III. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации
… Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.
Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер. Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по Предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.
… Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.
… Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.
… Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере.
Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.
III. Закрепление материала;
-Какие угрозы относятся к внутренним угрозам национальной безопасности России?
- Какие угрозы относятся к основным трансграничным угрозам национальной безопасности
России?
IV. Итог урока
V. Домашнее задание:§ 11, стр. 56-59. Задания: 1. Продумайте и подготовьте сообщение «Возрастание роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России».
2. С помощью средств массовой информации и Интернета подготовьте сообщение на тему «Трансграничная преступность как угроза национальной безопасности Российской Федерации».
3. С помощью средств массовой информации и Интернета подготовьте сообщение на тему «Деятельность незаконных вооруженных формирований на территории Российской Федерации в 90-е годы XX I и в начале XXI в. и борьба с ними силовых ведомств».
ТЕМА: ХАРАКТЕР СОВРЕМЕННЫХ ВОЙН И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
Цель урока:Познакомить учащихся с основными особенностями современных войн и вооруженных
конфликтов соответствии с их военно-политическими целями, средствами достижения
этих целей и масштабами военных действий.
Занятие: 3/2
Урок12
Время: 40 минут
Тип урока:комбинированный
Учебно-наглядный комплекс:учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор
Ход урока:
I. Вступительная часть
* Организационный момент
* Контроль знаний учащихся:
- Какую роль играют криминальные группировки в дестабилизации обстановки в стране?
- Почему слова российского императора Александра III: «У России только два союзника - ее армия и
флот» - остаются актуальными и в начале XXI в.? Обоснуйте свой ответ.
- Какие угрозы относятся к внутренним угрозам национальной безопасности России?
- Какие угрозы относятся к основным трансграничным угрозам национальной безопасности России?
II. Основная часть
- объявление темы и цели занятия
- объяснение нового материала:§ 12, стр. 60-63.
В настоящее время характер современных войн определяется их военно-политическими целями, средствами достижения этих целей и масштабами военных действий.
Анализ вооруженных конфликтов, имевших место в 90-х гг. прошлого века и в начале XXI в., позволил сделать выводы, что войны и вооруженные конфликты будущего будут порождаться не одним каким-либо фактором, а сложным переплетением различных социально-политических, экономических, национальных и религиозных противоречий и причин.
Согласно положениям Военной доктрины Российской Федерации (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г) наше государство поддерживает готовность к ведению войн и участию в вооруженных конфликтах исключительно в целях предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности России, а также ее союзников в соответствии с международными договорами. В связи с этим современная война может быть:
по военно-политическим целям:
справедливой, не противоречащей Уставу ООН, основополагающим нормам и принципам международного права, ведущейся в порядке самообороны стороной, подвергшейся агрессии;
несправедливой, противоречащей Уставу ООН, основополагающим нормам и принципам международного права, подпадающей под определение агрессии и ведущейся стороной, предпринявшей вооруженное нападение;
по применяемым средствам:с применением ядерного и других видов оружия массового уничтожения; с применением только обычных средств поражения;
по масштабам:локальной, региональной, крупномасштабной.
Локальная война- война между двумя и более государствами, ограниченная по политическим целям, в которой будут военные действия вестись, как правило, в границах противоборствующих государств и затрагиваться интересы только этих государств.
При определенных условиях локальные войны могут перерасти в региональную или крупномасштабную войну.
Региональная война- война с участием двух и более государств региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств
поражения на территории, ограниченной пределами одного региона с прилегающими к нему акваторией океанов, морей, воздушным и космическим пространством, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели.
Крупномасштабная война - война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества. Она может стать результатом эскалации (расширения) вооруженного конфликта, локальной или региональной войны путем вовлечения в них значительных количеств государств различных регионов мира. В крупномасштабной войне стороны будут преследовать радикальные (решительные) военно-политические цели.
Существенной особенностью вооруженной борьбы будущего будет являться то, что в ходе войны под ударами противника окажутся не только военные объекты и войска, но одновременно и экономика страны со всей ее инфраструктурой, гражданское население и территория, что повлечет за собой значительные жертвы среди мирного населения. Главная особенность вооруженных конфликтов нового исторического периода будет заключаться в том, что ход и исход вооруженной борьбы в целом будет определяться главным образом противоборством в воздушно-космической сфере и на море, а сухопутные группировки закрепят достигнутый военный успех и непосредственно обеспечат достижение политических целей.
Существующий с давних времен принцип сосредоточения сил и средств на решающем направлениибудет осуществляться не методом сосредоточения войск на избранном направлении, а главным образом путем массированного применения средств огневого поражения. Новые дальнобойные средства поражения в ряде случаев позволят вместо маневра и концентрации войск осуществлять маневр траекториями (ракет, самолетов) для нанесения массированных огневых ударов по определенным группировкам войск. А ударные группировки войск могут выдвигаться на направление главных ударов в самый последний момент.
Вооруженные Силы Российской Федерации должны быть способны:
В мирное время и в чрезвычайных ситуациях, сохраняя потенциал стратегического сдерживания и выполняя задачи поддержания боеготовности, войсками постоянной готовности без проведения дополнительных мобилизационных мероприятий успешно решать задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах любого типа, а также осуществлять миротворческие операции;
В случае обострения военно-политической обстановки обеспечить стратегическое развертывание Вооруженных Сил РФ и сдерживать эскалацию (Эскалация постепенное увеличение, усиление, расширение чего-либо (например, эскалация войны) обстановки за счет сил стратегического сдерживания и маневра силами постоянной готовности;
В военное время наличными силами отразить воздушно-космическое нападение противника, а после полномасштабного стратегического развертывания решать задачи военного времени.
Выводы:
1. Даже локальные конфликты могут вестись на относительно больших площадях с самыми решительными целями.
2. При этом основные задачи в вооруженных конфликтах будут решаться не в ходе столкновений передовых частей, а путем огневого поражения с предельных дальностей.
3. Вооруженные Силы Российской Федерации должны быть готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, ведению активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и вооруженных конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том числе оружия массового поражения всех разновидностей.
4. Возникает необходимость в высокоорганизованной и эффективной системе гражданской обороны страны.