Рабочее движение. Раскол в социал-демократическом движении в первой трети ХХ в.
Развитие индустриального общества в первой половине ХХ в. привело к дальнейшему увеличению доли промышленных рабочих, росту числа городского населения. В свою очередь, это усиливало значение рабочего движения. От состояния социальных отношений во многом зависело сохранение политической стабильности в обществе.
В данное время проявлялись различные формы социальных отношений наемных рабочих и предпринимателей. Социальное партнерство проявлялось в повышении эффективности работы со стороны лиц наемного труда и созданию стимулов к повышению производительности труда со стороны предпринимателей. Социальные конфликты сводились к требованиям рабочими увеличения зарплаты, улучшение условий труда и жизни через различные формы протеста – забастовки и т.п. Не получившие разрешения социальные конфликты иногда могли перерастать в социальную конфронтацию, которая приобретала характер вооруженной борьбы рабочих, требовавших изменения существующего политического строя. Выбор формы социальных отношений определялся системой культурных ценностей, организованности рабочего движения, профсоюзов, наличия партий, способных отстаивать интересы рабочих.
Наемные работники не представляли собой абсолютно однородную массу. Среди промышленных рабочих выделялись следующие группы в зависимости от выполняемых ими трудовых функций:
· Инженерно-технические работники и низший слой управляющих (мастера), которые тяготели к социальному партнерству;
· Квалифицированные рабочие, обладавшие высоким уровнем профессиональной подготовки, опытом и навыками;
· Полуквалифицированные рабочие, подготовка которых позволяла выполнять лишь простые операции;
· Неквалифицированные рабочие, т.е. необученные, выполняющие вспомогательную работу, занятые тяжелым физическим трудом.
Квалифицированные и часть полуквалифицированных рабочих тяготели к социальной конфронтации, к социальным конфликтам были расположены другая часть полуквалифицированных и неквалифицированные рабочие.
Основным способом обеспечения интересов наемных работников по-прежнему оставалось профсоюзное движение. Профсоюзы стали добиваться приема на работу только своих членов, объединяться в более массовые организации. Стали возникать общенациональные профсоюзные организации, развиваются их международные связи. Добившись значительных уступок от предпринимателей профсоюзы нередко переходили к социальному партнерству с ними.
Если начало – середина XIX в было временем расцвета классического либерализма, то конец XIX – начало ХХ в. стало временем широкого распространения социал-демократических идей. В своем развитии они прошли сложную эволюцию и приспособление к новым условиям.
Под влиянием коренных социально-экономических перемен на рубеже XIX – XX вв. социал-демократы пересмотрели некоторые положения марксизма, т.е. провели его ревизию. В 1890-х гг. как направление социалистической мысли оформился ревизионизм, который получил широкое признание. Его теоретики – Э. Бернштейн, К. Каутский (Германия), О. Бауэр (Австрия), Л. Мартов (Россия) считали многие положения марксизма устаревшими. Произошедшее в большинстве развитых стран Европы расширение избирательного права позволило социал-демократическим партиям защищать интересы наемных рабочих в парламентах. Поэтому основной задачей они ставили борьбу за реформы в рамках существующего политического строя без революций. Целью борьбы рабочих ревизионисты считали удовлетворение непосредственных интересов рабочих, а не достижение социализма и коммунизма, идея которых на данном этапе исторического развития представлялась утопичной. Эта позиция нашла свое выражение в лозунге «движение – все, конечная цель – ничто». Ревизионизму и реформизму противостояло радикальное (революционное) крыло социал-демократии. Его лидеры – В.И. Ленин в России, К. Цеткин, Р. Люксембург, К. Либкнехт в Германии полагали, что рабочие по-прежнему должны стремиться к ликвидации частной собственности, системы наемного труда. Их целью оставались социалистическая революция и установление диктатуры пролетариата. Монополистический капитализм (который они называли империализмом) они считали последней стадией развития капитализма, в экономических кризиса видели отсутствие прогресса в капиталистической, рыночной экономики.
Ревизионисты начали сотрудничать с либеральными (буржуазными) партиями, обосновывая это необходимостью проведения реформ. Радикальное крыло социал-демократии наоборот опасалось, что успешное проведение реформ приведет к распространению среди трудящихся надежды на эволюцию капитализма и установление более справедливого и гуманного строя. Острые разногласия возникли с началом Первой мировой войны. Национальные социалистические и социал-демократические партии, представленные в парламентах поддержали свои правительства, проголосовали за выделение дополнительных средств на военные расходы. Это привело к разрушению международных связей социал-демократии и распаду II Интернационала (существовал с 1889 г.). Лишь левые радикальные социал-демократы выступили против войны. Они характеризовали Первую мировую войну как империалистическую, ведущуюся во имя завоеваний и ограбления народа. Раскол усугубился в связи с различным отношением ревизионистов и левых радикалов к захвату власти в России в 1917 г. большевиками. Радикальные фракции увидели в этом начало социалистической революции, ревизионисты осудили действия большевиков, которые не имеют ничего общего с социализмом. Окончательный раскол социал-демократического движения в мире был связан с созданием большевиками в 1919 г. III Коммунистического Интернационала (Коминтерна), в состав которого вошли левые фракции социал-демократических партий. Одним из условий вхождения в Коминтерн большевики сделали организационный разрыв с реформизмом и ревизионизмом, а также признания правильности взглядов В.И. Ленина и партии большевиков на империализм и неизбежность насильственной социалистической революции. Отныне левые радикальные организации стали называться коммунистическими партиями. Наиболее массовые коммунистические партии появились в Германии, Франции, Италии. Через Коминтерн иностранные компартии стали получать щедрые субсидии от руководства СССР. Коминтерн рассматривал себя как единую централизованную организацию, цель которой – осуществление мировой революции. Решения Исполкома Коминтерна были обязательны для всех входивших в него партий. Реформисты и ревизионисты сохранили название социалистических и социал-демократический партий. В 1923 г. они создали Социалистический рабочий интернационал. В отличие от Коминтерна, он координировал политику входивших в него партий, которые сохранили свою самостоятельность.
Окончательный раскол социал-демократического движения привел к расколу и профсоюзного движения. В 1919 г. профсоюзы европейских стран основали Амстердамский интернационал профсоюзов. Его представители приняли участие в деятельности, учрежденной в 1919 г. по инициативе США, Международной организации труда. В качестве рекомендации входившим в нее странам (большинство государств мира) было предложено ограничить продолжительность рабочего дня в промышленности 8 часами и установления 48-часовой рабочей недели. В целом, своей деятельностью МОТ облегчила решение социальных проблем и трудовых споров. Коммунистические партии наоборот считали социальную конфронтацию наиболее правильной формой борьбы, считали. что социальное партнерство призвано обмануть трудящихся и сбить накал классовой борьбы. Профсоюзы, разделявшие левые взгляды при поддержке Коминтерна в 1921 г. создали Красный интернационал профсоюзов, который свою цель видел не столько в защите интересов трудящихся, сколько в поощрении социальных конфликтов.
В 1920-е гг. конфликт между социал-демократами и коммунистами неуклонно углублялся. Ожидания коммунистов, что революционный подъем, охвативший ряд стран Европы после мировой войны (Германия, Венгрия и др.) перерастет в «мировую революцию» не оправдались. Лидеры Коминтерна винили в этом социал-демократов. Борьба с ними за влияние на рабочее движение стала ими рассматриваться как главная цель. Увлеченные взаимной борьбой коммунисты и социал-демократы не обратили необходимого внимания на возникновение и быстрый рост фашистского движения. До середины 1930-х гг. Коминтерн не делал большой разницы между фашистами и социал-демократами. Последние мирились с антикоммунистическими лозунгами фашистских вождей. В итоге, Ослабленные взаимной борьбой они не смогли противостоять приходу фашистов к власти в Германии, многие из них в итоге оказались в концлагерях.