Политические процессы в Республике Беларусь и в современном мире.

ТЕМА 11: Политические процессы и политические действия.

11.1. Структура, содержание, режимы политического процесса.

11.2. Типы и признаки политического процесса.

11.3. Политические технологии в политическом процессе.

11.4. Характеристика и виды политических действий.

11.1. Структура, содержание, режимы политического процесса.

Политический процесс – политическая жизнь общества в его динамике взаимодействия субъектов политики, обеспечение достижения общественных целей с помощью механизмов и ресурсов государственной власти.

В широком смысле политический процесс можно определить как последовательную смену состояний, стадий развития политической системы, основной способ функционирования политической системы.

В узком смысле политический процесс – действие или совокупность действий субъектов политических отношений.

В ходе политического процесса индивиды, группы, политические институты взаимодействуют друг с другом и государством, реализуют свои специфические интересы.

Структура политического процесса:

· Субъекты политики (личности, группы личностей, социальные институты);

· Объекты политики (государство, институты государственной власти, политические партии, общественные организации);

· Политические интересы;

· Политические отношения;

· Средства и метода политической деятельности;

· Политическая власть.

Содержание политического процесса:

1.Изучение общественных проблем и определение политических приоритетов.

2.Выявление, согласование и представление властными институтами интересов социальных групп.

3.Принятие политических решений, организация и контроль их исполнения.

4.Урегулирование политических конфликтов.

5.Совершенствование избирательной системы и проведение выборов.

6.Создание или реорганизация органов государственного управления, корректировка их полномочий.

7.Политический маркетинг.

8.Проведение мероприятий с целью создания благоприятного имиджа политических институтов, лидеров, идей и концепций.

9.Оценка субъектами политики эффективности своих действий.

Режимы политического процесса:

· Функционирования

· Развития

· Упадка.

Режим функционирования политической системы воспроизводит сложившиеся, повторяющиеся отношения между гражданами и государством, элитой и массами. Политическая система самосохраняется, но не выходит за рамки сложившихся в прошлом взаимоотношений граждан и институтов власти. Используются преимущественно традиционные консервативные механизмы господства, воспроизводящие политическую систему, но не обновляющие ее структурные элементы на основании нововведений адекватных запросу времени. Властные структуры больше придерживаются традиций, используют устоявшиеся привычки, механизмы господства, связанные с преемственностью в развитии политической системы (СССР, 1964-1982гг. Л.И. Брежнев, эпоха «застоя»).

Режим развития различается непрерывностью и устойчивостью качественных изменений в политической сфере общества. Политическая система гибко приспосабливается к требованиям общественной среды, конструктивно на них реагирует. Целенаправленно внедряемые инновации, социально-эффективные действия властных институтов выводят систему на качественно новый более цивилизованный уровень существования. Используются средства и методы политического управления, отвечающие запросам времени и общества, демократическим нормам и принципам. Этот режим характерен для политического развития РБ, который основывается на принципах трансформации политической системы с целью построения правового, демократического, социального государства с высокоэффективной экономикой.

Режим упадка характеризуется застоем в политической жизни, нестабильностью общества, недовольствием граждан, неспособностью государственных органов к преодолению социальных противоречий. Это выражается в конфликтах, столкновениях, массовых демонстрациях, что в результате приводит к революции или недовольствию масс.

Политический процесс можно подразделить на 5 основных стадий:

1. Определение политических приоритетов на основе анализа субъектами политики социальных проблем, выявление и согласование интересов граждан, прогнозирование ситуации в обществе.

2. Включение политических проблем в повестку дня практической политики и властных институтов.

3. Изыскание ресурсов для удовлетворения насущных и перспективных интересов общества.

4. Разработка и принятие законов, программ, стратегии и тактики действия властных структур, политических решений.

5. Действия субъектов политики по реализации политической воли государства, интересов общества, их социальной эффективности.

11.2. Типы и признаки политического процесса.

Эволюционный процесс – политическая трансформация, характеризующаяся постепенностью, непрерывностью и продуктивностью нововведений. Граждане удовлетворены происходящими переменами, доверяют властным структурам.

Признаки революционного процесса – радикальные коренные изменения в обществе отличаются решительностью действий политических субъектов, используются преимущественно насильственных средств и методов.

Признаки открытого политического процесса – политический курс государства, его проблемы и приоритеты заинтересованно и свободно обсуждаются общностью. Властные структуры учитывают общественное мнение в своей деятельности. Используются открытые формы – референдумы и выборы.

Признаки скрытого процесса – субъекты политики скрывают от общества объективную информацию и своих истинных целях, процессах в стране и мире, а также своих негативных действиях в политической, социальной, экономической деятельности.

Признаки стабильного процесса – преобразования в обществе осуществляются последовательно, комплексно и эффективно. Политические отношения отличаются устойчивостью и цивилизованностью, граждане доверяют институтам власти. Преобладают позитивные тенденции в социально-экономическом развитии, обеспечиваются права и свободы граждан.

Признаки нестабильного политического процесса – неустойчивость политической ситуации в обществе, массовое недовольствие граждан уровнем и качеством жизни, характером реформ и политического режима.

Для Республики Беларусь характерен стабильный эволюционный открытый политический процесс.

11.3. Политические технологии в политическом процессе.

Участники политического процесса реализуют свои цели и задачи, применяя разнообразные методы, приемы, процедуры, знания и умения, т.е. политические технологии.

Процесс формирования и использования политических технологий условно можно выразить формулой:

Сбор информации – диагностика ситуации – оценка проблем – прогнозно-проектные операции – выработка целей – определение последовательности действий – обоснование рекомендаций – практическое применение технологий.

Процесс формирования технологий включает:

· Анализ политической ситуации в обществе.

· Обоснование стратегии и тактики методов действий в конкретной ситуации.

· Политическое прогнозирование.

· Разработка технологий подготовки, принятия и реализации политических решений.

· Консультирование субъектов политических действий.

Социально-полезное использование политических технологий предполагает:

­ Мотивирование общественными интересами действия субъектов политики, направленное на достижение поставленной цели и победу над соперником.

­ Последовательность и принципиальность в реализации социальных потребностей и ценностей цивилизованного взаимоотношения с конкурентами.

­ Компетентное и гибкое использование методов, приемов и ресурсов процедур в политически изменяющейся ситуации.

­ Соблюдение и уважение законов государства, демократических норм и принципов, регулирующих общественную жизнь.

­ Взаимный контроль государственных и общественных институтов за социальной продуктивностью политики.

Политическое решение есть сознательный выбор стратегии и тактики политического поведения достижения цели в сфере государственной власти.

Правильный выбор стратегии и тактики предполагает:

1.Анализ ситуации в обществе.

2.Разработку стратегии и тактики действий, соответствующих политической ситуации в стране и общественным запросам.

3.Сравнение альтернативных вариантов политического поведения и экспертную оценку его последствий.

4.Принятие научно-обоснованных политических решений и определение механизмов их реализации.

5. Применение демократических, нравственных средств и методов достижения политической цели.

Наши рекомендации