Понятие и признаки правосудия, его отличия от других форм государственной деятельности

Правосудие — одно из направлений государственной деятельности, именуемой право­охранительной. Оно также относится к числу важнейших пол­номочий судебной власти. И в системе правоохранительной деятель­ности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает цент­ральное место.

Правосудие — функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к защите, восстановлению, обеспечению реализации, осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Реализации задач, стоящих перед ним, так или иначе подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций.

Правосудие – осуществляемая судом в пределах его компетенции деятельность по рассмотрению и разрешению различных категорий дел при точном и неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающего законность, обоснованность и справедливость судебных решений.

Такие его роль и значение обусловлены рядом факторов:

· отправление пра­восудия проявляется в принятии решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государ­ственных и иных организаций;

· судебные решения, принимаемые в процессе или по итогам от­правления правосудия (приговоры по уголовным делам, решения по гражданским делам и т. д.) и нередко именуемые актами правосудия, в соответствии с законодательством на­деляются особыми свойствами;

· по закону этот вид государственной деятельности может осуществлять­ся только конкретными способами, а не произвольно, по усмотре­нию каких-то должностных лиц или органов;

· оно может осуществляться только особым органом — судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность.

Подробнее

Отправление пра­восудия проявляется в принятии решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государ­ственных и иных организаций. Именно правосудию принадлежит ре­шающее слово при признании конкретного лица виновным в совер­шении преступления или иного правонарушения и назначении ему меры наказания либо другой определенной в законе меры воздействия. Такое же слово принадлежит ему и при определении юридических по­следствий поспорам, связанным с реализацией, скажем, трудовых, се­мейных, авторских, изобретательских, жилищных, других имуществен­ных или неимущественных прав граждан. Правосудие также является способом разрешения споров (имущественных и некоторых других), возникающих в сфере экономической деятельности между государ­ственными и негосударственными организациями, лицами, занимаю­щимися предпринимательством.

Судебные решения, принимаемые в процессе или по итогам от­правления правосудия (приговоры по уголовным делам, решения по гражданским делам и т. д.) и нередко именуемые в юридической ли­тературе актами правосудия, в соответствии с законодательством на­деляются особыми свойствами. Одно из них — общеобязательность. Она означает, в частности, что вступившие в законную силу приго­вор, определение или постановление, вынесенные судом в результате рассмотрения уголовного дела, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного само­управления, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц и подлежат исполнению на всей тер­ритории Российской Федерации.

Несколько иначе по закону определяется социальное и правовое значение судебных решений по гражданским делам: после вступле­ния в законную силу они, как правило, не исполняются автоматичес­ки. Для их реализации требуется волеизъявление заинтересованного лица либо наступление какого-то другого условия. Но если, к приме­ру, такое волеизъявление выражено, то требование об исполнении су­дебного решения по гражданскому делу становится обязательным для всех и на всей территории страны.

Неисполнение судебного решения или воспрепятствование испол­нению может повлечь применение различного рода санкций в отно­шении тех, кто повинен в этом. Например, в соответствии со ст. 315 УК злостное неисполнение государственным, иным служащим реше­ния, приговора или иного судебного акта либо воспрепятствование их исполнению может быть наказано различными мерами наказания, на­чиная от штрафа в размере до 200 тыс. руб. либо даже лишением сво­боды на срок до двух лет.

К числу других специфических призна­ков следовало бы отнести прежде всего то, что по закону этот вид государственной деятельности может осуществлять­ся только конкретными способами, а не произвольно, по усмотре­нию каких-то должностных лиц или органов. И эти способы закон фик­сирует вполне определенно. Статья 4 Закона о судоустройстве гово­рит, что правосудие должно осуществляться путем:

· рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданс­ких дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, пред­приятий, учреждений и организаций;

· рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и примене­ния установленных законом мер наказания к лицам, виновным в со­вершении преступления, либо оправдания невиновных.

Данное положение означает, что правосудие — это разбиратель­ство двух категорий дел: гражданских и уголовных.
В последние годы в юридической литературе наметилась тенден­ция несколько более широкого истолкования этого аспекта понятия правосудия. В него довольно часто стали включать также рассмотре­ние дел (материалов) об административных правонарушениях, отне­сенных законом к ведению судов. Такая тенденция начинает постепенно признаваться законодателем. Об этом свидетельствует, например, со­держание ст. 3 принятого сравнительно недавно Закона о военных су­дах, где сказано: “Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства” (курсив мой. — К. Г.). Другими словами, данный закон предлага­ет смотреть на понятие правосудия шире, чем это делалось в течение многих десятилетий, и включать в него еще одну (третью) категорию дел — подведомственные судам дела об административных правона­рушениях.

Первая из названных категорий судебных дел (гражданские дела) охватывает широкий и многообразный круг споров или право­нарушений, касающихся имущественных и некоторых неимуществен­ных прав и законных интересов частных лиц (российских граждан, иностранцев, лиц без гражданства), предприятий, учреждений и орга­низаций. Среди дел этой категории можно найти дела, возникшие в связи с неуплатой кем-то долга, невыполнением обязательств по зак­люченному договору (скажем, о производстве или поставке каких-то изделий, о выполнении услуг), незаконным увольнением с работы, выселением с занимаемой жилплощади, опубликованием в печати или иных средствах массовой информации порочащих сведений, ненадле­жащим исполнением родительских обязанностей и т. д.
Вторая категория дел (уголовные дела) касается сравнительно ограниченного круга правонарушений, а именно только тех, которые считаются преступлениями, т. е. виновно совершенными обществен­но опасными деяниями, запрещенными Уголовным кодексом РФ (да­лее — УК) под угрозой наказания. Разбирательство дел этой катего­рии является деятельностью в высшей степени ответственной, посколь­ку речь идет о признании или непризнании конкретного человека пре­ступником и применении или неприменении к нему мер уголовного наказания (например, штрафа, исправительных работ, лишения сво­боды).
Третья категория дел, рассматриваемых и разрешаемых в про­цессе осуществления деятельности, именуемой правосудием, — это дела об административных правонарушениях, т.е. правонарушениях, ответственность за которые устанавливается административным зако­нодательством, состоящим прежде всего из Кодекса Российской Фе­дерации об административных правонарушениях (КоАП), а также за­конов субъектов РФ, соответствующих этому Кодексу.

Меры наказания, которые могут быть назначены лицу, виновному в таком правонарушении, обычно менее строги, чем те, которые при­меняются в отношении преступников (распространенными мерами административного наказания являются, например, предупреждение в письменном виде, штраф, возмездное изъятие или конфискация ору­дия, с помощью которого совершалось правонарушение, лишение пра­ва управлять автомобилем или права заниматься охотой, администра­тивный арест сроком, как правило, до 15 суток, а иногда — и до 30 суток, выдворение за пределы Российской Федерации иностранца либо лица без гражданства, дисквалификация — лишение права занимать руководящие должности в государственных организациях либо долж­ности, связанные с управлением, скажем, коммерческой организа­цией).
Наказания такого рода могут быть применены в отношении ви­новных широким кругом государственных органов, их руководителей и уполномоченных ими должностных лиц. Чаще всего администра­тивные наказания налагаются начальниками органов внутренних дел (милиции) или их заместителями, комиссиями по делам несовершен­нолетних и защите их прав, должностными лицами налоговых орга­нов, учреждений железнодорожного и других видов транспорта, сани­тарного надзора, охраны природы, государственных инспекций по тор­говле, качеству товаров и защите прав потребителей, по контролю за ценами, по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и др. Всего в гл. 23 КоАП названо 60 государственных органов и учреждений, наделенных полномочиями по применению административных наказаний.
Наделены такими полномочиями также суды и судьи — арбитраж­ные суды, судьи районных и военных гарнизонных судов, мировые судьи. В соответствии со ст. 23.1 КоАП им предписано рассматривать в обязательном порядке дела о более чем 160 категориях (видах) ад­министративных правонарушений (перечень таких правонарушений дан в ч. 1 названной статьи КоАП). На их рассмотрение могут быть переданы также дела о ряде других правонарушений (всего их около 60 видов), если названный выше несудебный орган или соответству­ющее должностное лицо придет к выводу, что решение по конкретно­му делу должен вынести суд. И в таком случае судья обязан принять дело к своему производству и постановить решение по существу.
Реализуя полномочия по разбирательству дел об административ­ных правонарушениях, суды (судьи) вправе применять наиболее стро­гие меры административного наказания из числа тех наказаний, кото­рые предусмотрены в КоАП и других законах об ответственности за административные правонарушения (например, административный арест, возмездное изъятие или конфискация орудий либо предметов правонарушения, дисквалификация, высылка за пределы Российской Федерации).

Еще одним отличительным признаком правосудия является то, что данный вид государственной деятельности может осуществлять­ся с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регламентируется законом. Как было сказано выше, закон подчерки­вает, что рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел должно происходить в судебных заседаниях. А это значит, что разби­рательство дела и принятие по нему решения либо вынесение приго­вора возможно лишь при неуклонном соблюдении правил граждан­ского, арбитражного, административного или уголовного судопроиз­водства, предусмотренного соответствующим законодательством. Правила эти регулируют прак­тически наиболее существенные вопросы, которые могут возникнуть при подготовке и проведении судебного заседания (порядок форми­рования законного состава суда, круг лиц, которые могут и должны участвовать в заседании, их права и обязанности, условия и последо­вательность выполнения конкретных действий, правила собирания, фиксации и исследования доказательств и т. п.). Все они в конечном счете направлены на установление истины и принятие законного, обо­снованного и справедливого решения по существу.
К отличительным признакам правосудия относится, наконец, так­же то, что оно может осуществляться только особым органом — судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность. Специфика полномочий судебной власти требует того, чтобы осуществляющий ее орган строился и имел возможность дей­ствовать так, как этого требуют интересы законности и справедливос­ти. Отсюда особенности порядка образования судов, их взаимоотно­шений с государственными учреждениями, реализующими другие вет­ви власти — законодательную и исполнительную. Отсюда также стрем­ление установить особый порядок (процедуру) судебной деятельнос­ти, а равно стремление всемерно повышать авторитет судов, забота о том, чтобы они прочно занимали свое место на вершине пирамиды правоохранительных органов.

Таким образом, правосудие - это осуществляемая судом правоохра­нительную деятельность по рассмотрению и разрешению граж­данских, уголовных и подведомственных судам административных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установлен­ного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Наши рекомендации