Оскорбление представителя власти. Неуважение к суду

Данное преступление направлено на воспрепятствование нормальной деятельности представителя власти путем унижения его чести и достоинства.

Объектрассматриваемого преступления — нормальная деятельность представителей власти, а также честь и достоинство этих лиц (дополнительный объект).

Потерпевшими от этого преступления могут быть только представители власти.

С объективной стороныуказанные в ст. 319 УК преступные действия выражаются в публично.м оскорблении представителя власти, выполняющего свои должностные обязанности или в связи с их исполнением.

Оскорбление представителя власти заключается в унизительном обхождении с ним, которое подрывает его авторитет. Из смысла ст. 130 УК также следует, что оскорбление должно содержать отрицательное мнение о потерпевшем, которое выражается в неприличной форме. Сообщение даже правдивых позорящих фактов из жизни представителя власти, но в неприличной форме будет достаточным основанием для признания в действиях лица признаков преступления, предусмотренного ст. 319 УК. Основным признаком оскорбления является сама форма обращения, которая в этих случаях унижает честь и достоинство данного лица. Оскорбление может выражаться в разных формах. Не имеет значения, письменно или устно (словесно) были унижены честь и достоинство представителя власти и было ли нанесено оскорбление действиями.

Обязательный признак данного преступления -публичность оскорбления представителя власти.

Оскорбление, нанесенное в присутствии очевидцев и тем более в общественном месте, имеет публичный характер. Следует признать оскорбление публичным, если граждане наблюдают действия, унижающие честь и достоинство указанных лиц, а равно последствия этих действий (например, изображение потерпевшего в оскорбительном виде, сделанное тайно; оскорбление, нанесенное в печати).

Диспозиция ст. 319 УК указывает на оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Следовательно, оскорбление, •• нанесенное представителю власти как во время исполнения своих должностных обязанностей, так и в связи с исполнением им ранее этих обязанностей по истечении какого-либо времени, должно квалифицироваться по ст. 319 УК.

Данное преступление является формальным, оно считается оконченным с момента оскорбления представителя власти.

Субъективная сторонарассматриваемого преступления характеризуется умышленной виной. Вина при оскорблении представителя власти может выражаться лишь в виде прямого умысла. Виновный осознает, что нарушает нормальную деятельность представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением путем публичного унижения его чести и достоинства, и желает этого.

Субъектомпреступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Оскорбление, совершенное в форме насилия (нанесение пощечины и т. п.), необходимо отграничивать от преступления, предусмотренного ст. 319 УК (применение насилия в отношении представителя власти). Если виновный, нанося пощечину, ставя подножку и т. п., преследовал цель унизить честь и достоинство представителя власти, то его действия должны квалифицироваться по ст. 319 УК.

Для понимания признаков преступления, предусмотренного ст. 319 УК, необходимо провести отличие данного преступления против порядка управления от оскорбления — преступления против чести и достоинства личности, предусмотренного ст. 130 УК. Эти преступления во многом сходны, а ст. 130 и ст. 319 УК соотносятся между собой как общая и специальная нормы.

По объективной стороне эти преступления отличаются тем, что оскорбление представителя власти должно носить публичный характер, в то время как оскорбление (ст. 130 УК) не имеет такого обязательного признака.

Неуважение к суду (ст. 297 УК). Объектомсостава неуважения к суду по ч. 1 являются интересы правосудия, а также честь и достоинство лиц, участвующих в судебном разбирательстве (государственного обвинителя, защитника, эксперта, переводчика, подсудимого и др.).

С объективной стороныэто преступление выражается в оскорблении участников судебного разбирательства, под которым понимается выраженная в неприличной форме во время судебного разбирательства отрицательная оценка личности того или иного его участника (обвинителя, защитника, переводчика, эксперта, потерпевшего и др.). Оскорбление может быть нанесено как в вербальной форме, так и путем физического действия, направленного как против конкретного участника судебного разбирательства (например, нанесение пощечины, плевок в лицо и т. п.), так и против всех его участников. Участниками судебного разбирательства считаются прокурор, участвующий в деле в качестве государственного обвинителя или стороны в гражданском процессе, защитник подсудимого, потерпевший, гражданский истец или ответчик, эксперт, переводчик и др. Временем совершения этого преступления может быть период, пока не завершено судебное разбирательство.

Субъектомрассматриваемого преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста и обладающее вменяемостью. Им может быть как участник судебного разбирательства, так и иное лицо, присутствующее в зале суда или находящееся в помещении суда в связи с рассмотрением дела.

С субъективной стороныданное преступление совершается только с прямым умыслом. Мотивом этого преступления могут быть личная неприязнь или вражда, национальная или религиозная нетерпимость и другие побуждения.

В ч. 2 ст. 297 УК предусматривается повышенная уголовная ответственность за неуважение к суду, выразившееся в оскорблении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия. Объект, объективная и субъективная сторона, а также субъект этого состава преступления такие же, как в составе, предусмотренном ч. 1 ст. 297 УК (кроме потерпевших).

Потерпевшими в этом случае могут быть только судья (судьи), присяжные, народные и арбитражные заседатели. Если оскорбление судье, присяжному, народному или арбитражному заседателю нанесено после разрешения дела и закрытия судебного заседания, содеянное должно квалифицироваться как оскорбление представителя власти по ст. 319 У К.

Изнасилование.

Изнасилование (ст. 131 УК). Объект преступления — поло­вая неприкосновенность и половая свобода личности; дополни­тельный — жизнь и здоровье человека. Потерпевшими от изнаси­лования могут быть только лица женского пола.

Объективная сторона изнасилования характеризуется поло­вым сношением мужчины с женщиной, совершенным против ее воли, с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей.

Под половым сношением следует понимать совершение полово­го акта в естественной форме. Удовлетворение полового желания в иных, так называемых извращенных формах с применением тех же способов подлежит квалификации по ст. 132 УК. Совершение полового акта при изнасиловании должно происходить против воли потерпевшей, поэтому во всех случаях следует устанавли­вать, действительно ли женщина не желала вступать в половую связь.

Закон называет способы изнасилования в качестве обязатель­ных признаков объективной стороны преступления. Это — приме­нение насилия, угрозы его применения либо использование беспо­мощного состояния потерпевшей. Как следует из текста ст. 131 УК, насилие и угрозы его применения могут быть обращены не только к женщине — непосредственной жертве изнасилования, но и к другим лицам, круг которых законом не ограничен. Это могут быть ее родственники, близкие ей люди, а также иные лица, обращение на которых угрозы виновным способно сломить сопротивле­ние женщины.

Насилие по ч. 1 ст. 131 УК может выражаться в нанесении побоев, причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью личности, в связывании жертвы, в приведении ее в бессознатель­ное состояние. Дополнительной квалификации при этом по ст. 112 и 115 УК не требуется.

Содержание угрозы законом ограничено лишь обещанием не­медленно применить физическое насилие к жертве или иным лицам. Если содержание угрозы иное, например опорочить потер­певшую, уничтожить ее имущество, деяние следует расценивать как понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК). Если виновный обещает применить насилие в будущем и женщи­на, опасаясь его исполнения, соглашается на вступление в половую связь, состав изнасилования отсутствует. Угроза должна быть дей­ствительной и реальной.

Использование беспомощного состояния предполагает изнаси­лование потерпевшей, не способной в силу определенных обстоя­тельств, например, тяжелой болезни, физических недостатков, старости, оказать сопротивление виновному (физическая беспо­мощность) или осознать с ней происходящее, например, в резуль­тате психического заболевания, малолетства, бессознательного со­стояния и др. (психическая беспомощность).

Состояние алкогольного или наркотического опьянения может быть признано беспомощным состоянием только в том случае, если его степень была такова, что лишала потерпевшую возможности осознавать окружающую обстановку, понимать значение соверша­емых виновным действий или оказывать ему сопротивление. Для квалифи­кации деяния не имеет значения, привел потерпевшую в беспо­мощное состояние виновный или она была беспомощна независимо от его действий. При использовании беспомощного состояния не­обходимо установить, что виновный осознавал беспомощность по­терпевшей, иначе он не может быть привлечен к уголовной ответ­ственности за изнасилование.

Если лицо, желая совершить половое сношение с женщиной, использует иные способы воздействия на нее (например, обман — заведомо ложное обещание впоследствии оформить с ней брачные отношения), состав изнасилования отсутствует.

Преступление считается оконченным с момента начала полово­го сношения, независимо от того, был ли половой акт завершен виновным в физиологическом смысле.

С субъективной стороны преступление характеризуется виной в виде прямого умысла. Субъект — физическое вменяемое лицо мужского пола, достигшее 14-летнего возраста.

Часть 2 ст. 131 УК предусматривает ответственность за следую­щие квалифицированные виды изнасилования:

б) совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Изнасилование квалифици­руется как совершенное группой, когда лица, принимавшие в нем участие, действовали согласованно в отношении потерпевшей, не вступив в предварительный преступный сговор, причем соиспол­нителями изнасилования являются не только лица, совершившие насильственный половой акт, но и содействовавшие этому путем применения физического или психического насилия к потерпев­шей. При совершении изнасилования группой лиц по предварительному сговору соглашение между участниками преступления о его совершении должно состояться до начала преступного деяния. При этом действия организаторов, подстрекателей, пособников следует квалифицировать со ссылкой на ст.33 УК. Совершение изнасилования организованной группой имеет место тогда, когда оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких изнасилований.

Если изнасилование совершено группой, состоящей из двух лиц, одно из которых не может быть субъектом изнасилования вследствие, например, недостижения возраста уголовной ответст­венности или невменяемости, действия другого следует квалифи­цировать как совершенное группой лиц.

в) соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или к другим лицам. Под угрозой убий­ством или причинением тяжкого вреда здоровью понимаются как прямые высказывания, выражающие намерение немедленного применения физического насилия соответствующей интенсивнос­ти и характера к потерпевшей или другим лицам, но и иные угро­жающие действия виновного, например демонстрацию оружия. Потерпевшей угроза должна восприниматься как реально осуще­ствимая, причем немедленно. В случае высказывания угроз неоп­ределенного характера для оценки их содержания необходимо вы­яснить все обстоятельства, обстановку, в которых они высказыва­лись, а также восприятие таких угроз потерпевшими. Особая жес­токость, как уже отмечалось выше, является юридической катего­рией, характеризующей способ совершения преступного деяния. Она означает такое воздействие на потерпевшего, которое влечет за собой причинение ему особых физических или моральных стра­даний (например, проявление садизма к потерпевшей). Виновный при этом осознает, что проявляет к потерпевшей или к другим лицам особо жестокие способы воздействия, причиняя им тем самым особые страдания;

г) повлекшее заражение потерпевшей венерическим заболева­нием. Для вменения названного вида изнасилования необходимо установить наличие причинной связи между изнасилованием и наступившим вредным последствием в виде заболевания потерпев­шей венерической болезнью, а также осведомленность виновного о наличии у него указанного заболевания;

К особо квалифицированному закон относит изнасилование несовершеннолетней, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей (п. «а» ч. 3 ст. 131 УК); повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, заражение ее ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия (п. «б» ч. 3 ст. 131 УК).

Составом преступления, предусмотренного п. «а» ч. 4 ст. 131 УК, охватывается причинение потерпевшей смерти по неосторож­ности. Убийство потерпевшей требует дополнительной квалифи­кации по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК. При этом, если убийство совершено в процессе изнасилования, действия виновного надлежит квали­фицировать по п. «б» ч. 3 ст. 131 как изнасилование, повлекшее тяжкие последствия, и п. «к» ч. 2 ст. 105 УК. Если же убийство совершено после изнасилования в целях сокрытия содеянного либо по мотивам мести за сопротивление, оказанное потерпевшей в ходе насильственного полового акта, действия виновного следует квалифицировать по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК и по соответствующей части ст. 131 УК.*

Неосторожное причинение смерти при изнасиловании должно быть результатом действий виновного, т.е. должно находиться с ними в причинной связи.

Субъективное отношение виновного к факту смерти или причи­нения тяжкого вреда здоровью в рассматриваемых ситуациях выступает в форме неосторожности, в виде легкомыслия или небреж­ности. Умышленное причинение тяжкого вреда, так же как и убийство, требует дополнительной квалификации по соответст­вующей части ст. 111 УК.

Иные тяжкие последствия при изнасиловании — понятие оце­ночное, вопрос факта, который решается судом в каждой конкрет­ной ситуации совершения рассматриваемого деяния. Но в любом случае признанные судом в качестве тяжких последствия должны находиться в причинной связи с совершенным изнасилованием. К подобным последствиям надлежит относить, в частности, само­убийство потерпевшей, психическое расстройство, последовавшее в результате изнасилования, смерть потерпевшей, наступившую в процессе предпринимаемой ею попытки избежать сексуального насилия со стороны виновного.

Наши рекомендации