Понятие и сущность прямого маркетинга
Прямой маркетинг — спланированное непрерывное осуществление учета, анализа и наблюдения в отношении поведения потребителей, выраженного прямым ответом, с целью выработки будущей маркетинговой стратегии, развития долговременного положительного отношения клиентов, а также обеспечения продолжительного успеха в бизнесе.
Существуют следующие основные формы прямого маркетинга:
Персональные (личные) продажи — непосредственное взаимодействие с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью организации презентаций, ответов на вопросы и получение заказов; Можно выделить несколько организационных форм, которые может принимать личная продажа:
· торговый агент в процессе личной продажи контактирует с одним покупателем;
· торговый агент контактирует с группой потребителей;
· группа сбыта продавца контактирует с группой представителей покупателя (коммерческие переговоры).
Прямой маркетинг по почте, который включает в себя почтовую рассылку писем, рекламных материалов, буклетов и других материалов потенциальным покупателям по адресам из списков рассылки.
Продажи по каталогам — использование каталогов товаров, рассылаемых покупателям по почте либо продающихся в магазинах.
Маркетинг по телефону (телемаркетинг) — использование телефона в качестве инструмента прямой продажи товара покупателям.
Телевизионный маркетинг прямого отклика («Магазин на диване») — маркетинг товаров и услуг посредством рекламных телевизионных программ (или радиопрограмм) с использованием элементов обратной связи (как правило, номера телефона).
Интерактивный (онлайновый) маркетинг — прямой маркетинг, осуществляемый посредством интерактивных услуг компьютерной связи в режиме реального времени.
Директ-маркетинговая (ДМ) кампания проходит по следующим этапам:
1) формирование целей кампании, которые определяются целями маркетинга предприятия, и его коммуникационной политики;
2) определение целевой аудитории, на которую будет направлено обращение;
3) четкое уяснение отправителем планируемой ответной реакции получателя, формирование коммуникационных каналов, по которым отклики получателей на кампанию будут доводиться до отправителя;
4) определение предварительного бюджета ДМ-кампании;
5) формирование (или покупка, или аренда) адресной базы данных, которая включает в себя списки потребителей, помогающие разбить их на сегменты, с наибольшей вероятностью образующие рынок для конкретного товара;
6) разработка идеологии общения — определение степени персонализации обращения, выбор тона и стиля общения, разработка основной идеи, которая будет положена в основу кампании;
7) выбор средств коммуникации ДМ (личная продажа, почтовые отправления, телефон и т.п.);
8) составление текста обращения, который должен быть простым, оригинальным и убедительным;
9) разработка плана сопутствующих мероприятий (например, наряду с массовой рассылкой обращений директ-мейл, параллельное проведение рекламной кампании по конкретным каналам телевидения, организация конкурса с призами для ответивших адресатов);
10) четкое распределение функций участников ДМ-кампании;
11) разработка «упаковки». Под упаковкой понимается не только привлекательный дизайн почтового конверта и бандероли, но и оформление всех последующих обращений;
12) непосредственное проведение мероприятий кампании. При этом необходимо проработать различные сценарии поведения торговых агентов в зависимости от типа реакции потребителя;
13) анализ проведенной кампании и подведение ее итогов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРСЫ
1. Каковы функции рекламы, ее роль в продвижении товара, длительность и воздействие на потребителей, посредников и торговый персонал?
2. Какие из форм прямого маркетинга наиболее перспективны для практики маркетинговых коммуникаций?
3. Какую информацию о клиентах вы бы внесли в базу данных, если бы ваше предприятие занималось продажей театральных билетов, научно-популярной литературы, компьютеров?
4. Какие общие черты и различия между PR и рекламой вы можете назвать?
5. Почему банки в формировании своей стратегии маркетинговых коммуникаций, как правило, отдают предпочтение PR перед рекламой?
6.Назовите основные элементы системы маркетинговых коммуникаций.
7.В чем заключаются преимущества и недостатки каждого из основных элементов системы маркетинговых коммуникаций?
8.Что такое рекламное послание?
9.Каково место рекламного послания в системе классификации рекламы?
10. Каковы коммуникационные характеристики рекламы?