Бедные и малоимущие
В российской социальной политике понятие «бедный» закреплено в законодательстве и обозначает индивида с доходами ниже прожиточного минимума, который, в свою очередь, равняется текущей стоимости потребительской корзины. Статистически рассчитываются три уровня прожиточного минимума – для трудоспособных граждан, граждан старше трудоспособного возраста или для граждан младше трудоспособного возраста. Самый высокий уровень устанавливается для трудоспособных граждан, у которых потребности выше. На основе всех трёх показателей рассчитывается уровень бедности как доля населения региона с доходами ниже уровня прожиточного минимума.
Полномочия по расчётам стоимости потребительской корзины в России были делегированы в 2000 г. субъектам РФ, что связано как с регионализацией социальной политики, так и с разностью в уровне и качестве жизни между регионами. В 2001-2003 г. региональные потребительские корзины заметно «полегчали» и, соответственно, статистически снизился уровень бедности, что может быть связано как с реальным сокращением бедности, так и с погрешностями расчётов состава и стоимости корзины. По мнению многих специалистов в области социальной политики, эта статистика неточно отражает процесс сокращения бедности и искажает в целом оценку бедности в стране, хотя бы ввиду различий в подходах оценки между регионами.
В Калининградской области это резкое снижение пришлось на 2002-2003 г. (см. Диаграмму 4.1).
Диаграмма 5.1.
Состояние бедности обозначает неспособность индивидов и домохозяйств удовлетворить свои базовые потребности, то есть, фактически, обеспечить физическое воспроизводство человека. Однако уровень простого социального воспроизводства личности включает также обеспечение потребностей в образовании, здравоохранении, культурной жизни, отдыхе, развлечениях, рекреации и иных социальных условий жизнедеятельности на уровне не ниже, чем у предшествующих поколений. Уровень социального воспроизводства как раз отделяет «средний класс» от низших имущественных слоёв населения, если рассматривать категорию «среднего класса» сквозь призму имущественной стратификации общества. Именно поэтому в данном контексте популярный на Западе термин берётся здесь в кавычки. «Средний класс», по сути, является социальным слоем, а не классом, который дифференцируется по отношению к средствам производства, то есть своему месту в производственных отношениях.
Оказалось, что во многих российских регионах богатые и «средний класс», с одной стороны, и бедные – с другой, составляют меньшинство населения. А большинство, находящееся между уровнем бедности и уровнем простого социального воспроизводства, имеет неопределённый имущественный статус. Для них был введён социологически некорректный термин «новые бедные». Социально-профессиональное положение типичного представителя «новых бедных» - учитель сельской школы, мелкий служащий бюджетной сферы или частного предприятия, низкооплачиваемый рабочий. «Новые бедные» - трудящиеся, социально адаптированы и обладают определённым уровнем квалификации, в отличие от бедных – преимущественно маргинальных и неспособных к социальной адаптации групп населения. «Новые бедные», как правило, поддерживают государственную политику и проявляют лояльность к политической власти. Они служат главной опорой социально-политической стабильности, в то время как «средний класс» более критически относится к современному политическому режиму в России.
Парадоксальность такой ситуации во многом объясняется тем, что в первые годы XXI года большинство россиян связывало свои надежды на улучшение своего социального положения с новым политическим курсом.
Надежды и ожидания «новых бедных», переживших кризисные 90-е гг., в значительной степени оправдались, что отразилось в положительной динамике сокращения бедности и росте численности «среднего класса». Однако немногочисленность «среднего класса», несмотря на его более низкую политическую лояльность, по-прежнему представляет собой одну из важнейших проблем социального развития российского общества.
Современное критическое отношение «среднего класса» к правящим политическим силам отражает его растущие требования развития институтов гражданского общества, качественных государственных услуг, эффективной и некоррумпированной бюрократии, надёжной гарантии своих прав, прежде всего, неприкосновенности частной собственности.
Ввиду низкого законодательно установленного уровня прожиточного минимума, категория бедных не охватывает всех слоёв населения, объективно нуждающихся в социальной поддержке. Именно поэтому наряду с понятием «бедный» при оказании социальной помощи за счёт регионального бюджета используется категория «малоимущий», не связанная с категорией прожиточного минимума. Российское законодательство определяет, фактически, только абсолютную бедность. Всего выделяют три вида бедности:
1. Абсолютная бедность. Характеризуется недостатком товаров и услуг, необходимых для поддержания нормальной физической жизнедеятельности человека.
2. Относительная бедность. Измеряется относительно средних величин, в основном, показателей среднедушевых доходов с учётом показателей имущественной стратификации общества – децильного коэффициента и индекса Джинни. При высоких среднедушевых доходах уровень относительной бедности значительно превышает уровень абсолютной бедности. В западноевропейских странах основным критерием для социальной поддержки служит состояние относительной бедности.
3. Субъективная бедность. Состояние бедности, осознаваемое самими бедными. Выявляется в результате социологических методов исследования. Может не совпадать с абсолютной и относительной бедностью. Является важным показателем для оценки не столько имущественного положения отдельных групп населения, сколько для диагностики социального отчуждения и социального исключения в обществе.
Понятие «малоимущие» отчасти связано с относительной бедностью, так как не всегда привязано к уровню бедности. Тенденция перехода от показателей абсолютной к относительной бедности в России отражает улучшение имущественного положения российских граждан и позитивную динамику решения проблемы бедности.