Служебная этика руководителя. Этика приказов и поручений.
Разновидность профессиональной (служебной) этики; система принципов, норм и правил нравственного поведения руководителя.
Так, служебная этика предписывает руководителю быть объективным и справедливым в отношении всех подчиненных равным в обращении с ними, быть принципиальным в деле, требовательным и вместе с тем терпимым к людям, тактичным, заботиться о создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
На авторитет руководителя оказывает огромное влияние наличие высокой культуры общения, которая выражается в нормах профессиональной этики. К ним относятся:
* демократизм общения руководителя с подчиненными, коллегами по работе;
* его доступность, внимательность;
* умение создать товарищескую атмосферу доверия;
* вежливость и корректность в обращении;
* точность и ответственное отношение к данному слову.
В отношениях между руководителем и подчиненным очень важно, чтобы руководитель своими действиями и формой обращения укреплял у подчиненного чувство собственного достоинства. Он не должен забывать лишний раз похвалить сотрудника, помня в то же время, что захваливать тоже вредно, так как это может воспитать у человека нетерпимость к критике,
манию непогрешимости. Правила поведения руководителя рекомендуют в случае, если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, обязательно дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас и в дальнейшем ему все сойдет с рук. Более того, с точки зрения роли руководителя в организации считается, что если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.
• Приказ – волевое властное официальное распоряжение руководителя, отданное в пределах его должностных полномочий и обязательное для исполнения подчиненными.Важным психологическим правилом, лежащим в основе этики приказов и поручений, является объективизация
распоряжений и их деперсонализация. Не рекомендуется персонифицировать устные распоряжения, если вы хотите получить лучший результат. Хуже, когда руководитель говорит: "Я хочу, чтобы вы это сделали". Лучше, если подчиненный выполняет поручение не только потому, что он его получил, но и потому, что убежден, что этого требует объективная ситуация, что следует действовать именно так. Как показывает практика, применение объективизированных распоряжений снижает разногласия между руководителем и подчиненными и, что особенно важно, усиливает
сплоченность персонала организации.
• Распоряжение – вид подзаконного акта управления, изданный органом власти или управления по оперативным, текущим вопросам и, как правило, не имеющий нормативного характера.Этика приказов и распоряжений непосредственно связана с проблемой мотивации, под которой в данном случае
мы подразумеваем создание условий, в которых поручение становится стимулом. Это наиболее сложная и важная проблема в теории и практике управления. Ее значение, как уже говорилось, определяется тем, что сегодня во всех сферах деятельности растет значение умственных усилий, а именно они и поддаются мотивационному воздействию.
три основных критерия, которые могут помочь правильно оценить средства мотивации.
1. Руководитель, призывающий других к действиям, должен апеллировать к благородным побуждениям
2. Руководитель не должен скрывать используемые им способы управления мотивацией, так как скрытые формы
тождественны манипуляции. Если люди, на которых оказывается влияние, остаются в неведении о нем, значит,
эти способы неправомерны и нечестны.
3. Использование правильных методов поощряет людей к активному выбору, помогая в каждом конкретном
случае выявить альтернативы, варианты, возможности. Это также способствует принятию смелых решений.