Понятие и сущность производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. Общие правила рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений

Сущность названия данного вида гражданского судопроиз­водства состоит в том, что суды в порядке, предусмотренном для этого вида судопроизводства (гл. 23-26.2 ГПК РФ), рассматривают и разрешают не только дела, возникающие из административных правоотношений, но и дела, возникающие из конституционных, налоговых и других правоотношений (жалобы на действия изби­рательных комиссий, на действия налоговых органов, жалобы на отказ в регистрации недвижимости и т.д.).

Названием этого вида судопроизводства в законе подчеркивается:

1.

1. публичный характер право­отношений, являющихся объектом судебного исследования;

2. участие в гражданском деле носителя властных полно­мочий (должностного лица, государственного служащего, органа государственной власти и местного самоуправления, органа обще­ственного объединения).

Судебный порядок рассмотрения и разрешения дел, возни­кающих из публичных правоотношений, в научных источниках называют «административной юстицией».

Проблема существования в российском гражданском процессе «административной юстиции» как вида судопроизводства наряду с исковым всегда была дискуссионной темой.

Одни ученые полагали, что нет оснований для отграничения этого вида судопроизводства в отдельное от искового, другие — наоборот, доказывали и доказывают, что его необходимо сохра­нить как специфический вид производства, но в пределах единого гражданского процесса.

Потребность отдельного от искового правового регламента по делам, возникающим из публичных правоотношений, объяснялась:

1. неравноправным положением участников (сторон) в регулятивных (конституци­онных, административных) и иных публичных правоотношений, поскольку в них выступают, с одной стороны, орган государства, должностное лицо, наделенное властными полномочиями, с дру­гой —гражданин, организация, не имеющие таких полномочий;

2. специфической функцией суда при рассмотрении этих дел, состоящей не в разрешении спора о праве, как в исковых делах, а в осуществлении судебного контроля за законностью действий органов государства и организаций по отношению к гражданам, а в отдельных случаях — и к другим субъектам права.

Исковое же производство ориентировано на форму рассмотрения и разрешения споров прежде всего имущественного характера равных субъектов в регулятивных правоотношениях.

Указанными двумя причинами определяется и способ воз­буждения дел данной категории — оспаривание путем подачи заявления, а не предъявление иска.

Публично-правовой характер отношений, подлежащих судебно­му рассмотрению, порождает специфику процессуального регули­рования порядка рассмотрения и разрешения дел указанного вида судопроизводства: эти дела рассматриваются на основе применения норм искового производства, но с учетом действия специальных норм. Общие правила искового производства — принципы, пись­менная форма обращения в суд, постадийное развитие процесса, возможность отказаться от продолжения процесса и прекратить производство по делу — применяются при рассмотрении дел, вы­текающих из публичных правоотношений.

Особенности порядка рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений (по сравнению с исковым порядком):

·

· они не должны содержать явный спор о праве;

· неприменимы некоторые категории искового производства (см. ниже);

· повышен­ная активность суда и прокурора в процессе;

· не применяются правила о заочном производстве;

· суд не связан доводами и основаниями заяв­ленных требований;

· суд может истребовать доказательства по своей инициативе, а обязанность по доказыванию возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт или лиц, которые приняли оспаривае­мое решение, или совершили действие (допустили бездействие).

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публич­ных правоотношений, в силу неравноправного положения субъектов в административных и иных публичных правоотношенияхнеприменимы некоторые категории искового производства, а именно:

·

· мировое соглашение;

· увеличение или уменьшение требо­ваний;

· исключается возможность предъявления в качестве способа защиты встречной жалобы, аналогичной встречному иску;

· усилена активность суда в собирании доказательств и его инициатива.

Наши рекомендации