Нравственно-психологические качества адвоката, судьи, следователя, прокурора

Защита прав и свобод человека и гражданина является профессиональной обязанностью и нравственным долгом адвоката. Адвокат содействует устранению нарушений закона. Адвокат обязан беречь и умножать престиж профессии. Точность, пунктуальность, честность, правдивость и компетентность – гарантия нормальных отношений адвоката с клиентом. Правила содержат рекомендации, основанные на обобщении опыта адвокатской деятельности, в том числе и касающиеся разрешения проблемных ситуаций нравственного плана.

С учетом специфики и содержания деятельности различных профессиональных участников судопроизводства, их нравственные качества в принципе должны быть едины. И прокурор, и следователь, и адвокат должны быть справедливы, гуманны, честны, обладать развитым чувством долга, добросовестно исполнять свои обязанности, действовать под постоянным самоконтролем собственной совести. Требование объективности в какой-то мере распространяется и на адвоката, хотя позиция его в деле неизбежно бывает односторонней.

Анализ психологических позитивных качеств, которыми необходимо обладать судье, следователю и прокурору – предмет самостоятельной науки. Здесь уместно лишь отметить, что личность каждого человека, в том числе деятеля правосудия, представляет собой сплав нравственных, психологических и прочих человеческих качеств. При этом важно, чтобы они были позитивны и реализовывались в практической деятельности. То же относится и к личности следователя, прокурора, адвоката.

Чтобы стать судьей, необходимо обладать определенным объемом знаний, навыков юридической деятельности и положительными нравственными и интеллектуально-волевыми качествами. Квалификационный экзамен и проверка сведений об отсутствии порочащих поступков создают определенные гарантии подбора на судебные должности достойных людей. Однако вся дальнейшая деятельность носителя судебной власти осуществляется в сложных нравственно-психологических условиях, в сфере конфликтов разного уровня и характера. Здесь возникает опасность так называемой профессиональной деформации, вследствие которой судья перестает видеть в тех, с кем он имеет дело при выполнении своих обязанностей, людей с их конкретными судьбами, горем и заботами, черствеет духовно и утрачивает чувство гуманности [1, с.98].

Писатель Виктор Курочкин так описывает это состояние: «Не прошло и года, а какая-то частица моей души, причем лучшая частица, пропала. Не прошло и года, я стал автоматом. Осудив человека на пятнадцать лет, я моментально о нем забываю, с аппетитом ем, с удовольствием пью и засыпаю крепким сном, с сознанием, что сегодня я много и плодотворно потрудился на пользу Отечества. Теперь я автомат. Человек вместо высшего, таинственного и хрупкого существа стал для меня субъектом преступления». (Курочкин В.Записки народного судьи Семена Базыкина // Нева. 1988. № 5.) Не менее опасна профессиональная деформация и для следователя, прокурора. Профессиональной деформации может противостоять только человек с развитым чувством долга, справедливости, подлинно гуманный.

Высокие нравственные качества, необходимые судье, прокурору, следователю, адвокату, формируются и поддерживаются в процессе повседневной жизни с ее сложностями и противоречиями. Сама практическая деятельность, связанная с решением нравственных проблем, способствует в первую очередь нравственному становлению личности. Кроме того, личность формируется под влиянием этического просвещения, в процессе которого человек получает определенную сумму знаний, ориентирующих на соблюдение нравственных норм. Авторитет воспитателя, авторитет руководителя, профессионала высокой квалификации, образцы их поведения служат нравственному воспитанию. Нравственное самовоспитание как осознанная, целеустремленная деятельность, направленная на формирование высоких нравственных качеств и преодоление недостатков в собственной нравственной сфере, крайне необходимо судье, следователю, прокурору.

Контрольные вопросы:

1. Каким принципам должен подчиняться суд?

2. Что необходимо судье для правильного, справедливого применения закона?

3. Когда был принят Закон о статусе судей в СССР?

4. По достижении какого возраста гражданин Республики Беларусь может стать судьей?

5. Какой стаж работы по юридической профессии нужно иметь, чтобы претендовать на должность судьи?

6. Какими нравственными качествами должен обладать судья?

7. Когда в Республике Беларусь был принят Кодекс о судоустройстве и статусе судей?

8. Какими нравственными качествами должен обладать адвокат?

9. Что необходимо соблюдать, чтобы с течением времени, юристу не потерять свои духовные ценности?

10. Какими нравственными качествами должен обладать следователь?

Литература

1. Букреев, В.И. Этика права: учебное пособие / В.И. Букреев, И.Н. Римская. – М.: Юрайт, 1998.

2. Волков, В.И. Прокурорский надзор: учебник для вузов / В.И. Волков. – М.: БЕК, 1998.

3. Зеленкова, И.Л. Этика: учебное пособие / И.Л. Зеленкова, Е.В. Беляева. – Минск: ТетраСистема, 1998.

4. Кобликов, А.С. Юридическая этика / А.С. Кобликов. НОРМА. Москва, 2000г.

5. Порубов, Н.И. Юридическая этика: Учеб. пособие / Н.И. Порубов. - Мииск: высш. шк, 2003. - 352 с.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ПОДГОТОВКИ

К ЗАЧЁТУ

1. Юридическая этика: понятие, предмет, цели и задачи. Связь юридической этики с другими науками.

2. Этика, мораль, нравственность – понятия. Моральные нормы. Взаимосвязь и различие в понятиях – «мораль» и «право».

3. Основные категории общей и юридической этики « их взаимосвязь».

4. Принцип гуманизма – главенствующий принцип морали.

5. Профессиональная и юридическая этика – определение понятий. Проблема нравственной свободы, морального конфликта и морального выбора в общей и юридической этике.

6. Понятие личности в этике и юридической этике. Типы личности.

7. Профессиональная деформация нравственно-культурной сферы личности юриста, её причины и способы предупреждения.

8. Нравственное содержание конституционных норм. Нравственные принципы в праве Республики Беларусь и международно-правовых актах.

9. Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства. Правовые и нравственные отношения в уголовном процессе. Соотношение средства и цели в уголовном процессе.

10. Морально-нравственные основы доказывания. Презумпция невиновности и обязанность доказывания в нравственном аспекте.

11. Нравственное значение оценки доказательств по внутреннему убеждению. Этические основы использования отдельных видов доказательств.

12. Этика проведения следственных действий.

13. Нравственные аспекты проведения допроса. Особенности тактики при допросе подозреваемых и обвиняемых, а также потерпевших и свидетелей. Допрос несовершеннолетних.

14. Моральные требования, предъявляемые к проведению очной ставки, обыска, опознания, осмотра места происшествия.

15. Нравственные начала профессиональной деятельности прокурора. Требования предъявляемые к моральному облику прокурорского работника.

16. Проявления принципа гуманизма в профессиональной деятельности адвоката. Этика его взаимоотношений с клиентом и коллегами. Понятие адвокатской тайны.

17. Нравственные требования, предъявляемые к деятельности судебной власти. Специфика судебной деятельности. Конфликты в зале судебных заседаний (межличностные и внутриличностные).

18. Организация и проведение судебных прений. Нравственные требования, предъявляемые к совещательной комнате.

19. Нравственные аспекты вынесения приговора. Воспитательное значение приговора. Принцип судебной справедливости – адекватность наказания.

20. Правовая культура как часть духовной культуры личности и общества. Связь правовой культуры с нравственной культурой.

21. Культура производства по уголовному делу.

22. Культура процессуальных документов.

23. Судебный этикет.

24. Нравственные аспекты деятельности юрисконсульта. Моральный облик данной категории юристов.

25. Деятельность работников Загса с нравственно-правовой точки зрения.

26. Нравственные требования, предъявляемые к деятельности нотариуса.

27. Нравственные категории, предъявляемые к документам, используемым нотариусом.

28. Профессиональная деформация личности юрисконсульта, нотариуса, работника Загса, юриста в государственных органах социального обеспечения.

ТЕМАТИКА ВОПРОСОВ

Наши рекомендации