итоге закончи­лось отставкой. 14-го октября 1964 года на Пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев был смещен со всех государственных и партийных постов и отправлен на пенсию.

Причины провала хрущевских реформ: Прежде всего, необходимо отметить, что целью реформ ставилось лишь усовершенствование политической системы, а не ее коренное изменение. Ни вожди, ни общество не были готовы к радикальным переменам. Руководители сталинской плеяды не мыслили общества вне командно-административной системы. Свою задачу они ви­дели лишь в том, чтобы заменить неэффективные, по их мнению, не оправдавшие себя компоненты и механизмы системы. Общество не мыслилось без жесткого планирова­ния и руководящей роли партийных комитетов во всех сфе­рах жизни. Пути совершенствования системы определялись без должного представления, за что следует браться в пер­вую очередь, как и в каких границах проводить преобразо­вания, а Хрущев исчерпал все организационные варианты поиска путей эффективного раз­вития социализма. Проводившиеся реформы не выходили за рамки командно-административной системы. Руководи­тели, проводившие преобразования, были людьми прошло­го. Кризис реформаторской политики привел к возникнове­нию консервативных тенденций в политическом руковод­стве. В результате произошел откат назад, выразившийся в восстановлении некоторых элементов тоталитаризма.

В результате Великой Отечественной и второй мировой войн произошел ряд кардинальных изменений в расстанов­ке сил на мировой арене. Потерпели поражение и на время утратили роль великих держав Германия и Япония, значи­тельно ослабли позиции Англии и Франции. В то же время неизмеримо вырос удельный вес США: на долю этой страны к концу войны приходилось 46% мирового промышленного производства. Укрепилось международное положение СССР. Он не только вышел из внешнеполитической изоляции, но стал признанной всеми международными субъектами вели­кой державой. Официальным подтверждением этого стату­са Советского Союза явилось его участие в формировании Организации Объединенных Наций (1945 г.). В Совете Бе­зопасности ООН СССР стал одним из пяти постоянных чле­нов наряду с США, Англией, Францией и Китаем.

Победа принесла небывалый рост международного авто­ритета советского государства, что способствовало усилению левых сил, прежде всего коммунистов, во многих странах Запада. Крупнейшие капиталистические державы были вынуждены признать интересы СССР в Восточной Европе. Однако каждый из союзников по-своему представлял себе итоги войны. После ее окончания произошло расхождение их интересов. В итоге, на смену второй мировой пришла «холодная война». Сам термин «холодная война» был введен в оборот Госсекретарем США Д.Ф. Даллесом. Суть данного понятия заключается в политической, экономической, идеологиче­ской конфронтации двух систем, балансирование на грани вооруженного столкновения. Вопрос о том, кто начал «хо­лодную войну» до сих пор остается открытым. Хорошо из­вестен тот факт, что уже в ходе войны с Германией в Анг­лии и в некоторых кругах США разрабатывались планы будущей войны с Россией. Атомная бомбардировка япон­ских городов Хиросимы и Нагасаки (август 1945 г.) была не столько военной операцией, сколько политическим актом, имевшим целью оказать давление на СССР.

Территориальный экспансионизм сталинского руковод­ства и его действия, направленные на быстрое вовлечение стран Центральной и Юго-Восточной Европы в орбиту ис­ключительного влияния СССР, не мог не вызывать опасе­ний правящей элиты США, Великобритании и других стран. Фултонская речь Черчилля. План Маршалла и созда­ние Коминформа.

Начало «холодной войны» принято датировать речью экс-премьера Великобритании У. Черчилля, произнесенной 5-го марта 1946 г. в городе Фултон в присутствии и с одоб­рения президента США Г. Трумэна. В этой речи содержался призыв к усилению давления на Советский Союз с целью достижения как внешнеполитических уступок со стороны советского руководства, так и изменений во внутриполити­ческом развитии страны. В следующем году, 12-го марта 1947 г., президентской администрацией США была провоз­глашена доктрина Трумэна, предусматривавшая оказание американской военной помощи тем странам, над которыми нависла «коммунистическая угроза». Эта доктрина стала иде­ологическим обоснованием «холодной войны».

Отношения между Советским Союзом и Западом посте­пенно начинают приобретать характер острого политиче­ского и военного противостояния. В качестве ключевых со­бытий в этом процессе следует выделить отказ СССР от плана Маршалла, гражданскую войну в Греции и создание Ин­формационного бюро коммунистических и рабочих партий - Коминформа. 5-го июня 1947 г. глава Госдепартамента США Д. Маршалл заявил, что для укрепления режимов ев­ропейских демократий необходимо предоставить им сроч­ную финансовую и экономическую помощь. Советский Союз расценил этот план как концепцию экономического закаба­ления Европы Америкой и оказал давление на восточноев­ропейские страны с тем, чтобы они отказались от участия в его реализации. План Маршалла приняли 16 западных стран. Политическим условием предоставления помощи стало вы­ведение коммунистов из состава правительств. К 1948 г. представителей коммунистических партий не осталось ни в одном правительстве Западной Европы. С образованием осе­нью 1947 г. Коминформа (призванного координировать дей­ствия партий коммунистической направленности для при­нятия совместных постановлений) Европа оказалась окон­чательно разделенной: с одной стороны - СССР и его союз­ники, а с другой - США со своими партнерами.

В первые годы противостояние определялось острыми дипломатиче­скими выпадами, ожесточенными пропагандистскими ком­паниями, резкими дебатами на сессиях ООН. Международная обстановка второй половины 40-х гг. ос­ложнялась искусственно создаваемыми кризисами. Среди них наиболее значительным был берлинский кризис, разра­зившийся после проведения в июне 1948 г. в Западной Гер­мании сепаратной денежной реформы. Реакция советской стороны была резкой и незамедлительной: по настоянию ру­ководства СССР прерывалось транспортное сообщение меж­ду Берлином и западными оккупационными зонами. По су­ществу, это была блокада западных секторов Берлина. С це­лью ее прорыва Запад организовал «воздушный мост» - до­ставку грузов с помощью военно-транспортной авиации, - действовавший до мая 1949 г.

Психологическая атмосфера вокруг берлинского кризиса способствовала организации западного альянса, направлен­ного против СССР. Экономический союз, рожденный в рам­ках плана Маршалла, быстро превратился в военный и по­литический. 4-го апреля 1949 г. США и Канада подписали вместе с 10-го западноевропейскими странами Североатлан­тический пакт - НАТО. В том же году ТАСС сообщил, что у Советского Союза имеется атомная бомба. Это означало лик­видацию американской монополии на ядерные виды ору­жия. Соперничество СССР и США перешло в новую фазу, атрибутом которой стала гонка вооружений.

Происходит фор­мирование экономического и военно-политического союза со­циалистических стран. В 1949 г. был создан Совет экономи­ческой взаимопомощи (СЭВ) - орган экономического сотруд­ничества государств Восточной Европы, в 1955 г. - Варшавс­кий военно-политический договор (ОВД), Консолидация сло­жившихся блоков привела к биполяризации мира. «Холодная война» расколола мир на две части, две военно-политические и экономические группировки, две общественно-политические системы. Она усилила милитаризм в политике и мышлении. Циклы мировой политики.

Развитие международных отношений в годы «холодной войны» определялось, главным образом, состязанием меж­ду двумя сверхдержавами - СССР и США. Их соперниче­ство носило военно-политический характер, но при этом и та, и другая стороны стремились избежать открытого воен­ного конфликта вследствие своей неуверенности в его воз­можном исходе. Данное положение сыграло решающую роль в определении циклического характера послевоенной миро­вой политики. «Холодная война» была чередой обострений и «разрядок» международной жизни.

Первый крупный конфликт возник в июне 1950 г., в ходе кровопролитной войны на Корейском полуострове. В 1948 г.на территории Кореи было создано два государства: на севере - в советской зоне оккупации - Корейская Народно-Демок­ратическая Республика (КНДР) - и на юге, контролируемом американской администрацией, - Республика Корея. Отно­шения между двумя корейскими государствами складыва­лись весьма напряженно. Каждое из них стремилось воссое­динить страну под своей властью. В вооруженный конфликт прямо или косвенно было вовлечено до 20 государств. Только в июле 1953 г. в Корее было, наконец, подписано перемирие. Однако война закончилась на тех же рубежах, на которых и началась. Корея, как и Германия, осталась расколотой.

В эти же годы сформировались и очаги региональной напряженности. Возникли арабо-израильский, индопакистанский и индокитайский конфликты, через которые так­же пролегли линии глобального соперничества сверхдержав. 1953 год стал переломным в развитии международных отношений. Этому способствовала смена руководителей в обоих государствах. В 1954 г. было подписано Женевское соглашение по Индокитаю. В 1955 г. удалось договориться о выводе американских и советских войск из Австрии в об­мен на ее строгий нейтралитет. Впервые после Потсдамской конференции, в 1955 г. в Женеве состоялась встреча руко­водителей Англии, США, СССР и Франции. В том же году СССР и ФРГ установили дипломатические отношения. На­конец, в 1959 г. состоялся первый визит главы советского правительства Н.С. Хрущева в США.

Вместе с тем, в то же время произошли события, кото­рые сделали неизбежным новое обострение соперничества Советского Союза и Соединенных Штатов. Начиная с 50-х годов, советское руководство стало активно поддерживать освободительное движение в так называемых странах «тре­тьего мира». В 1955 г. СССР оказал протекцию президенту Египта Г.А. Насеру, когда его страна после национализа­ции Суэцкого канала подверглась нападению Англии, Фран­ции и Израиля. В 1957 г. Советский Союз успешно испытал межконтинентальную баллистическую ракету и вывел на орбиту Земли искусственный спутник. Данное событие впер­вые создавало гипотетическую возможность ядерной атаки СССР территории США.

Возникновение нового витка напряженности произошло в связи с проблемой Западного Берлина. С 1958 г. Н.С. Хру­щев стал добиваться изменения его статуса. Встреча советс­кого лидера с новым президентом США Д. Кеннеди, состо­явшаяся в апреле 1961 г. в Вене, явилась очевидным прова­лом советского внешнеполитического курса. В августе 1961 г. по решению политического руководства стран Варшавс­кого Договора в Берлине была возведена полоса укрепле­ний, полностью изолировавшая Западный Берлин. Самым острым оказался карибский кризис 1962 г., выз­ванный размещением СССР ядерных ракет средней дально­сти на Кубе в непосредственной близости от США. Мир ока­зался на пороге ядерной войны. Ее удалось избежать лишь благодаря своевременно заключенному секретному компро­миссу между Д. Кеннеди и Н.С. Хрущевым, в рамках кото­рого советские ракеты были выведены с Кубы взамен обе­щания США отказаться от агрессии против этой страны и демонтажа американских ядерных ракет в Турции. Карибский кризис сменился периодом относительной разрядки в советско-американских и международных отно­шениях в целом. 15-го августа 1963 г. был подписан дого­вор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой, ставший первым соглашением по контролю над вооружениями стратегического класса.

В то же время, карибский кризис привел к окончатель­ному размежеванию внутри социалистического лагеря. Чрез­вычайной остроты достигли советско-китайские отношения. В 1963 г. руководство Китая сформулировало заявление, касавшееся территориальных претензий этой страны к СССР; данный дипломатический шаг сопровождался рядом прово­каций на границе. Кульминацией стал вооруженный конф­ликт 1969 г. в районе острова Даманского.

К началу 70-х гг. гонка атомных вооружений между дву­мя сверхдержавами привела к перенасыщению их арсена­лов и реально поставила мир перед лицом ядерной катаст­рофы. Изменилось и отношение общественности западных стран к курсу своих правительств. Не последнюю роль в достижении разрядки сыграла в целом взвешенная полити­ка СССР в отношении войны США во Вьетнаме и ближнево­сточного кризиса 1967 г.

В первой половине 70-х гг. международные отношения вступили в эпоху разрядки напряженности. В 1969 г. стра­ны Варшавского договора выступили с предложением о со­зыве Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). 12-го августа 1970 г. был подписан советско-запад­ногерманский договор, по которому признавались оконча­тельными послевоенные границы в Европе и фиксировался отказ от применения силы. В декабре 1970 г. был заключен аналогичный договор между ФРГ и Польшей, а в декабре 1973 г. — между ФРГ и Чехословакией. В декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР. В сентябре 1971 г. подписывается соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину, которое также исходило от концепции неприменения силы или угрозы силой в урегулировании вопросов, связанных со статусом этого города.

В мае 1972 г. состоялся первый в истории советско-амери­канских отношений визит в Москву президента США Р. Ник­сона, в ходе которого были заключены Договор об ограниче­нии систем противовоздушной обороны, Временное соглаше­ние об ограничении стратегических наступательных воору­жений (ОСВ-1), а также документ, фиксирующий «Основы взаимоотношений между СССР и США». Эти договоры, наряду с подписанным в 1973 г. Соглашением о предотвращении ядерной войны, явились важнейшими документальными ак­тами, обозначившими поворот от конфронтации к разрядке в отношениях между двумя сверхдержавами.

В марте 1975 г. вступила в силу Конвенция о запрещении разработки и накопления запасов бактериологического и ток­сического оружия и об их уничтожении. В 1976 г. был под­писан советско-американский договор, регламентировавший проведение подземных ядерных взрывов в мирных целях.

Кульминацией процесса разрядки стало подписание 1-го августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совеща­ния по безопасности и сотрудничеству в Европе. Базовым элементом этого документа явилась Декларация принципов взаимоотношений стран-участниц совещания: их суверен­ного равенства; неприменения силы или угрозы силой; не­рушимости послевоенных границ; мирного урегулирования споров; невмешательства во внутренние дела; уважения прав человека и др. Однако на фоне разрядки продолжали вспы­хивать региональные конфликты. В 1971 г. началась оче­редная война между Индией и Пакистаном. В 1973 г. разра­зилась новая арабо-израильская война. Судьба разрядки оказалась недолгой. В качестве глав­ной причины ее срыва выступило не только диаметрально противоположное понимание причин и перспектив разряд­ки, но и вытекавшие отсюда попытки использовать ее для изменения в свою пользу соотношения сил в мире. С 1976 г. советское руководство начало размещать ядерные ракеты средней дальности (РСД) на территории ГДР и Чехослова­кии, что создавало дополнительную угрозу западноевропей­ским странам. Нарастало и противостояние СССР и США в рамках локальных конфликтов (в Анголе, Мозамбике, Эфи­опии, Никарагуа и др.). Окончательный крах разрядки про­изошел после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Международная атмосфера вновь приобрела черты конфронтации. В этих условиях победу на президентских выборах в США одержал сторонник жесткого подхода к СССР Р. Рейган. В США стали разрабатываться планы стратеги­ческой оборонной инициативы (СОИ), предусматривающей создание ядерного щита в космосе. В 1983 г. НАТО присту­пил к размещению в Европе новых американских ядерных ракет средней дальности. Это резко ухудшило стратегичес­кое положение СССР.

Советское руководство оказалось вынужденным в очеред­ной раз сменить свои стратегические ориентиры во внешней политике в целях смягчения международной напряженнос­ти. Данные изменения совпали со сменой высшего руковод­ства в СССР. Первоначально новый советский лидер М.С. Горбачев ставил своей целью добиться очередного по­тепления климата международных отношений, без принци­пиальных изменений самого внешнеполитического курса. Однако с 1987 года был провозглашен переход к «новому полити­ческому мышлению». Правящая советская элита заявила о приверженности принципам коллективной безопасности и уважении суверенного права народов на выбор собственных путей развития. В 1987 г. руководители сверхдержав под­писали договор об уничтожении ракет средней дальности. В 1989 г. СССР вывел войска из Афганистана. В том же году началась нормализация отношений с Китаем. СССР отка­зался от подавления «бархатных» революций 1989 г. в стра­нах Восточной Европы, с территорий которых стали выво­диться советские войска. «Холодная война» постепенно при­ближалась к своему завершению. Распад СССР в 1991 году фактически означал окончание «холодной войны». Круше­ние Советского Союза и образование СНГ знаменовали нача­ло российской внешней политики.

Социально-экономическое и политическое развитие нашей страны в период с 1964 по 1985 гг. характеризовалось наличием двух противоречивых тенденций. С од­ной стороны, руководство не могло отказаться от некоторых перемен, произошедших в обществе в середине 50-х годов, в первую очередь, от линии на повышение уровня жизни и от поддержания высоких темпов развития. Эти две задачи не могли быть осуществлены без проведения экономических реформ. С другой стороны, совершенно очевидным являлось желание политической элиты сохранить существующее поло­жение, тенденция к консервативному курсу, направленному на сохране­ние в целостности советской системы, стабильности в высших эшело­нах власти. В данной ситуации даже явно прогрессивные начинания в экономической сфере вступали в противоречие с господствующей в обществе командно-административной системой, устаревшей оргструк­турой, закостеневшим экономическим мышлением.

Начало пе­риода отмечено попыткой реформирования экономики в духе преобра­зований предшествующего этапа (хрущевских реформ). Сентябрьский пленум ЦК КПСС (1965 г.) поставил задачу изменить соотношение меж­ду административными и экономическими методами управления пред­приятиями в пользу последних. Проводимая реформа была направлена на расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и усиле­ние материальной заинтересованности рабочих в результатах своего труда. Произошли изменения в формах и методах управления народ­ным хозяйством: восстанавливались отраслевые министерства. Осуще­ствляется совершенствование системы планирования: выполнение пла­на теперь выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализо­ванной продукции, то есть, учитывалось только то, что действительно было продано. Оплата труда ставилась в зависимость от общих итогов работы предприятия. Вводилась взаимная ответственность предприя­тий за поставку продукции друг другу.

Сами предприятия получили некоторую свободу в вопросах плани­рования, заработной платы, распоряжении прибылью - все это созда­вало заинтересованность предприятий в рентабельной работе и улуч­шении экономических показателей. Руководство уделило внимание решению проблем народного потребления: значительные финансовые ресурсы направлялись в сельское хозяйство, легкую и пищевую про­мышленность, нефтегазовую отрасль. Несмотря на то, что реформа проводилась достаточно медленно, она дала ряд неплохих результатов. Стабилизируются темпы роста производительности труда, ра­стет средняя зарплата.

Все же инициатору реформ, тогдашнему председателю Совета ми­нистров А.Н. Косыгину, не удалось довести ее до конца. Хозяйственная реформа не получила дальнейшего логического развития. Расши­рение самостоятельности предприятий плохо сочеталось с параллель­ным увеличением количества министерств, усилением их администра­тивных и ведомственных полномочий. Партий­ный аппарат увидел в реформе попытку разрушить всю плановую сис­тему, и от этой идеи тут же отступили. Постепенно ограничивались пра­ва предприятий, возрастало количество плановых показателей, участи­лись корректировки планов. Начиная с девятой пятилетки, происходит прекращение роста жизненного уровня населения. Сокращается вало­вой внутренний продукт; производительность труда, падает фондоотда­ча, эффективность капиталовложений. Страна погружается в застой.

Естественно, нельзя не отрицать некоторых успехов, достигнутых стра­ной в рамках данного временного отрезка. Так, к началу 70-х годов во много раз увеличилось производство электроэнергии, нефти, газа, стан­ков. В ряде отраслей в непосредственную производительную силу пре­вращается наука, ее достижения. В производство внедряются ЭВМ, ки­бернетические устройства, станки с программно-числовым управлением. Строятся атомные энергетические станции, работающие на ядерном топ­ливе.Однако в целом партийно-государственный аппарат оказался не­способным перестроить экономику страны в соответствии с новым эта­пом научно-технической революции («микроэлектронная революция»). В структуре экономики господствующее положение занимали устарев­шие, традиционные отрасли (производство стали, чугуна, железной руды и т. д.). Сказывалась предельная милитаризация экономики, чрезмер­ная военная нагрузка на народное хозяйство. Экономика развивалась в основном за счет экстенсивных факторов - министерства предпочи­тали строить новые предприятия, а не оснащать старые. В итоге вытес­нение ручного труда в производстве шло очень медленно. Политическая элита предпочитала на­ращивать экспорт нефти и газа, доходы от продажи которых позволяли снижать социальную напряженность, сглаживать последствия кризиса в легкой промышленности и других сферах народного хозяйства. В итоге уже в 70-е годы наметилось резкое отставание СССР от развитых капиталистических стран Запада по темпам экономического развития. Реальных попыток реформировать экономику в соответствии с требованиями научно-технической революции не производилось. Вместо этого проводились затяжные эксперименты с введением хозрасчета на предприятиях, предпринимались попытки изменить органи­зацию промышленного производства путем создания научно-производ­ственных объединений (НПО). Желаемого слияния науки и производ­ства эти меры не принесли. Отличительным признаком данной эпохи стал рост масштабов незаконной промышленной и торговой деятель­ности, коррупции. В этой обстановке все проникающие на руководя­щие посты лица стремились обогатиться. Происходит сращивание го­сударственных структур и спекулятивного капитала. В результате до­ходы теневой экономики исчислялись миллиардами рублей. К началу 80-х годов стала очевидной неэффективность ограниченного рефор­мирования советской системы.

Политическое развитие общества характеризовалось всевластием партийно-государственного аппарата. Его роль в координации произ­водства, распределении благ неимоверно выросла, о чем свидетель­ствует и резкий рост численности аппаратчиков (до 18 млн. человек). Быстрый рост бюрократии обеспечивался многочисленными льготами и привилегиями. Такое положение ве­щей благоприятствовало быстрому развитию теневой экономики, рас­хищению государственной собственности, сращиванию преступных, уго­ловных элементов с органами государственной власти.

Основным противоречием в политической системе являлось рас­хождение между демократической формой и бюрократической сущ­ностью советского строя. В Конституции 1977 года подчеркивался общенародный характер советского государства, равноправие всех граждан. Нормы, прописанные в Конституции, расходились с реальной ситуацией. Формально при выборах в Советы избиралось много депу­татов, были народные контролеры, дружинники, профсоюзы. Однако фактически вся власть концентрировалась в верхних эшелонах: партия осуществляла контроль за деятельностью администрации, на руководя­щие должности назначались исключительно партийные работники.

Верховный совет не контролировал правительство, был по суще­ству декоративным органом, призванным лишь одобрять подготовлен­ные аппаратом решения. В местных Советах все решал исполнитель­ный комитет, над которым, в свою очередь, стоял секретарь райкома КПСС. Таким образом, реальная власть в стране полностью находилась в руках партийного аппарата.

В условиях коррупции власти, многочисленных фактов попирания закона со стороны аппарата, расхищения государственной собственно­сти меняется весь жизненный уклад советского общества. Нарастают кризисные явления, выразившиеся в падении трудовой дисциплины, идейной мотивации труда, росте апатии, безразличия, воровства. В ду­ховном развитии общества усиливается критический настрой, появляет­ся диссидентское движение, представители которого выступили с рез­кой критикой командно-административной системы. Кризисные явления, характерные для советс­кой экономики в 70-е - начале 80-х годов, были хорошо известны руко­водству, однако длительное время оно не могло решиться на радикаль­ные реформы, тем более что продажа нефти на Запад позволяла отло­жить этот вопрос. Между тем кризис в экономике распространялся и на социальную систему, затронув и государственные органы власти в виде коррупционных процессов. Таким образом, стагнация экономической сфе­ры угрожала в начале 80-х годов уже непосредственно государственно­му функционированию в СССР.

15 месяцев Андропова. Приход к власти в 1982 году Ю.В. Анд­ропова обусловил переоценку прежнего подхода к экономическим проблемам. Новое руководство взяло курс на борьбу с коррупцией, спекуля­цией и другими проявлениями теневой экономики. Было проведено несколько показательных процессов над руководителями торговли, происходит активная чистка замешанных в коррупции партийных кад­ров. Устанавливается жесткий контроль за соблюдением рабочего режима, вводятся строгие меры наказания за пьянство и другие дис­циплинарные нарушения на производстве. Смерть Андропова и приход к власти консервативного лидера Черненко заморозили имеющиеся планы ре­форм. Возобновление экономических преобразований в СССР про­изошло после очередной смены руководства страны. С именем нового главы советского государства М.С. Горбачева, связана политика пе­рестройки как попытки обновления социализма.

Наши рекомендации