Формы представительной демократии
Представительная демократия — осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы1. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятие бюджета. Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть — это признаётся только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы всё же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области.
Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие — независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.
В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных и представительных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определёнными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было.
И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство — Российскую Федерацию.
Единство системы государственной власти закреплено в ч.3 ст.5 Конституции Российской Федерации.
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина — другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь появляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федерации закрепила известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многим из них ещё необходимо создать условия.
Представительная демократия означает осуществление власти народом через представительные органы. Представительные органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей — народных депутатов, играют огромную роль в формировании и выражении государственной воли народа, олицетворяют его. Парламент России, представительные органы её субъектов осуществляют законодательную власть, выражают государственную волю народа в законах, регулирующих организацию и деятельность других властных структур, поведение всех людей и организаций на территории страны. Представительная демократия должна способствовать подконтрольности государства народу.
Заключение
Демократическая форма правления предусматривает широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия как в текущей деятельности всех государственных органов, так и в праве граждан страны на периодических, свободных выборах формировать всю систему органов государственной власти и местного самоуправления. Глубокий демократический смысл и ответственность граждан за деятельность системы органов власти заложен в самой конституционной формулировке: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». В этой конституционной норме заложен принцип российского народовластия – один из самых главных, решающих устоев демократического строя в России. Признание народа единственным источником власти и носителем суверенитета является отличительной особенностью демократических государств с республиканской формой правления. Именно народ является источником всей государственной власти. Это ключевое положение надо понимать таким образом, что все полномочия на осуществление государственной власти (законодательство, исполнительно-распорядительная деятельность, правосудие) институты и должностные лица государства приобретают в той или иной форме в результате свободно выражаемой воли народа. Только народ делает власть российского государства легитимной, правомерной. Все конституции демократических стран мира не обходились и не обходятся без формулы «вся власть принадлежит народу», или «вся власть исходит от народа», или «демократия составляет основу конституционного строя». В Конституции РФ закрепляется демократическая основа российской республиканской государственности и фиксируется понятие народовластия как конституционной основы взаимоотношений народа и государственной власти.
Сегодня государство – это исполнитель воли народа, оно должно служить народу, а не наоборот. Следовательно, государство должно служить и всему гражданскому обществу, выступать выразителем его воли и интересов.
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юридическая литература, 1993.
2. О референдуме в Российской Федерации. ФКЗ № 2-ФКЗ от 10.10.95//СЗ РФ. 1995. № 42. Ст.3921
3. О политических партиях. ФЗ РФ № 95-ФЗ от 11.07.2001.//СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.
4. Об общественных объединениях. ФЗ № 82-ФЗ от 19.05//СЗ РФ.1995. № 21. Ст.1930.
5. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. ФЗ от 19.09.97// СЗ РФ. №38. Ст.4339.
6. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в РФ: конституционно-правовые основы. М.,1996
7. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999.